Старейшины церкви в Новом Завете. Часть 3

Старейшины церкви в Новом Завете. Часть 3

Старейшины в других церквях

В Писании не только Павел использовал термин «старейшина». Например, в книге Откровение это слово употреблено 12 раз по отношению к двадцати четырем старцам на небесах. Среди библеистов нет единого мнения, кто эти люди. В начале своих 2 и 3 Послания Иоанн также называет себя старцем. Очевидно, автор настолько хорошо известен читателям, что ему даже не нужно называть своего имени, достаточно слова «старец». В Иакова 5:13–15 мы читаем: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа. И молитва веры исцелит больного, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Единственное, что мы видим здесь нового, –– это иллюстрацию конкретного практического служения, которое старейшины должны были нести в церквях рассеяния (Иак. 1:1).
Наконец, в 1 Петра 5:1–4 используется слово «пастырь» (старейшина): «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы». Здесь мы в первую очередь должны отметить, что Петр называет себя сопастырем («старейшиной»). Разумеется, это не означает, что между пастырями и апостолами нет никакой разницы (см.: 1 часть). Скорее, в силу своего наивысшего авторитета и пасторских обязанностей, деятельность апостолов пересекалась с деятельностью старейшин. Петр ссылается на свой статус старейшины только для того, чтобы проиллюстрировать свою мысль, а именно: он не хочет господствовать над старейшинами, но своим примером и увещанием хочет помочь им исполнить свое призвание. Он привлекает их внимание к страданиям и славе Христа, что имеет непосредственную актуальность для старейшин, которые призваны быть скромными, быть примером для стада, ожидая неувядающий венец славы, который может дать только Христос (ст. 4). Основная цель этих стихов –– научить старейшин применять свою власть. Петр использует три увещания. Первое увещание: «не принужденно» (ст. 2) означает, что старейшины должны пасти стадо «добровольно», «с желанием». Другими словами, Петр увещает старейшин не заставлять себя выполнять служение, но делать это с истинной мотивацией. По сути, наслаждаться своей работой, потому что если они этого не делают, они могут бросить тень на мудрость и благость Того, Кто призвал их к этому труду. Второе увещание дает конкретный пример того, как не быть мотивированным чем-то внешним: «не для гнусной корысти, но из усердия». Один из способов заставить людей выполнять работу, которая им не слишком нравится, ––заплатить им. Поскольку большинство людей любят деньги, а также власть и удовольствия, которые можно за них приобрести, они будут делать то, что не любят, ради денег. Но это ужасная мотивация для старейшин, показывающая, что их сердце не там, где нужно, ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Третье увещание –– повторение учения Иисуса, записанного в Марка 10:42–44. Одно и то же слово –– «господствовать» –– используется в Марка 10:42 и 1 Петра 5:3 (katakurieuō). Иисус предостерегает своих учеников от господства над братьями в контексте их рассуждений о том, кто из них главнее (см.: Лк. 22:24–30). Другими словами, зло проявления господства над другими заключается в том, что вы ищете славу от людей, пытаетесь превознести себя в глазах других и получить мирское удовольствие человеческой похвалы.
И вот теперь в 1 Петра 5:3 он предостерегает старейшин (как старейшина, видевший страдания Христа), что они не должны быть мотивированы любовью к человеческой похвале или власти. Наоборот, они должны взять на себя смиренную роль и быть примером другим, подобно Иисусу в Луки 22:24–20 и Иоанна 13:1–20. Тогда они получат славу, но не от людей, а от Самого Христа, и не тленную человеческую славу, но неувядающую. Получив обещание этой неувядающей славы, старейшины, без сомнения, могут оставить все мирские мотивы, такие как деньги или власть, и усердно нести свое служение надзора за стадом, подавая смиренный, христоподобный пример.
То, что Сам Христос является прекрасным примером старейшины/пресвитера/епископа, ясно видно не только из отсылок к Его земному учению в 1 Петра 5:3, но также из 1 Петра 2:25. Там Петр говорит: «Ибо вы были, как овцы блуждающие, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю (episkapon) душ ваших». Христос – Пастыреначальник, как говорит 1 Петра 5:4, но Он также Начальник блюстителей и старейшин (1 Пет. 2:25). Это возвышает роль старейшины больше, чем чтобы бы то ни было. Это призыв Христа совершать Его труд, Его Духом, под Его началом, по Его примеру и ради Него Самого.


Ценности малых групп

03.12.2024 / Константин Андреев

Важной частью жизни церкви являются малые группы, когда люди небольшим составом собираются по домам или на нейтральной территории для совместного времяпровождения. От этого и название — «домашние группы», «группы общения», «квартирники»

Красивая, правда?

25.11.2024 / Маршалл Сегал

Насколько важно физическое влечение для создания семьи? Какую роль для христиан должна играть внешность в выборе супруга?

Иисус, сын Навин, был отличным лидером. Если бы нужно было написать книгу о лидерстве, вряд ли можно было найти пример лучше него