Происхождение термина «старейшина» и его значение в иудаизме
Первая церковь была рождена на еврейской земле. Ее первыми членами и лидерами были евреи. Ее Господом был еврей. И она видела в себе истинный народ Божий и исполнение Священного Писания евреев. В связи с этим очевидно, что церковь, вышедшая из иудаизма, в определенных чертах строила свою жизнь и устройство на основании жизни и устройства Божьего народа в Ветхом Завете, будучи его истинным наследием.В Бытии 50:7 упоминаются «старейшины земли Египетской», а в Числах 22:7 ––«старейшины моавитские и старейшины мадиамские». Практически любое общество или религиозная группа в каком-то смысле управлялась старейшинами, то есть, самыми старшими, опытными и мудрыми мужчинами данной группы. Поэтому нет ничего особенного или необычного в том, что старейшины были наделены властью.
«Старейшины израильские» упоминаются в Ветхом Завете с самого основания нации в Египте (Исх. 12:21) до периода восстановления храма после вавилонского пленения (Езд. 6:7). В Иезекииля 7:26 они упоминаются наряду с пророками и священниками, при этом у каждой группы свои полномочия и способности: «И будут просить у пророка видения, и не станет учения у священника, и совета у старцев». В книге Левит 4:15 старейшины играют роль представителей народа в некоторых обрядах поклонения. В Числах 11:16 они описаны как надзиратели над народом.
И хотя в течение долгой истории Израиля роль старейшин, бесспорно, менялась, мы можем сказать, что они все же были старшими мужчинами своего общества, которые благодаря своей мудрости в решении разных вопросов и естественного уважения к ним (Лев. 19:32) становились официальными руководителями, управляющими обществом.
В иудейской традиции времен Иисуса Христа старейшины Израиля все еще имели большое влияние. В Новом Завете слово «старейшина» наиболее часто использовалось для описания иудейских лидеров, выступавших против Иисуса во время Его земного служения. В Евангелиях и Деяниях «старейшины» упоминаются в тесной связке с «первосвященниками». Снова и снова мы читаем о «первосвященниках и старейшинах» (Мф. 21:23; 26:3, 47; 27:1 и т. д.). Термин «старейшина», или «старец», скорее всего, был довольно-таки обширным и мог включать в себя книжников, а также фарисеев и саддукеев (см.: «предания старцев» в Мф. 15:2).
Таким образом, очевидно, что в иудаизме, из которого вышла первая церковь, старейшины играли отчетливую и всем хорошо известную роль руководителей. Несомненно, именно из этой традиции церковь взяла само название «старейшина». Но каковы были роль и обязанности старейшины в раннем христианстве мы можем узнать только изучая новозаветные тексты. Было бы неправильным предположить, что иудейская концепция была перенята без каких-либо изменений, потому что церковь не списана под копирку с иудаизма или Ветхого Завета Израиля.
Важно отметить, что должности священника, столь значимой в Ветхом Завете, нет в ранней церкви, но есть пророки и старейшины (см.: Иез. 7:26), причем называются они также. Но больше нет священников в ветхозаветном смысле, так как, по учению Нового Завета, вся церковь – «священство святое» (1 Пет. 2:5), или «царственное священство» (1 Пет. 2:9). Во Христе мы соделаны «священниками Богу и Отцу» (Отк. 1:6). Каждый человек имеет доступ к Святому святых, Божьему трону благодати, благодаря заместительной жертве Иисуса Христа, принесенной однажды и навсегда. Ни один человек больше не имеет роли посредника между верующим и Богом.
Старейшины церкви в Иерусалиме
В Деяниях мы видим три ситуации с участием старейшин Иерусалимской церкви. Первая описана в последнем стихе 11-й главы, когда ученики в Антиохии решили послать пособие братьям в Иерусалим: «что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла». Здесь ничего не говорится о дьяконах или апостолах. Пресвитеры, или старейшины, –– очевидно, мужчины старшего возраста, ответственные за общее благополучие церкви. Нам ничего не известно о том, как они стали старейшинами, и мы можем только предположить, что причина, по которой там в принципе были старейшины, заключается в том, что такой образец структуры управления был издавна принят в иудаизме.Вторая ситуация с участием старейшин –– Иерусалимский собор в 15 главе Деяний (стихи 2, 4, 6, 22 и 23). Какие-то христиане-евреи ходили в Антиохию и проповедовали, что необходимо обрезываться, чтобы спастись (15:1). Павел и Варнава спорили с ними до тех пор, пока не поручили некоторым «отправиться по этому делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим». Важно отметить, что если денежное пособие в первой ситуации было послано просто пресвитерам (старейшинам), то с доктринальным вопросом отправились не только к старейшинам, но и к апостолам. Власть апостолов была общепризнанной, но даже этой власти было недостаточно, чтобы принять какое-то решение без убеждения всей церкви и единогласия на общем собрании. Когда Павел и Варнава прибыли в Иерусалим, «они были приняты церковью, апостолами и пресвитерами» (15:4). Здесь мы видим уже три группы людей – вся церковь, двенадцать апостолов и совет старейшин (пресвитеров).
В последующем рассуждении Петр, затем Варнава и Павел, а потом и Иаков высказались против необходимости обрезания. Очевидно обсуждение, по крайней мере в начале, велось только между апостолами и старейшинами. Когда все высказались, «апостолы и пресвитеры со всей церковью рассудили» послать язычникам письмо, в котором выражали свое решение. Стих 28 также добавляет, что Святому Духу было угодно не налагать бремени обрезания. В Деяниях 16:4 Лука отмечает, что определение об обрезании было установлено апостолами и пресвитерами. Это подтверждает стих 15:6, в котором говорится, что «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела».
Итак, 15 глава рисует следующую картину: пресвитеры (старейшины) наряду с апостолами при водительстве Святого Духа имеют ответственность принимать решения касательно этических (15:29) и доктринальных вопросов. Мы можем предположить, что эти важные решения были представлены всей церкви для окончательного утверждения (15:22).
В поиске принципов, которые можно взять из этого отрывка для применения в современной церкви, мы должны держать в уме тот факт, что апостольство невозможно в настоящее время, так как апостолы были непосредственными свидетелями воскресения Христа. Уникальный апостольский авторитет остается для нас сейчас в виде апостольского слова, которое записано в Новом Завете. Таким образом, используя иерусалимскую модель церкви, мы должны сказать, что руководство церковью осуществляется группой старейшин (пресвитеров), водимых Святым Духом при наставлении из апостольского Писания, Нового Завета.
Третья ситуация в Деяниях с участием старейшин –– последнее посещение Павлом Иерусалима (21:18). Павел идет к Иакову (брату Господа) и в присутствии пресвитеров (старейшин) подробно рассказывает, что сотворил Бог у язычников через его служение. Потом старейшины призвали его не оскорблять уверовавших Иудеев, подозревавших Павла в отступлении от Закона; он последовал их совету, очистился и вошел в храм.
Здесь задача старейшин заключалась в том, чтобы принять выдающегося апостола и услышать его отчет. Они прилагают все усилия, чтобы между Павлом и церковью сложились хорошие отношения. Интересно отметить, что Иаков, который не был апостолом (апостол Иаков был казнен в 44 году от Р.Х., Деян. 12:1-3), упомянут отдельно, очевидно, как главный руководитель. Возможно, это могло произойти просто потому, что он имел уникальный статус брата Господа, или вследствие того, что апостолы разошлись со свидетельством по другим странам и умерли, а Иаков остался в качестве центральной фигуры, вышедшей из среды старейшин, и был признан главным лидером или руководителем.
Наконец, мы ничего не знаем о том, как были избраны старейшины Иерусалимской церкви. Но мы можем предположить, что избрание старейшин было естественным процессом для общины, потому что так было издавна принято в еврейском обществе. Очевидно, как мы уже говорили ранее, они несли ответственность за общее благополучие церкви (11:30); вместе с апостолами при водительстве Святого Духа они принимали решения по доктринальным и этическим вопросам (15:6; 16:4). А затем эти решения были одобряемы всей церковью (15:22).