Принципы публичной молитвы

Принципы публичной молитвы

К публичной молитве на собрании нужно относиться так же серьёзно, как и к пению или проповеди. Сам Иисус учит учеников молиться, молясь. Поэтому совместная молитва обучает всю общину.

Как нужно молиться ведущему собрание

С самого начала необходимо обозначить тему молитвы: хвала, исповедание, благодарение или прошение.

Молясь со всей общиной, не нужно быть слишком многословным. Это проявление заботы о людях, чтобы не потерять их внимание. Голос и тон молитвы должны подходить для торжественного собрания.

Совместная молитва должна быть упорядочена: «Всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40). Нужно заранее прописывать, продумывать основные тезисы молитвы. Тогда и молящемуся легко помнить, о чём он планирует молиться, и молящимся в зале такая молитва помогает следовать за ходом его мыслей.

Публичная молитва всегда произносится во множественном числе, от лица всего собрания. Отождествляйте себя с людьми, которые находятся в зале. В чём разница между индивидуальной и публичной молитвой? В индивидуальной молитве я один, поэтому молитва — это моё знание о Боге, мои отношения с Ним. В совместной молитве ведущий должен думать не только о себе, но также обо всей общине и о гостях.

Публичная молитва не должна быть скучной и однообразной. Необходимо думать о разных категориях людей: члены церкви и гости, молодые и пожилые, мужчины и женщины. Нужно молиться, вовлекая людей в это совместное поклонение Богу.

Хорошо, если наши молитвы охватывают всю Троицу. Молитва Павла в Послании к Ефесянам 3:14–19 является хорошим примером тринитарной молитвы. Он молится Отцу, чтобы ефесяне были укреплены Духом, чтобы Сын жил в их сердцах верой.

Вот пример того, как может звучать тринитарное поклонение: «Мы поклоняемся Тебе, Отче, за то, что Ты — Творец всего на небесах и на земле... Мы хвалим Тебя, Иисус, за то, что Ты — совершенный образ и сияние Отца... Мы восхищаемся Тобой, Святой Дух, Даятель жизни, Утешитель и Помощник».

Молитва должна быть ориентирована на Евангелие: «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Вся Библия указывает на искупительную работу Иисуса (Луки 24:44–47), поэтому Евангелие должно быть в центре всего нашего поклонения, включая наши совместные молитвы. Ничто не прославит Бога и не ободрит святых больше, чем пение, проповедь и молитва Евангелия Божьей благодати.

Молитва исповедания больше всего должна сосредоточить внимание на Божьей благодати, обозначить нашу нужду и Божью силу.

Нам нужно молиться публично на примерах молитв Павла: Еф. 1:15–23, 3:16–21, Фил. 1:9–11, Кол. 1:9–12, 2 Фес. 1:11–12, по Псалмам или по другим текстам Библии. Не смущайтесь, если публичная молитва изобилует языком Писания. Язык Слова Божьего всегда правильный, безопасный и назидающий. Кроме того, в Слове Божьем есть простота и нежность, которые очень сильны и особенно подходят для пленения сердец. Наконец, это позволяет слушателю легче следовать молитве.

Используйте разные имена Господа в разных частях молитвы. Вместо того, чтобы просто повторять один и тот же титул Бога во время молитвы, лучше обогатить обращение к Богу, подчеркивая различные стороны Божьего характера и отношения к нам.

Вдохновляющая совместная молитва отличается языком надежды и уверенности. Она не вгоняет в тоску, равнодушие, а побуждает думать о Боге, Его славе и о том, что Он желает совершать.

В своей книге «Молитва» Джон Онвучеква пишет: «При помощи общей молитвы мы учим церковь общению с Богом. Когда мы молимся вместе, нам нужно развеять неправильные представления о Боге, молиться о том, о чём многие из нас забывают, и показать, что содержательная молитва необязательно занимает много времени».

В «Лекциях моим студентам» Сперджен даёт много практических принципов публичной молитвы: «Наши молитвы должны не пресмыкаться по земле, а парить ввысь. Наш образ мысли должен быть возвышенным. Наши обращения к престолу благодати должны быть торжественны и смиренны, а не легкомысленны и громки, формальны и бессмысленны. Обычная форма речи неприемлема перед Господом, мы должны обращаться к Нему с благоговением и священным трепетом».

Как не нужно молиться ведущему собрание

Следует избегать слишком частого повторения имени Бога («Господь», «Отец», «Небесный Отец» и т. д.). Обычно это вопрос привычки. Повторяющиеся слова и однообразие являются распространенным недостатком публичной молитвы.

Нерешительность и длинные, неловкие паузы отвлекают.

Плохая форма речи не должна стать камнем преткновения для тех, кто пришёл на богослужение. Избегайте неграмотных выражений.

Частым недостатком является отсутствие логики, порядка в молитве.

Следует избегать чрезмерной продолжительности публичной молитвы. Не нужно молиться слишком долго. Не используйте слишком много деталей в конкретных элементах молитвы.

Не нужно вводить понятия или образы, которые требуют дополнительного объяснения. Нужна простота и ясность речи. Применение аллегорического стиля в молитве может запутать.

Нехорошо, если молитва намекает на определённых людей или ситуации. Публичная молитва не должна становится поводом для обличения кого-то или рупором, чтобы кому-то в зале что-то сообщить. Мы молимся, чтобы общаться с Богом, а не с залом. Мы молимся Богу, а не людям.

Плохо, когда молитва не учитывает контекст аудитории и самой программы богослужения. Например, так бывает, когда у кого-то всем известное горе, а молитва наполнена особыми акцентами радости и хвалы. Бывает и так, что молитва формальна и никак не связана с линией богослужения, практически универсальна и подойдёт совершенно в любом месте; тогда она не нужна, потому что её никто не захочет слушать.

Иногда, в горячем пылу, человек молится очень громко и так быстро, что никто не успевает за ним. Это не только отвлекает само по себе, но и затрудняет вести собрание после такой молитвы.

Рекомендации

Полезно почитать книгу Стюарта Олиотта «Иисус — нескучный проповедник», чтобы понять, как Иисус отождествлял себя с грешниками (Мк. 1:9–11), находил учеников, беседуя с людьми (Мк. 1:16–20), заботился о больных (Мк. 1:29–34), много тайно молился (Мк. 1:35–39).

Нам в молитвах нужно быть человечными, сострадать людской боли и переживаниям.

Ведущим собрания нужно помнить, что именно суверенная власть Бога побуждает нас к молитве (Деян. 4:24, Откр. 6:10). Люди молятся Богу, потому что верят, что Бог силен спасти, способен изменить ход событий и готов ответить на молитвы Своего народа.

Божий ответ на наши слезы

05.11.2024 / Скотт Хаббард

Веками христиане называли этот мир «долиной слез». Да, Христос пришел. Да, Он воскрес. И да, Он придет опять. Но мы все равно горюем, чувствуем боль и плачем, переживаем вместе с теми, кто страдает и скорбит. По разным причинам мы бредем по этой долине с тяжелыми сердцами: разбитые надежды, несбывшиеся мечты, отчужденность супруга, депрессии у наших детей, смерть и болезни близких, разрушительный грех.  

Я никогда не знал вас

28.10.2024 / Грег Морс

Может ли быть что-то хуже, чем состояние погибшего грешника, уверенного в том, что он спасен? Из всех, кто идет широким путем к погибели, будет ли кто несчастнее, чем те, кто пел христианские песни, молился и слушал бесчисленное количество проповедей?

Новый Завет не проводит четкого и очевидного разграничения между служением на поддержке и так называемой светской работой. На любой ежедневной работе, которую мы имеем по Божьему провидению, Он призывает нас трудиться «не напоказ только, … как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22)