Развитие молодежного евангельского движения в постсоветский период

Развитие молодежного евангельского движения в постсоветский период

Молодёжное движение присутствовало в церквах евангельских христиан-баптистов с самых первых шагов, его развитию уделялось особое внимание.

Большинство пионеров евангельского движения в России были молодыми людьми.

Развитие молодёжного движения в постсоветский период происходило в 3 этапа. Хронологические границы этих этапов носят условный характер, так как в некоторых регионах России указанные ниже тенденции имели место в разное время.

1. Возрождение (1988 – 1994 гг.)

Обретя невиданную доселе свободу, баптистская молодёжь стремилась развивать взаимоотношения между собой: многочисленные поездки и посещения церквей сменялись массовыми молодёжными собраниями и общением. Молодёжь, которая выросла в советское время, дышала свободой полной грудью. Впервые за многие годы христианская молодёжь могла беспрепятственно собираться вместе для удовлетворения своих духовных и социальных потребностей.

Получив новые возможности, христианская молодёжь активным образом включилась в служение христианского просвещения и благовестия российскому народу. Массовые собрания, миссионерские путешествия по стране, посещение тюрем и помощь детским домам – всё это стало естественной частью жизни христианской молодёжи.

В то же самое время миссионерское служение молодёжи проходило под началом руководящих служителей церквей и носило скорее вспомогательный характер.

В баптистские церкви пришло много молодых людей, большинство из которых происходили из атеистических семей и не имели церковного воспитания. Именно эта молодёжь стала проявлять огромную ревность в проповеди Евангелия, что наложило отпечаток на всё молодёжное служение по следующим причинам. Во-первых, этими молодыми людьми двигала первая любовь к Господу. Во-вторых, не зная хорошо истории баптизма, они не восприняли прежнюю философию изоляции, искали пути проникновения в общество и воспринимали себя его частью.

Необходимо также признать, что в этот период отношение к обществу в среде баптистской молодёжи носило скорее оборонительный характер. Большинство молодёжных лидеров, выросших в условиях притеснения церквей и их семей, не воспринимали себя полноценной частью российского общества. Стремясь просвещать общество и помогать ему, эти лидеры не могли и не желали отождествлять себя с ним. Скорее, они противопоставляли себя обществу, ощущали себя сторонними по отношению к нему. Объективной причиной такого отношения были прежние тяжёлые годы притеснений и гонений на верующих.

2. Становление (1995 – 2001 гг.)

Этот период стал по-своему особенным и определяющим для становления молодёжного движения в евангельско-баптистских церквях.

Пришедшая свобода носила длительный характер, в том числе - исчез заградительный барьер для верующих при поступлении в высшие учебные заведения. Заметив это, большинство молодых баптистов поступали в вузы.

В то же самое время происходила массовая эмиграция баптистов заграницу, что весьма негативно отразилось на молодёжном движении.

В частности, многие молодёжные лидеры эмигрировали, многим пришлось занять освободившиеся места служителей и миссионеров и оставить молодёжное служение. Вновь пришедшая молодёжь не имела необходимого ученичества и наставничества.

Именно постсоветскому поколению молодых потомственных баптистов и вновь пришедших молодых людей, недостаточно обученных и духовно незрелых, предстояло занять освободившиеся места в служении в основном в новых поместных общинах и в миссионерских группах.

В это время в России появилось большое количество миссионерских молодёжных организаций, которые активно начали осваивать необъятные просторы нашей страны, преимущественно её европейскую часть. Именно благодаря им в России начало возникать активное движение евангелизации среди молодёжи, да и само понятие «молодёжное служение» стало обретать понятные формы.

В прежние времена молодёжное служение в баптистских общинах носило в основном внутрицерковный характер, но с приходом западных молодёжных организаций появилась устойчивая идея о необходимости целенаправленного служения евангелизации среди молодёжи.

К сожалению, большинство этих западных парацерковных организаций имели ложные представления о роли и месте поместной церкви в благовестии молодёжи и о месте молодёжи в христианской общине. Кроме того, они имели слабое представление о специфике и ментальности российских граждан. По этой причине многие инициативы по привлечению молодёжи к вере либо не увенчались большим успехом, либо приводили к столкновениям во многих церквах евангельско-баптистского братства между советским поколением и новым постсоветским поколением молодёжи.

В это время была сделана основная попытка организовать единое христианское молодёжное движение по всей стране. Эта попытка не достигла всех поставленных целей, но помогла сделать реальный шаг вперёд к созданию будущей единой структуры молодёжного служения Российского Союза ЕХБ.

Это поколение, даже в большей степени, чем поколение 90-х, также столкнулось с серьёзным искушением – с материализмом. В прошлом это искушение отсутствовало у баптистов по объективным причинам, поэтому баптистские общины ещё не выработали должный иммунитет к нему. Немало новых баптистов ушли в бизнес из-за слабого духовного наставничества и попечения о них, а также из-за неэффективного использования их потенциала поместными общинами. Однако для некоторых из них вовлечение в бизнес привело к новому осмыслению ими своей роли и места в обществе как не чуждых обществу элементов. Это также сыграло положительную роль в том смысле, что некоторые служения обрели местных спонсоров.

3. Развитие (2002 – 2007 гг.)

Впервые за многие годы баптистские общины стали наполняться молодёжью, которая никогда не была подвержена активному влиянию коммунистической и атеистической идеологии. Это новое поколение жило в России и жило Россией, связывая своё настоящее и будущее с нашей страной. Именно поэтому они воспринимали себя с одной стороны наследниками первоапостольской традиции, а с другой стороны – продолжателями российского евангельского движения.

В то же самое время именно это поколение хуже всего воспринимало традицию и формы баптизма, желая его реформирования при сохранении чёткого догматического учения. Другими словами, протест был направлен против внешней формы, а не вероучения.

Также одной из негативных тенденций, влияющих на христианскую молодёжь, стало возникновение приходского уклада или мышления в ряде наших общин. В таких собраниях молодёжь была весьма инфантильной и безынициативной, даже несколько закрытой для окружающего общества.

По нашим данным, более 70% молодых людей этого поколения получило или желало получить высшее образование. Они были готовы играть важную роль в дальнейшем развитии и функционировании Российского государства.

Именно поэтому было вполне естественным, что это поколение осуществляло дело религиозного благовестия и духовного просвещения своих сверстников. Многие из них мечтали о том времени, когда российское общество воспримет библейские ценности и начнёт строить свою жизнь по евангельским принципам. Это поколение баптистской молодёжи воистину можно назвать истинными патриотами России, которые были чужды национализма и разного рода шовинизма.

У них было желание развивать молодёжное служение, которое являлось бы в сущности российским, и они видели его только долгосрочным. Их главной целью, целью их молитвы были Духовное Пробуждение и Реформация в нашей стране.

Век постмодернизма, как бы странно это ни звучало, заставил современную баптистскую молодёжь ещё больше познавать и любить свою историю, не теряя при этом своей идентификации. Они были открыты для межконфессиональных контактов.


Сегодня ключевую роль в развитии молодёжного движения играет молодёжный отдел Российского Союза ЕХБ, который был официально создан после 2000 года. Его деятельность направлена в основном на координацию всего молодёжного служения, на проведение обучения молодёжных лидеров и на снабжение служителей полезными материалами и ресурсами для эффективного служения.

Также важным элементом развития современного молодёжного служения являются крупные церковные общины, которые поддерживают такое служение в малых церковных собраниях.

Российская баптистская молодёжь принимает активное участие в христианском служении на всём постсоветском пространстве и выступает объединяющим фактором в формировании единого молодёжного движения по всему бывшему Советскому Союзу.

Также происходит взаимное притяжение друг ко другу славянской баптистской молодёжи во всем мире, растёт их стремление развивать христианское служение по всей планете.

Более того, возросла роль молодёжи в современном обществе, если можно так сказать, изменилась её социальная парадигма. Всё это оказало влияние на формирование и развитие молодёжного служения в РС ЕХБ. В сущности, современное состояние общества даёт прекрасные возможности для духовного Пробуждения и значительного успеха в благовестии среди молодёжи.


Четыре принципа христианского единства

21.07.2021 / Бенджамин Моррисон

Как подходить к отличиям между христианами так, чтобы это приносило славу Христу и в то же время сохраняло единство с нашими братьями и сёстрами? Бенджамин Моррисон даёт ответ на этот вопрос на основании Рим. 14:19–23.

Вряд ли найдётся пастор, который любил бы говорить «нет» в ответ на предложение о хорошем деле для церкви. Однако ни одна поместная церковь не может сделать все хорошие дела. В данной статье Кевин Деянг описывает ситуации, в которых пасторы должны отказать, а также даёт рекомендации членам церкви, предлагающим новое служение.

Работа с кризисной беременностью

08.07.2021 / Виктор Зубарев

Служение женщинам, которые думают об аборте – это непростое служение. Однако всегда есть великая цель - прославить Господа через наше участие в нуждах людей. В своей статье Виктор Зубарев рассказывает о том, почему женщины решаются на аборт и как помочь таким женщинам.