Служение - прерогатива рядовых членов церкви

Служение - прерогатива рядовых членов церкви

Некоторые евангельские христиане в последнее время выбрали неверный способ описания труда освобожденных служителей. Они используют выражения типа «заняться служением» для обозначения действий освобожденного пастора, как будто «служение» должно осуществляться только пасторами или другими освобожденными служителями. 

Подобные высказывания являются отражением более масштабной проблемы среди евангельских христиан – одержимости идеей профессионализма. Многие христиане часто на подсознательном уровне живут так, как будто служение лучше всего оставить для профессионалов. 

«Церковь – это семья: примите свою индивидуальную роль в ней в качестве брата или сестры, и если видите нужду – восполните ее»

Новообращенного нужно наставлять? Призовите служителей. Сестра нуждается в душепопечении? Найдите кого-нибудь, имеющего диплом об окончании специализированных курсов. Вашему соседу нужно услышать Евангелие? Позовите пастора. Неважно, как часто пасторы напоминают друг другу: «Братья, мы не профессионалы», им все же нужно пройти еще более долгий путь, чтобы убедить в том же свое собрание. Члены церкви часто воспринимают руководство как тех, кто совершает реальный евангельский труд. «Служение» – это их прерогатива. 

Библейская картина довольно-таки сильно отличается. Конечно, Писание определяет работу пастора как служение. Павел, например, повелевает Тимофею: «Исполняй служение твое» (2 Тим. 4:5). Однако библейские авторы не употребляют слово «служение» только по отношению к пасторам или тем, кто сделал евангельский труд своим основным занятием. Наоборот, каждый христианин вовлечен в труд служения. Павел четко выражает эту мысль в Ефесянам 4:11-12: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».

В понимании Павла, служение пасторов и лидеров церкви заключается в том, чтобы «совершать» святых на дело служения. Одно служение подготавливает другое: пасторы находятся в линии снабжения, а члены церкви – на передовой. Служение – это прерогатива рядовых членов церкви. 

Священство всех верующих

Знакомясь с историей искупления, мы осознаем, насколько шокирующе, даже скандально утверждение Павла. В Ветхом Завете служение в Храме мог совершать только священнический класс. Кроме того, во времена Ветхого Завета Дух наделял особой силой выдающихся личностей, таких, как цари и пророки, чтобы снарядить их для выполнения определенных поручений (Исх. 31:3; 35:31; 1 Цар. 16:13; Иез. 2:2; 3:24). 

Однако теперь тот же самый Дух сошел на всех Божьих детей, поселился в них и одарил их для служения Телу Христову (1 Кор. 12:7, 12-13). Тот факт, что мы все служим, говорит нечто о том, кто мы  – новозаветные священники, предстоящие перед Богом (1 Пет. 2:9; Откр. 1:6). Наша способность служить друг другу берет начало в нашем самоопределении, «данном каждому из нас» по мере дара Христова (Еф. 4:7).

Да, у пасторов есть особые обязанности. Им поручено нести служение, отличное от служений остальных членов церкви. Но, в общем и целом, Послание фокусируется на служении, совершающемся среди членов церкви, на служении друг другу. 

«Одно служение подготавливает другое: пасторы находятся в линии снабжения, члены церкви – на передовой»

Даже в той же 4-й главе послания Ефесянам часто повторяемая Павлом метафора, описывающая церковь как тело, подчеркивает эту мысль. Пастор снаряжает членов церкви, и именно они «созидают тело Христово» (Еф. 4:12). Получив обучение через Слово, мы передаем это же Слово друг другу «истинной любовью» (в английском переводе «говорим истину в любви»), чтобы «все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф. 4:15). Таким образом, «каждый член» должен совершать свое действие, чтобы «тело получило приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16). Павел подчеркивает центральное значение общины для заботы и служения друг другу. 

Служение, обучение, душепопечение

Это описание созвучно тому, что мы видим в других местах Нового Завета. Апостолы не рассказывают пасторам, как запустить разные программы, и не обучают их отдавать прерогативу в решении проблем «правильным людям». Вместо этого они ободряют членов церкви совершать служение. 

Подумайте, например, о хорошо известных стихах со словами «друг другу». Служение – не исключительная прерогатива дьяконов, члены церкви тоже должны «служить друг другу» (Гал. 5:13). Не только пасторы должны учить, члены церкви тоже «могут наставлять друг друга» (Рим. 15:14). Не только регент церкви может благословлять других музыкальным прославлением, члены церкви тоже поют друг другу (Кол. 3:16). Не только получившие диплом душепопечители  могут помочь пройти через трудные жизненные ситуации, члены церкви тоже должны «увещевать и назидать один другого» (1 Фес. 5:11). 

Даже во время наших общих собраний, которые многие христиане воспринимают как служение, отданное в руки исключительно церковного руководства, автор Послания Евреям подчеркивает роль, которую играют обычные члены церкви, служа и ободряя друг друга. (Евр. 10:24-25). 

Наше ежедневное служение

Одна из причин, по которой христиане склоняются к восприятию служения как прерогативы пасторов, заключается в том, что линия снабжения, честно говоря, кажется намного более эффектной и значительной, чем линия фронта. Проповедь или другое публичное служение просто кажутся «реальным» служением. Однако Павел указывает, что учение в церкви – это, по крайней мере частично, только подготовка. Оно снаряжает членов церкви на дело служения – служения нисколько не менее реального, чем служение проповеди. 

Возможно, мы превозносим публичное служение, считая только его настоящим именно потому, что в сравнении с ним то служение, которое несут обычные члены церкви, кажется незначительным. И все же подумайте, что сам Павел определяет как «дело служения» на протяжении всего Послания Ефесянам. К чему готовит нас служение учения в церкви? Оно снаряжает нас, чтобы мы:

  • говорили истину с любовью (Еф. 4:15 в английском переводе), отвергнувши ложь, говорили истину каждый ближнему своему (Еф. 4:25);

  • усердно трудились на своем рабочем месте (Еф. 4:28, 6:5-8);

  • избавились от скупости и делились с окружающими тем, что имеем (Еф. 4:28);

  • избегали сквернословия, пустословия, смехотворства и других гнилых слов (Еф. 5:4, 4:29);

  • были добры и прощали друг друга (Еф. 4:32);

  • не обольщались пустыми словами, то есть, ложными доктринами (Еф. 5:6);

  • любили своих жен и подчинялись своим мужьям (Еф. 5:22-33);

  • воспитывали своих детей угодным Богу образом (Еф. 6:4);

  • справедливо обращались со своими работниками (Еф. 6:9). 

Что Павел считает «настоящим» служением? Это две мамы, которые отложили соперничество и сравнивание, чтобы любить и служить друг другу. Это молодой человек, отказавшийся грязно шутить ради дешевого смешка, и вместо этого решивший говорить то, что назидает. Это радостное выполнение рутинной работы, такой, как заполнение таблиц данными, в течение всего рабочего дня, в качестве акта посвященности Господу. 

«Бог дал нам лидеров для того, чтобы снарядить членов церкви, а не заменить их. Служение – прерогатива рядовых членов церкви»

Это муж, трудящийся, чтобы помочь жене духовно возрастать, решивший не замечать ее несправедливую критику. Это жена, принявшая решение почитать своего мужа, даже когда у нее есть возможность неуважительно говорить о нем. Это приглашение других членов церкви на обед после церкви, благовестие соседу или емейл брату, переживающему духовные трудности. 

Ни одно из этих действий не кажется эффектным. Но для Павла все это – реальное служение. Пасторы учат и проповедуют, чтобы мотивировать членов церкви на подобные дела. 

Семья, состоящая из служащих людей

Как же тогда мы должны реагировать на учение Павла в Ефесянам 4:11-12? Если вы член поместной церкви (надеюсь на это), не ждите, пока ваш пастор или руководитель программы попросит вас что-то сделать. Не ждите, пока вы станете членом программы, спонсированной вашей церковью, чтобы применять свои дары. 

Церковь – это семья: примите свою индивидуальную роль в ней в качестве брата или сестры, если видите нужду – восполните ее. Если кто-то нуждается в ободрении – ободрите его. Откройте свои дома, делитесь с окружающими тем, что имеете, пригласите неверующих в свою жизнь. Библия рисует церковь не как религиозный клуб, изобилующий программами служения, а как семью, изобилующую служащими людьми. 

Во время объявленного государством локдауна в связи с распространением ковида, в моем собрании остановилось проведение всех программ. Но братья и сестры, посвятившие себя наставничеству, все равно переписывались, звонили, устраивали видеоконференции по зуму со своими подопечными во время обеда, например, чтобы обсудить книгу. Члены церкви находили новый, творческий подход, чтобы служить людям в своем окружении и достигать соседей Евангелием. 

Даже гостеприимство продолжалось, когда члены церкви собирались на свежем воздухе, садились на расстоянии 2 метров и вдохновляли друг друга Божьими обещаниями. Эти святые поступали так не потому, что пасторы создали «программу ученичества, соблюдающую принципы сохранения социальной дистанции», но потому что пасторы хорошо снарядили их на дело служения, даже если это служение происходило в условиях необходимости социальной дистанции. 

Это просто один из примеров того, как Слово Божье снаряжает каждого христианина, наделенного дарами Духа, на служение в церкви. Не ожидайте, что «профессионалы» или христиане, получившие какие-то дипломы, будут выполнять миссию церкви. Бог дал нам лидеров для того, чтобы снарядить членов церкви, а не заменить их. Служение – прерогатива рядовых членов церкви. 


Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.