Распространение светского мировоззрения не остановит обращения

Распространение светского мировоззрения не остановит обращения

Несколько недель назад я общался с английскими пасторами. Несмотря на тот факт, что Британия превзошла США в темпах обмирщения, один из пасторов сказал, что события нескольких последних лет даже в Британии по-новому повлияли на людей в церкви. Многие верующие считают истинных христиан настолько отличающимися от представителей современной культуры по своему мировоззрению, что они сомневаются в том, что хоть кто-то еще может быть спасен.

Я думаю, это чувство знакомо многим. Покажутся ли глубоко светским людям с небольшими или вовсе отсутствующими связями с христианской культурой моральные требования следования за Христом настолько невообразимыми, что они будут относиться к христианству примерно так же, как к греческим мифам о Зевсе и Гермесе?

Вот три библейских обоснования, которые делают подобный пессимизм в церкви безосновательным.

1. Бог всегда совершает Свою работу по освобождению отдельных личностей от группового мышления в господствующей культуре неверия.

Будет ошибкой смотреть только на «культуру» и предполагать, что все неверующие люди строго следуют веяниям современной эпохи. На самом деле, кто-то только что потерял ребенка. Кто-то только что узнал, что у него рак. Кто-то только что потерял работу в возрасте 55 лет. Кто-то только что увидел страшный сон об аде. Кто-то, находясь в одиночестве в гостиничном номере, только что прочитал притчу о блудном сыне. Кто-то только что решил, что его жизнь, полная самоудовлетворения, на самом деле бессмысленна. Какая-то молодая пара только что имела длительную беседу об отсутствии моральных стандартов, которые они могли бы передать своим детям. Кто-то только что пережил огромное чувство вины и глубокое осознание, что он ответственен перед Создателем.

«Бог ежесекундно производит действие в сердцах отдельных людей миллионами разных способов, чтобы подготовить их к слышанию Евангелия»

Другими словами, мы сильно ошибаемся, если забываем, что люди спасаются поодиночке, как уникальные личности, а не просто как представители своей «культуры». Бог ежесекундно производит действие в сердцах отдельных людей миллионами разных способов, чтобы подготовить их к слышанию Евангелия.

Когда вы садитесь в автобус, идете в спортзал или стоите среди болельщиков на футбольном матче своего ребенка, вокруг вас находится десяток других людей, которые не являются ярыми сторонниками мирской культуры. В их жизнях происходят сотни событий, и вы никогда не узнаете (если не расспросите), что некоторые из этих событий фактически заставили их разочароваться в той самой культуре, которая, по вашему мнению, порабощает их. Не думайте о людях как о представителях культуры. Думайте о них как о личностях, которых, вполне вероятно, Провидение ведет к покаянию (Рим. 2:4).

Ободритесь, посмотрев, какую картину рисует Новый Завет: на общем фоне культурной тьмы того времени выделяются индивидуальные обращения. Павел знал, что он вступает на вражескую территорию каждый раз, когда он входит в новый город. «Князь, господствующий в воздухе» действовал в сынах противления (Еф. 2:2). «Бог века сего» ослепил всех неверующих (2 Кор. 4:4). Это был «лукавый век» (Гал. 1:4). Апостол Петр описал этот мир, как «жизнь в нечистоте, похотях, пьянстве, излишестве в пище и питии и нелепом идолослужении» (1 Пет. 4:3). Ничто из вышеперечисленного не рисует картину обстановки, подходящей для плодотворного благовестия. Однако на общей картине выделяются отдельные элементы удивительных покаяний в той невероятно темной культуре:

  •  Закхей – богоотступник, вор, мытарь, вдруг возжелавший увидеть Иисуса (Лук. 19:1-8);

  •  Иоанна жена Хузы, домоправителя Иродова (Лк. 8:3);

  •  Евнух ефиоплянин, который как раз читал 53 главу пророка Исайи, когда Филипп подошел к нему (Деян. 8:26-40);

  •  Корнилий – богобоязненный римский сотник, достигнутый Богом через Петра, пережившего необычное полуденное видение (Деян. 10 гл.);

  •  Савл, участвовавший в избиении Стефана, у которого лицо было, как лицо Ангела. Савл дышал угрозами и убийством на учеников Господа (Деян. 9 гл.);

  •  Сергий Павел разумный римский проконсул Кипра (Деян. 13:7-8);

  •  Лидия женщина, преуспевающая в торговле (Деян. 16:11-15);

  •  безымянная одержимая служанка (Деян. 16:16-18);

  •  римский темничный страж (Деян. 16:25-34),

  •  и, удивительно, люди из дома самого кесаря (Фил. 4:22). 

Бог спасает отдельных личностей. Ни один из них не является просто продуктом своей чувственной, спиритуалистической, мирской культуры. Бог совершает Свою работу по освобождению тысяч и тысяч людей от группового мышления, навязанного мирскими СМИ или какими-то другими претендентами на культурную гегемонию.

2. Первоначальная враждебность со стороны нецерковных людей может быть прелюдией к их возрождению

Другими словами, не полагайте, что изначально негативная реакция человека на истину, которую вы говорите, и на жизнь, которой вы живете, останется такой негативной навсегда.

Апостол Петр знал, что это далеко не всегда так. «Прошу вас…провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:11,12). Сначала они злословят вас, как злодеев, а потом прославляют Бога за ваши добрые дела. Должно пройти время. Например, кто-то сначала может «злословить» вас за ваше отношение к гомосексуализму, но потом они, наконец, осознают, что вы на самом деле не полны ненависти, но, наоборот, готовы помогать немощным.

«Не полагайте, что изначально негативная реакция человека на истину, которую вы говорите, и на жизнь, которой вы живете, останется такой негативной навсегда»

Опять же Петр говорит: «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Пет. 3:16). Итак, какой-то человек из мира сначала будет злословить вас. Эта ситуация кажется безнадежной в плане благовестия. Но нет, по Божьей благодати они могут быть постыжены вашим «добрым житием».

Кто производит эти изменения? Бог согласно Своей воле. «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» (1 Пет. 3:17). «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:19) . Суверенная Божья воля – это не причина для фатализма, но ключевой источник надежды на то, что люди из мира придут от порицания к постыжению и, в конечном итоге, к вере. Один человек за другим обращались к Богу в первом веке, это будет происходить и в нынешнем.

3. Богу так же легко возродить духовно мертвого человека в современном постхристианском мире, как и в пуританском мире: мертвый есть мертвый

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2:4-5). Кальвинисты должны иметь самую большую надежду и рвение в благовестии в современный, казалось бы, «безнадежный» культурно-исторический период.

Мы верим, что богатый юноша был безнадежно порабощен деньгами. Только чудо Божьей благодати могло привести его к вере. Иисус сравнил способность к обращению этого пропитанного жаждой к деньгам мирского человека со способностью верблюда пройти сквозь игольные уши. Его ученики сказали: «Кто же может спастись?» Но Иисус сказал: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:26-27). Духовно мертвый не может поверить, в этом поколении и в любом поколении, но нет невозможного для Бога.

«Кальвинисты должны иметь самую большую надежду и рвение в благовестии в современный, казалось бы, «безнадежный» культурно-исторический период»

Разница между кальвинистским взглядом на спасение и всеми остальными взглядами заключается в том, что кальвинист верит: Бог – основополагающая причина появления веры в человеке. Другие подходы предполагают, что Бог может «влиять», «подталкивать», «приглашать», «стимулировать» или «побуждать» человеческую волю к обретению веры. Но одно из главных отличий кальвинизма – это вера в то, что Бог может преодолеть всякое противостояние в душах своих избранных, фактически преодолевает его и дает их сердцам обрести дар веры. Он – не просто одна из причин, Он – основополагающая причина. Он, а не мы. Следовательно, Богу не труднее спасти людей сейчас, чем когда-либо ранее.

Заключение

Отчаяние или трусость в благовестии перед лицом глубоко мирской культуры совершенно неуместны в христианской церкви по следующим причинам:

  • Бог всегда совершает Свою работу по освобождению отдельных личностей от группового мышления в господствующей культуре неверия;

  • первоначальная враждебность со стороны нецерковных людей может быть прелюдией к их возрождению;

  • Богу так же легко возродить духовно мертвого человека в современном постхристианском мире, как и в пуританском мире.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.