Результаты опроса 2023

Результаты опроса 2023

В преддверии конференции Экклезия-2023 “Церковь, которая благовествует” мы задались вопросом: “А как обстоит дело с личным благовестием в контексте русскоговорящих евангельских церквей?”. Мы обнаружили, что практически отсутствует статистическая информация о том, что люди понимают под благовестием, чем мотивируются и какие способы благовестия они используют. 

Тогда мы организовали онлайн-опрос, который проходил с 17.01.23 по 27.04.23. В нем приняли участие преимущественно члены церквей РС ЕХБ России. В единичных случаях анкеты заполнялись представителями других течений христианства или не членами церкви. Всего получено 1212 анкет. Из них 58% заполнили мужчины, 42% – женщины. Среди участников опроса преобладает доля молодых людей, однако присутствуют представители всех возрастных групп: до 18 лет – 4%; 18-30 лет – 39%; 31-40 лет – 27%; 41-50 лет – 20%; 51-60 лет – 6%; 60 лет и более – 3%. Средний возраст респондентов – 34 года. Доля рукоположенных служителей церкви среди участников опроса составила 19%.

Ниже приведем основные и, как нам кажется, крайне интересные наблюдения, которые были получены в ходе нашего исследования. 

1. 71% СЧИТАЮТ ЧТО БЛАГОВЕСТВОВАТЬ ПРИЗВАНЫ ВСЕ ХРИСТИАНЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, А НЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ОДАРЕННЫЕ ЛЮДИ.

Помимо этого, отмечались такие группы, как: христиане с даром благовестия – 10%, миссионеры – 7%, пасторы – 6%, общительные по природе христиане – 6%.

Значит, почти каждый христианин в нашей среде считает благовестие своим делом.

2. ТОЛЬКО 27% ПРОАКТИВНО ИЩУТ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БЛАГОВЕСТИЯ

Подход к благовестию большинства (66%) опрошенных описывается как «благовествую, когда Бог посылает возможность», подход примерно четверти (27%) опрошенных – «ищу и создаю возможности для благовестия», и 7% – «не думаю о благовестии, так как для него почти нет возможностей».

Кроме этого, лишь примерно пятая часть опрошенных (21%) заранее планирует рассказать кому-то Евангелие, более половины (57%) опрошенных делают это иногда, а 22% заранее не планируют.

Получается, что, хотя мы и осознаем себя благовестниками, мы по большей части не относимся к возвещению Евангелия как к осознанной практике или труду. Есть возможность – мы говорим, но сами по большей части не планируем и не ищем путей для благой вести. 

3. ТОЛЬКО 29% РЕГУЛЯРНО ПРОСЯТ БОГА О ВОЗМОЖНОСТЯХ ДЛЯ БЛАГОВЕСТИЯ

Среди опрошенных большинство (64%) лишь иногда молятся о том, чтобы иметь больше возможностей благовествовать, почти треть (29%) молятся об этом регулярно и 7% не молятся вообще. 

Осознаем ли мы, что благовестие – это наше призвание и, следовательно, нам необходимо, чтобы Бог направлял людей к нам и нас к людям? Почему мы не молимся регулярно о том, чтобы благовествовать? Может быть, мы не считаем это столь важным? Может, мы склонны думать, что Бог сам направит к нам, кого захочет?

4. ТОЛЬКО 17% СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМ РАССКАЗЫВАТЬ ЛЮДЯМ О БОЖЬЕМ СУДЕ

Участникам опроса предлагалось среди предложенных вариантов выбрать самое главное в благовестии. Большинство (32%) выбрали «рассказать о смерти Христа за грехи». Также популярны такие варианты, как «призвать к покаянию перед Богом» (21%) и «рассказать о своем обращении ко Христу» (11%),  отмечались также ответы «подарить Новый Завет или Библию» (8%), «пригласить в церковь» (7%), «доказать достоверность Библии» (3%).

Выходит, что мы очень часто рассказываем неверующим людям об исцелении, не говоря о болезни; проповедуем свободу, не говоря о рабстве; говорим о спасении, не указывая на осуждение. 

5. 45% УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО РАССКАЗАЛИ ЕВАНГЕЛИЕ 5 И БОЛЕЕ ЛЮДЯМ ЗА ПРОШЕДШИЙ 2022 ГОД.

Четверть опрошенных (24%) рассказали 3-5 человекам, 15% – двум, 9% – одному и 7% – никому.

6. 52% НЕ ЗНАЮТ, СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ОБРАТИЛОСЬ КО ХРИСТУ ЧЕРЕЗ ИХ БЛАГОВЕСТИЕ.

Почти четверть опрошенных (23%) считают, что ни один человек не обратился ко Христу через их проповедь Евангелия, 9% – один человек, 4% – два человека, 12% – три и более человек.

Почему же, если мы так много благовествуем, мы часто не знаем, обратились ли ко Христу те, кому мы проповедовали? Может быть, дело в том, что мы не поддерживаем контакт с человеком после проповеди Евангелия? Может быть, мы слишком часто считаем свой долг благовестника выполненным после разговоров с таксистами и попутчиками, с которыми больше мы никогда не видимся? 

7. ЛИШЬ 12% ИМЕЮТ В ЦЕРКВИ ОБУЧЕНИЕ БЛАГОВЕСТИЮ

При этом большинство (58%) опрошенных ответили, что членам их церкви напоминают о необходимости лично благовествовать на каждом собрании, около четверти (28%) – в преддверии специальных церковных мероприятий, 12% – по праздникам, 2% – никогда.

Чаще всего (29%) церковь помогает своим членам в личном благовестии напоминанием о благовестии с кафедры. Также распространена следующая помощь церкви: мотивирует и поощряет (16%), даёт брошюры для раздачи (15%), организовывает обмен личным опытом (13%), рекомендует материалы на эту тему (13%). При этом 2% опрошенных ответили, что церковь никак пока не помогает своим членам в личном благовестии.

Создается впечатление, будто наши общины постоянно призывают к личному благовестию, однако чаще всего не предоставляют верующим возможности научиться это делать.

Пасторы, которые нам нужны

29.05.2024 / Дэвид Мэтис

Под влиянием общества мы подозрительно относимся к лидерам, зачастую предполагая, что они будут использовать власть скорее для собственной наживы, чем для всеобщего блага. Но некоторые из текстов Нового Завета дают нам представление о христианском руководстве, которое кардинально отличается от мирских парадигм лидерства. Опираясь на эти тексты, Дэвид Матис указывает 5 признаков хороших пастырей, в которых все мы нуждаемся.

Многие христиане видят катастрофу в распространении атеизма. По мнению же Дэвида Робертсона, намного сложнее достичь религиозных и номинально религиозных людей, нежели атеистов. Поэтому он хочет вдохновить всех христиан видеть в атеистах не угрозу своей вере, а людей, которые нуждаются в благой вести об Иисусе Христе и зачастую готовы ее принять.

Если само по себе применение церковной дисциплины обычно ни у кого не вызывает сомнений, то на этапе после применения дисциплины возникает немало вопросов, которые можно свести к одному: как относиться к человеку, к которому была применена церковная дисциплина?