Евангельская культура отношения к отлученным

Евангельская культура отношения к отлученным

Обычно в дискуссиях о церковной дисциплине ссылаются два текста: Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:1-11. Действительно, эти тексты содержат подробную инструкцию по применению церковной дисциплины, но есть и другие важные тексты.

Если само по себе применение церковной дисциплины обычно ни у кого не вызывает сомнений, то на этапе после применения дисциплины возникает немало вопросов, которые можно свести к одному: как относиться к человеку, к которому была применена церковная дисциплина?

I. Матфея 18:10-20

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Несколько наблюдений:

1.    Иисус предостерегает от того, чтобы кто-либо из верующих презирал «малых», т.е. других верующих, потому что они настолько ценны в глазах Бога, что Бог посылает Своих ангелов для служения им. Они ценны в Божьих глазах, потому что они искуплены Христом.

2.    Сам Иисус показывает пример отношения к согрешающему на примере пастуха и заблудившийся овцы:

- пастух не довольствуется тем, что, хотя одна овца и потерялась, все равно осталось 99;

- пастух отправляется на поиски, которые могут быть длительными, опасными и трудными. Иными словами, он будет делать все, что от него зависит, чтобы найти овцу;

- пастух может сделать все, что от него зависит, но так и не найти овцу, на что указывает фраза «и если случится найти ее». Подразумевается, что пастух может и не найти овцу;

- пастух испытывает огромную радость, если его поиски увенчались успехом.

Иными словами, Иисус учит, что согрешение верующего не может оставить других верующих равнодушными. Церковная община должна сделать все, что от нее зависит, чтобы «найти» своего брата, хотя для этого может потребоваться много времени, сил и ресурсов. Но это того стоит, поиски воздаются радостью.

3.    Любой верующий, включая согрешающих, ценен в Божьих глазах. Именно поэтому Иисус показывает алгоритм действий, предназначенных для приобретения брата. Все эти действия, от начала и до конца, имеют одну цель – спасти, и один мотив – любовь.

4.    Если брат согрешил, и это стало известно кому-то из верующих, то тот, кто знает о грехе, должен обличить. Нельзя молчать. В противном случае, это означало бы то же, что довольствоваться оставшимся стадом из 99 овец.

5.    Согрешающий назван братом, поэтому на первых этапах церковной дисциплины отношение к нему должно быть подобным отношению к заблудившейся овце. На этих этапах не делаются никакие выводы в отношении его статуса Божьего чада.

6.    Иисус учит, что если согрешающий не послушался обличения, то на этом нужно не останавливаться, а позвать с собой на встречу с согрешающим еще одного или двух братьев. С одной стороны, согласно Ветхому Завету они будут свидетелями, а с другой стороны - смогут более эффективно помочь согрешающему.

7.    Обличение на первых двух этапах не должно предаваться огласке, если брат раскается.

8.    Если брат не раскаивается, то можно сделать вывод, что его грех достаточно укоренен.

9.    Если первые два этапа не помогли, то нужно сказать об этом церкви, опять же с целью всесторонне помочь согрешающему.

10.Если согрешающий не послушает церкви, то он станет подобным мытарю и язычнику. При этом Иисус говорит «да будет он тебе…» в повелительном наклонении; это означает, что верующие не должны иметь с согрешающим прежних отношений.

11.Когда применяется церковная дисциплина, этим выражается Божье решение. В 18 стихе в греческом тексте глаголы стоят в перфекте, то есть событие произошло в прошлом, но имеет значение в настоящем времени. Таким образом Иисус учит, что, применяя церковную дисциплину, верующие становятся проводниками Божьего решения. При этом процесс применения дисциплины должен сопровождаться молитвой, чтобы понять Божью волю, чтобы Отец Небесный действовал, и чтобы согрешающий раскаялся.

12. Далее с 21 стиха Иисус учит, что согрешившего нужно простить, причем этот процесс может повторяться много раз. 

Учит ли Иисус тому, что отношение к мытарю и язычнику должно быть резко негативным, как было принято в культуре того времени? Нет.

Во-первых, Иисус пришел спасти всех людей, в том числе мытарей и язычников.

Во-вторых, Иисус часто находился рядом с мытарями и прочими грешниками, Он не чуждался язычников.

В-третьих, Иисус часто говорил и поступал вопреки культуре Своего времени. Поэтому не стоит думать, будто бы Иисус имел в виду ненависть к мытарям и язычникам, как это было свойственно евреям.

В-четвертых, Иисус учил любить врагов, а для еврея это означает любить и мытаря, и грешника.

В-пятых, всем было понятно, что язычник не является членом израильского народа, а мытарь предал свой народ. И тот, и другой находятся за рамками этого общества, но всегда имеют возможность войти в него.

Таким образом, мы видим, что Иисус призывает относиться к согрешающему, как к тому, кто не находится среди Божьего народа. Иными словами, к нераскаявшемуся человеку следует относиться, как к человеку внешнему, неверующему.

Поэтому нераскаявшегося, отлученного мы считаем человеком внешним. Мы продолжаем любить его, но уже не как брата, разделяя с ним братские отношения, а как грешника, который нуждается в спасении.

II. 1 Коринфянам 5:1-13

1 Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего.

2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,

4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,

5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?

7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

9 Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками;

10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].

11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Наблюдения:

1.    В отличие от 18-й главы Матфея здесь в стихе 1 указан конкретный грех, который известен более широкому кругу людей.

2.    Если верующий грешит и не раскаивается, здоровая церковь должна воспринимать это болезненно, она удаляет грешащего из своей среды.

3.    Точно так же, как и в 18-й главе Матфея, изъятие из среды – это Божья воля.

4.    Нераскаявшийся предается сатане. Предать сатане – это отлучение, то есть то же самое действие, что и изъять из среды. Когда Павел говорит о предании сатане, он имеет в виду, что отлучение — это выведение человека за рамки церкви, за которыми действует сатана. Цель – в том, чтобы дух был спасен. Иными словами, Павел говорит, что отлученный лишается защиты, попадает под действие сатаны, который может причинять страдания и, возможно, даже смерть плоти, но здесь самое важное — не спасение тела, а спасение духа.

5.    Дважды в стихах 2 и 6 Павел обличает своих читателей, призывая их не хвалиться положением в церкви. Из этого можно сделать вывод, что греховный образ жизни грешащего уже стал для них нормой, так что они, по крайней мере, не испытывают печаль. Пример закваски только усиливает эту мысль: подобно тому, как маленькая закваска квасит все тесто, так и один грешащий человек оказывает дурное влияние на всю общину, причем этот процесс развивается очень медленно.

6.    Далее Павел приводит пример с Пасхой, хлебом и ягненком. На Пасху ели специально заколотого ягненка и бездрожжевой хлеб, а от дрожжевого хлеба избавлялись. Павел говорит коринфским верующим, что ягненок-Христос был заклан, поэтому они должны стать этими самыми опресноками, т.е. хлебом без закваски. Пасхальный ягненок и закваска — несовместимые вещи, поэтому церковь должна избавиться от закваски греха, быть чистой.

Таким образом, повелевая изгнать грешащего, Павел преследует две цели: 1) чтобы дух был спасен и 2) чтобы очистить церковь от старой закваски.

7.    Павел не запрещает иметь общение с неверующими.

8.    Павел повелевает ограничить всякие отношения с блудником, в том числе прием пищи, который в древней культуре был значимым элементом.

9.    Павел ничего не говорит о невозрожденности этого человека, он не называет его неверующим. Напротив, кажется, что Павел называет его «братом», «внутренним» (11-12 ст.), хотя и неявно. Тем не менее, человек может быть братом или называться братом, но при этом жить в грехе. 

Слово «сообщаться» встречается 3 раза в Новом Завете: 1 Кор.5:9, 5:11, 2 Фес.3:14, при этом, как мы видим, как раз в стихах о церковной дисциплине. По большей части, это слово имеет значение «соединение» или «смешение».

В Ос.7:8 это слово переведено более буквально как «смешение», именно так оно звучит в Септуагинте: «Ефрем смешался с народами, Ефрем стал, как неповороченный хлеб» (Ос.7:8).

Иными словами, с нераскаивающимся человеком нужно изменить отношения, перестав ассоциировать его с церковью. Павел 4 раза повелевает изъять нераскаявшегося из среды церкви, используя различные глаголы (стих 2: изъять, стих 5: предать, стих 7: очистить, стих 13: извергнуть). Напрашивается вывод о том, что извергнуть нераскаявшегося из среды церкви – это то же самое, что в 18-й главе Матфея считать человека мытарем и язычником.

Означает ли, что не сообщаться с блудником – это прекратить абсолютно все отношения, сжечь мосты? Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно обратить внимание на 3-ю главу 2-го послания Фессалоникийцам, поскольку в этом тексте Павел также повелевает не сообщаться с грешащим человеком.

III. 2 Фессалоникийцам 3:6-15

6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,

7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,

8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, -

9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

Наблюдения, касающиеся церковной дисциплины:

1.    Павел повелевает удаляться от брата, который поступает бесчинно, то есть нарушает порядок, поступает по своему произволу. По тексту видно, что бесчинство проявлялось в нежелании работать.

2.    Павел на собственном примере показал пример жертвенности. Он трудился ради того, чтобы никого не смутить и не обременить.

3.    Павел оставил наставление: кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

4.    Некоторые не послушали Павла, не обратили внимание на его пример и перестали работать.

5.    Под словом «некоторые» подразумеваются несколько человек; по крайней мере, это не один человек.

6.    И читателей, и бесчинствующих Павел называет братьями.

7.    По всей видимости, бесчинствующие братья не трудятся уже достаточно долгое время, при этом у них есть аргументация, почему они так поступают.

8.    Павел не перестает увещевать, призывая к труду.

9.    Остальным братьям стоит не смущаться и унывать, а продолжать делать добро.

10.Если кто не послушает слов Павла, того нужно иметь на замечании, то есть обратить на него особое внимание.

11.С непослушным необходимо не сообщаться, то есть не смешиваться с ним, изменить отношение к нему. В данном случае это означает дать понять, что его бесчинство и лень не поддерживаются. Все направлено на то, чтобы устыдить его, побудить к изменению, к раскаянию.

12.Предвидя возможный бойкот, Павел сразу подчеркивает: бесчинного не стоит считать за врага, но вразумлять, как брата, потому что он и есть брат.

13.В стихе 14 мы видим два этапа: первый – увещевание с призывом к послушанию, второй – замечание, то есть особое внимание на изменение отношения к грешащему.

14.В отличие от 18-й главы Матфея и 5-й главы 1-го послания Коринфянам, Павел ничего не говорит о том, что бесчинного человека нужно считать внешним, то есть неверующим, также ничего не сказано и о необходимости извергнуть его из среды.

Таким образом, мы видим, что в церкви будут люди, которые будут впадать в какой-то грех, и это будут братья или сестры. Грех будет любим ими, поэтому они не захотят его оставлять. Но церкви нужно увещевать их, призывая к послушанию. Если грешащий не будет слушать увещевания, то нужно продолжать увещевать с еще большим вниманием, меняя при этом свое отношение к грешащему человеку, тем самым давая ему понять, что с его грехом никто мириться не будет, потому что духовная чистота перед Богом важнее близких взаимоотношений. Однако стоить помнить, что это – брат или сестра.

Теперь возвратимся к 5-й главе 1-го послания Коринфянам и еще раз посмотрим на то, что Павел имеет в виду под словом «не сообщаться». Хотя Павел и повелевает извергнуть грешащего из среды (отлучить), он не призывает сжечь мосты и считать его за врага; он повелевает не сообщаться с ним точно так же, как не сообщаться с братом в 3-й главе 2-го послания Фессалоникийцам, то есть призывает изменить отношение к этому человеку.  Они уже не настолько близки, как были раньше, и потому теперь нет места даже совместному приему пищи (как в древней культуре), чтобы побудить грешащего к раскаянию.

Коринфская церковь услышала Павла именно таким образом. Они изменили свое отношение к блуднику, хотя, как и Павлу, им это далось очень больно. Но это возымело действие, и брат, который впал в блуд, раскаялся.

Это хорошо видно из 2Кор.2:4-11:

4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

5 Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, - чтобы не сказать много, - и всех вас.

6 Для такого довольно сего наказания от многих,

7 так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.

8 И потому прошу вас оказать ему любовь.

9 Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.

10 А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова,

11 чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.

IV. Выводы

1.    Когда мы увещеваем человека, взяв его на особую заметку, нам нужно менять к нему отношение, тем самым показывая, что мы не готовы мириться с его грехом. Форма отношения может быть разной. Суть же изменения заключается в том, чтобы дать понять брату или сестре, что его или ее грех настолько неугоден Богу, что мы не будем мириться ним и готовы пожертвовать даже привычными дружескими взаимоотношениями ради того, чтобы пришло раскаяние. И это – проявление любви.

2.    Когда мы отлучаем человека, мы не сжигаем мосты. Мы не знаем точно сердце человека, это знает только Господь. Но мы ведем себя с таким человеком, как с неверующим:

·      мы продолжаем любить его, но уже не как брата, разделяя с ним братские отношения, а как грешника, который нуждается в спасении;

·      мы ищем возможности, чтобы благовествовать ему;

·      мы молимся о нем столько, сколько молимся за неверующих (в наших молитвенных списках должны быть эти люди);

·      даже оказывая какую-то помощь, мы делаем это продуманно, ради того, чтобы явить Божью любовь и благовествовать Евангелие.

 

Пасторы, которые нам нужны

29.05.2024 / Дэвид Мэтис

Под влиянием общества мы подозрительно относимся к лидерам, зачастую предполагая, что они будут использовать власть скорее для собственной наживы, чем для всеобщего блага. Но некоторые из текстов Нового Завета дают нам представление о христианском руководстве, которое кардинально отличается от мирских парадигм лидерства. Опираясь на эти тексты, Дэвид Матис указывает 5 признаков хороших пастырей, в которых все мы нуждаемся.

Многие христиане видят катастрофу в распространении атеизма. По мнению же Дэвида Робертсона, намного сложнее достичь религиозных и номинально религиозных людей, нежели атеистов. Поэтому он хочет вдохновить всех христиан видеть в атеистах не угрозу своей вере, а людей, которые нуждаются в благой вести об Иисусе Христе и зачастую готовы ее принять.

Если само по себе применение церковной дисциплины обычно ни у кого не вызывает сомнений, то на этапе после применения дисциплины возникает немало вопросов, которые можно свести к одному: как относиться к человеку, к которому была применена церковная дисциплина?