Старейшины в церквях апостола Павла
Интересно, что термин «старейшина» для обозначения руководителя церкви встречается в посланиях Павла только три раза –– в 1 Тимофею 5:17, 5:19 и Титу 1:5. Очевидно, само это слово как таковое не имело особой значимости для Павла. Вполне возможно, что он вообще не использовал этот термин в служении до самого конца своей жизни, когда написал пасторские послания. Но в Деяниях есть два упоминания старейшин в церквях апостола Павла. Давайте взглянем на эти отрывки по очереди.Деяния
В 14 главе Павел возвращается в Антиохию Сирийскую, по дороге проходя все города и селения, в которых он был во время своего первого миссионерского путешествия по южной Галатии: Дервию, Листру, Иконию и Антиохию Писидийскую. Посещая церкви, которые он недавно основал, Павел «утверждал души учеников, увещевая пребывать в вере» (14:21–22). Затем в 23 стихе Лука сообщает, что Павел и Варнава «рукоположили им пресвитеров к каждой церкви», а потом «помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».Что касается пресвитеров, здесь можно отметить, что мы не видим прямой речи Павла, где он называл бы их пресвитерами. Возможно, это слово использовал Лука, чтобы описать руководителей церкви, которых сам Павел мог называть просто «предстоятелями» или «блюстителями» (Деян. 20:28). Не зависимо от того, называл их Павел старейшинами или нет, Лука отмечает, что они выполняли те обязанности, которые должны были выполнять старейшины.
Нужно отметить, что в каждой церкви было назначено несколько старейшин (мы точно не знаем, сколько), и что на служение они были назначены, а не выбраны через голосование. Это касается всех старейшин Нового Завета. И еще один момент: так как церкви были только что основаны, то старейшины, очевидно, должны были быть новообращенными. Значит принцип, заложенный в 1 Тимофею 3:6 (епископ не должен быть из новообращенных) не является абсолютной истиной в миссионерском контексте. В этом отрывке совершенно ничего не говорится о задачах старейшин. Скорее всего в то время лидерские обязанности старейшин были настолько общеизвестны, что не нуждались в пояснении.
Второе упоминание старейшин в церквях Павла мы видим в Деяниях 20:17. В конце своего третьего миссионерского путешествия Павел направлялся в Иерусалим. Он остановился в Милете, располагавшемся немного южнее Ефеса, и «призвал пресвитеров церкви». Когда они пришли к нему, он дал им очень трогательное наставление: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею» (28 стих).
Здесь Павел снова не называет «пресвитеров», но говорит, что Дух поставил их «блюстителями». Греческое слово, употребленное здесь, –– επισκοπους (епископус), дословно означает «надзиратель, блюститель» и иногда переводится как «епископ». Следовательно, старейшинам доверена задача духовного надзора. Эта задача очень актуальна, потому что в следующем стихе идет предупреждение о том, что скоро войдут лютые волки, не щадящие стада. Таким образом, очевидно, что для Павла термин «блюститель» фактически является синонимом слову «пастырь», так как собрание изображается как стадо. Кроме того, ответственность старейшины/пресвитера/блюстителя заключается в том, чтобы «кормить церковь», без сомнения, в том же смысле, что имел в виду Иисус, сказав Петру: «Паси овец моих» (Ин. 21:17). В контексте Деяний еда –– это «слово благодати, могущее назидать вас» (20:32) и «вся воля Божья» (20:27). Значит, старейшины/пресвитеры/блюстители –– служители Слова. Более того, согласно стиху 35 старейшины должны подражать Павлу и, трудясь, поддерживать слабых, то есть, восполнять нужды тех, кто из-за болезни не может сам себя обеспечить. Эта ответственность, которая не сильно отличается от той, что была дана так называемым «дьяконам» в Деяниях 6:1–3, поднимает вопрос о том, подразумевает ли термин «старейшина», или «пресвитер», то установление, которое мы знаем как дьяконат? Невозможно дать однозначный ответ на этот вопрос.
Наконец, мы должны отметить, что блюстителей в собрании поставил Дух Святой. Это несколько дополняет картину, если мы добавим тот факт, что Павел назначил старейшин (пресвитеров) во всех церквях. Это назначение, несомненно, произошло таким же образом, как и назначение самого Павла пророками и учителями в Деяниях 13:1–3: через молитву с постом Святой Дух открывает, кто должен быть назначен, затем руководители возлагают на них руки и ставят их на служение. Значит рукоположение не было отражением пожеланий Павла или просто его капризом.
Из этих двух текстов в Деяниях можно увидеть, что с самого начала существования церквей Павла в них были поставлены лидеры, которые служили как блюстители над стадом, чтобы защищать и направлять, пасти и помогать восполнять физические нужды. Лука использует слово «пресвитеры» и поясняет, что их было несколько в каждой церкви.
Послания к Тимофею и к Титу
Теперь давайте рассмотрим подробнее отрывки, где Павел использует слово «старейшина», говоря о руководителях церкви (1 Тим. 5:17,19 и Титу 1:5). И рассмотрим мы их в обратном порядке. При этом нам следует помнить об уникальном характере пасторских посланий: это последние письма, написанные Павлом; они отражают ситуацию, сложившуюся примерно через 15–20 лет после первого его миссионерского путешествия. В отличие от остальных посланий, они адресованы конкретным руководителям церкви и детально описывают некоторые из их обязанностей.Вот что Павел пишет Титу (1:5–9): «Для того я оставил тебя на Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». Очевидно, здесь Павел использует термины пресвитер (старейшина) и епископ (или блюститель) по отношению к одному и тому же человеку. Стихи шесть и семь можно было бы прочитать следующим образом: «пресвитеры должны быть непорочны (anengklĕtos), ибо епископ должен быть непорочен (anengklĕtos)». Роль старейшин заключается в надзоре над собранием, так же как и в Деяниях 20:17, 28. Так же, как и в Деяниях, акцент делается на служении Слова: пресвитер/епископ должен хорошо разбираться в доктринах (didachē, ст. 9) и способен «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (ст. 9). Больше об обязанностях старейшин ничего не сказано. Стихи 6–8 описывают требования, которым должен соответствовать человек, чтобы стать старейшиной/епископом. В своих общественных отношениях он должен быть непорочен, а его брак и семья должны быть образцовыми. В характере он должен проявлять духовную зрелость, которая позволит ему помогать другим.
Наконец, еще раз отметим, что старейшины назначаются. Ситуация аналогична той, что описывается в Деяниях 14:23, где церкви кажутся относительно недавно основанными, поскольку в них еще нет старейшин. Очевидно, Павлу пришлось покинуть Крит (ст. 5) прежде, чем у него появилась возможность рукоположить старейшин, как он обычно делал. Поэтому он велит Титу сделать это вместо него. Тот факт, что Павел детально описывает требования к служителю, который должен быть рукоположен, показывает, что работа Святого Духа (Деян. 20:28) в процессе назначения служителя не отменяет человеческую работу по оценке духовного состояния кандидата.
В отрывке 1 Тимофею 5:17–18 Павел говорит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: «Не заграждай рта у вола молотящего» (Втор. 25:4) и «Трудящийся достоин награды своей» (Лк. 10:7). Этот текст поднимает ряд вопросов. Что означает «честь» в стихе 17? Стих 18 объясняет, что, по крайней мере, частично, имеется в виду финансовая поддержка: «трудящийся (см. «трудятся в слове» в ст. 17) достоин награды своей». Еще один вопрос поднимает фраза «особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (ст. 17). Напрашивается вывод, что некоторые старейшины трудятся в слове и учении, а другие нет. Некоторые делают предположение, что трудящиеся в учении –– это так называемые «епископы», или «пресвитеры», а остальные –– дьяконы, т. е. термином «старейшина» называют и пресвитеров, и дьяконов. В пользу этого предположения говорит то, что каждый раз, когда в пасторских посланиях описываются критерии выбора епископа или блюстителя, они включают в себя способность учить (1 Тим. 3:2; Титу 1:9), а когда описываются критерии для выбора дьякона, этого не требуется (1 Тим. 3:8–13). Проблема с этой точкой зрения в том, что, как мы сказали, текст Титу 1:5–7 будто бы приравнивает старейшин к епископам. Но возможно, оглядываясь назад, мы должны сказать, что Титу 1:5–7 не обязательно подразумевает отождествление старейшин с епископами, но в данном конкретном случае это взаимозаменяемые понятия. То есть, все епископы или блюстители –– старейшины, но не все старейшины –– епископы. Но думаю, мы не можем быть абсолютно уверены в этом вопросе. В любом случае, проблемы связаны не с устройством церкви как таковым, а только с названием служителей: в одном случае «старейшина» –– это более широкий термин, включающий в себя и епископов, и дьяконов; в другом –– более узкий, взаимозаменяемый только со словом «блюститель» (епископ).
В 1 Тимофею 5:17–22 открываются еще две особенности служения старейшин. Они названы «начальствующими» –– в оригинале proistemi, что переводится дословно как «стоящий перед, предстоящий». Павел использует это слово в 1 Фессалоникийцам 5:12: «Просим же вас, братья, уважать трудящихся у вас, и начальствующих ваших в Господе, и вразумляющих вас». Вероятно, значение этого слова становится наиболее понятным благодаря стихам 1 Тимофею 3:4, 5 и 12, где оно переведено как «управляющий» и описывает роль отца в семье. Таким образом, старейшина для церкви то же, что отец для семьи: он руководит, управляет делами и следит за порядком.
Вторая особенность служения старейшин, которую мы раньше не видели, заключается в том, что они, очевидно, поставлены на служение через рукоположение. Рассказав Тимофею, как обращаться с согрешающими старейшинами, Павел предупреждает его «рук ни на кого не возлагать поспешно» (5:22). Другими словами, не торопиться ставить кого-то на служение через рукоположение.
В этой статье мы не сможем рассмотреть все тексты, где Павел использует слово «старейшина» (пресвитер). Но поскольку мы заметили и в Деяниях 20:17, 28, и в Титу 1:5, 7, что слова «старейшина» (пресвитер) и «епископ/блюститель» иногда взаимозаменяемы, возможно, нам следует взглянуть еще на два текста, где упоминается «епископ».
В 1 Тимофею 3:1–7 Павел приводит список требований к тому, кто «епископства (episkopēs) желает». Они похожи на перечисленные в Титу 1:5–9. Снова упоминается способность учить (ст. 2), обязанности епископа описываются в 5 стихе как «забота о церкви Божьей». Второй и последний текст, где Павел использует слово «епископ», –– Филиппийцам 1:1: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, –– всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и дьяконами». Больше эти люди в письме не упоминаются, и мы даже не знаем наверняка, имеются ли здесь в виду две отдельные группы людей, хотя это кажется наиболее логичным объяснением. С исторической точки зрения основная ценность упоминания этих групп людей заключается в том, что термины «епископ» и «дьякон» встречаются в других посланиях Павла помимо пасторских посланий, которые, по ошибочному мнению некоторых исследователей, написал не Павел.
Подведем итоги
Теперь мы можем попытаться подвести итог тому, что мы узнали о старейшинах церквей Павла. Их роль, наверное, лучше всего можно описать словом «надзор», поэтому слова «старейшина», «пресвитер», «епископ» или «блюститель» иногда взаимозаменяемы (Титу 1:5,7; Деян. 20:17, 28). Однако точно неизвестно, был ли термин «старейшина» всеобъемлющим, включающим также роль дьякона (Деян. 20:35; 1 Тим. 5:17). Этот надзор над церковью включает в себя духовную защиту стада, как пастух охраняет стадо от волков (Деян. 20:28), и насыщение стада. Пастыри кормят стадо, когда «трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17, 3:2; Титу 1:9; Деян. 20:27, 32). Но 1 Тимофею 5:17 может означать, что были начальствующие старейшины, не участвующие в учении и проповеди. Помимо духовного служения старейшины также имели ответственность заботиться о некоторых физических нуждах стада (Деян. 20:35).В Новом Завете старейшины назначаются Павлом и Варнавой (Деян. 14:23), Тимофеем (1 Тим. 5:22) или Титом (1:5). Святой Дух играет настолько важную роль в этом рукоположении, что говорится, что это Он поставил их блюстителями (Деян. 20:28). Однако Божественное руководство не отменяло естественную оценку характера человека, поскольку согласно 1 Тимофею 3:2–7 и Титу 1:5–9 старейшина/епископ должен был иметь образцовую семью, духовно зрелый характер и способность преподавать здравое учение. Назначение на должность старейшины или пресвитера было своего рода посвящением в священное звание, которое совершалось через возложение рук (1 Тим. 5:22; Деян. 13:3).
Наконец, очевидно, что в каждой церкви было несколько старейшин, а не один. Возможно, сначала старейшина продолжал работать на своей прежней работе параллельно со служением. Но ко времени написания 1 Послания к Тимофею старейшины в Ефесе уже получали материальную поддержку за свой труд.