Церковь как место подготовки новых служителей

Церковь как место подготовки новых служителей

Когда Господь Иисус жил во плоти, Он совершал много удивительных деяний и чудес, но при этом Он не написал ни одной книги, не построил ни одного здания, не открыл ни одной школы или больницы. Он основал Церковь, которая стала Его представителем и свидетелем в этом мире и через которую Он совершает Свой спасительный труд и поныне.

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)

Церковь — это не просто религиозное собрание, не психологический клуб и не группа поддержки. Церковь — это Божие изобретение и создание, поэтому Бог дал чёткий план и стратегию развития Своей Церкви. Мы не придумываем то, как строить свое служение в церкви, мы читаем Писание и поступаем согласно написанному. Мы не имитируем Церковь прошлого, не воплощаем чьё—то представление о ней. Мы сами есть живое воплощение замысла Христа о Своей Церкви.

Через Церковь, через Своих детей Бог являет Себя и осуществляет Своё служение в нашем мире. Ключевую роль в этом играют подготовленные служители, которые поставляются Господом, готовятся в церкви и затем сами воспитывают и наставляют других членов церкви в их служении.

Рассмотрим на примере Послания к Ефесянам то, как именно Господь воплощает Свой замысел о Церкви и её росте через её членов.

Служителей поставляет Сам Господь

«Господь поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11,12)

Служители — это подарки от Господа для Его Церкви! Служение пастора — это призвание, а не выбор человека или общины. Никакие программы или механизмы не сделают человека духовным лидером в церкви, если Господь не призвал его к этому служению. Замечая потенциальных служителей, поместная церковь должна дорожить ими, вкладываться в их подготовку и оснащение для служения.

Заметьте, что только поставленные Богом служители способны приготовить новых служителей. Бог наделил их для этого необходимыми дарами, поэтому нам нужно остерегаться искусственных замен на роль служителей. В Писании есть чёткие и понятные характеристики, которые помогают нам понять, призван ли человек Господом, подходит ли он для служения. Первая глава Послания к Титу и третья глава Первого послания к Тимофею — это наш ориентир, наш стандарт.

Служители готовят новых служителей

Помните совет апостола Павла молодому служителю? «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). Здесь Павел говорит о развитии служения. Из Послания к Ефесянам мы видим, что одарённые служители призваны Богом готовить других для служения. Они поставлены для достижения результата — созидания Божьего дела, принесения плода и расширения Божьего Царства.

Служители готовят новых служителей, так развивается служение. Подготовка новых служителей в отрыве от поместной церкви — это понятие, отсутствующее в Писании. Речь не идёт о том, что семинария не нужна. Она очень нужна. Речь идёт о том, что без церкви и вне церкви основательно подготовить служителя просто невозможно. Именно по этой причине нам крайне нужны внутрицерковные программы наставничества и лидерства, программы подготовки и воспитания новых служителей. 

Например, в светском мире для врачей крайне важна интернатура, потому что только практикующий врач может подготовить врача. Если так основательно готовят человека, который будет работать с телами, то насколько серьёзнее нужно подходить к подготовке человека, который будет работать с душами людей? Только пастор может подготовить пастора. Иисус сказал: «ученик не выше учителя своего» (Лук. 6:40). Готовить новых служителей — это наша ответственность и наше призвание.

Поставленные Богом служители помогают всем верующим действенно трудиться в деле созидания Церкви Христовой. Они помогают им найти своё место служителя в этом многогранном служении Божьей благодати. Если церковь функционирует именно таким образом, то мы можем ожидать увеличения количества верующих и степени их зрелости, расширения благовестия, укрепления единства церкви и её защиты от заблуждений.

Верное богословие важно для служения

«доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия…» (Еф.4:13)

Продолжая свою мысль о поставлении служителей, Павел говорит о единстве веры как об одной из целей созидания Тела Христова. Это относится к тому, во что именно люди верят, к доктринальному единству. Мне это очень напоминает фразу, которой евангелист Лука описывает первоапостольскую церковь: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов» (Деян. 2:42).

Может показаться, что хорошее знание богословских истин или доктрин христианского учения не имеет практического значения. Однако, это вовсе не так: наше богословие формирует наше мышление в отношении служения. Верное богословие является не только целью, но также содержанием и твёрдым основанием нашего служения, нашего совместного труда и практического единства. «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6). При этом важно отметить, что мы ответственны не только за то, что мы говорим с кафедры, но и за то, как мы применяем это в своей жизни.

Новые служители появляются среди зрелых членов церкви

«… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения…» (Еф.4:13—14)

Духовно зрелые люди — это та среда, из которой выходят новые служители. Служение церкви направлено на формирование характера, а не только на обретение навыков христианского труда. В светском мире часто действует такая модель: провести инструктаж, организовать тренинг и начать работать. Но Божий механизм иной — уподобление Христу в своем характере. Только так наши способности и навыки получают верное применение и служат духовному созиданию.

Зрелые люди – уже не духовные младенцы. Духовная зрелость определяется нашим подобием Христу. Уподобление «мужу совершенному» подразумевает становление полностью развитой, сильной, зрелой личности. Бог не удовлетворён, если мы принимаем какой—либо стандарт ниже Его божественного стандарта. Совершенный человек — это, конечно же, Сам Христос. Когда мы говорим о своей духовности и зрелости, нам необходимо сравнивать себя не с кем—то из людей, а только со Христом. Никто не достиг полной духовности, пока он не уподобился Христу. 

Библия предлагает свой стандарт — «полный возраст Христов», поэтому мы все нуждаемся в дальнейшем росте и уподоблении Христу. Это невозможно сделать в отрыве от церковной общины. Церковь — это то место, где мы можем слышать призыв нашего Господа к нам: «Будь подобен Мне!». Да, мы знаем, что на земле мы этого не достигнем, но мы стремимся к этому, исходя из нашей любви к Господу и благодарности за Его милость к нам.

Заключение

Возрастая в любви и в познании Бога, провозглашая Евангелие миру и заботясь друг о друге, церковная община становится живым воплощением замысла Христа о Церкви. Именно в церкви, из среды зрелых членов общины появляются новые служители, которых призывает Господь и готовит церковь. Это — еще один шаг к расширению Божьего Царства. 


«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.