Составляющие эффективного душепопечения

Составляющие эффективного душепопечения

«И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим. 15:14)

Заканчивая писать своё письмо к церкви в Риме, Павел думает о духовном состоянии служителей в этой поместной общине. У апостола есть определённая уверенность в том, что братья в этой церкви полны благости, исполнены всякого познания и тем самым способны наставлять друг друга. Термин «наставление» происходит от греческого слова «нутхэтЭйн» (вразумлять, увещевать, уговаривать), показывающего подлинную суть служения душепопечения. Наставление или увещевание — это служение вразумления и заботы о душе человека.

Другими словами, Павел уверен в том, что у этих братьев есть потенциал для эффективного служения. Слова Павла помогают нам понять, какими качествами должен обладать служитель для плодотворного наставления. Обладаем ли мы этими качествами, которые помогут нам наставлять человека и заботиться о его душе?

«Вы полны благости»: знать и любить человека

Это первая предпосылка к тому, чтобы быть созидающим наставником для других. Мы должны быть преисполнены благости, доброты и даже нежности. Благость — это добро, проявляющееся в любви. Хороший наставник любит людей. Мы должны знать человека и любить его, чтобы проявить к нему доброту.

Порой мы руководствуемся поговоркой «на Тебе, Боже, что мне негоже» и отдаём Богу то, чего нам не жалко. Нашей грешной природе свойственно поступать так же и по отношению к ближнему, который испытывает острую нужду и обращается к нам за помощью. Библейское наставничество подразумевает другой уровень служения. Чтобы помочь человеку, необходимо хорошо знать его и давать ему то, в чём он действительно нуждается. Любить ближнего — значит знать его реальные проблемы. Именно так добрый самарянин отнёсся к пострадавшему: перевязал раны, отвёз в гостиницу, оплатил уход и попросил сообщить ему о возможных дополнительных затратах (Лк. 10:33–35).

Знать человека необходимо также для эффективного наставничества в церкви. Чтобы качественно позаботиться о душе, мы должны войти в мир опекаемого: узнать его чаяния, борьбу, страхи, сомнения, обстоятельства его жизни, семейные хлопоты, физические нужды. Другими словами, чтобы действительно сделать человеку добро, а не просто исполнить формальность, необходимо быть осведомлённым обо всех его проблемах. В этом и проявляется благость.

Проявление благости на практике

Если алкоголик голоден, не мудро давать ему деньги, потому что для него будет большим искушением потратить их на выпивку. Благостью будет покупка буханки хлеба и разговор о его сердце перед Богом. А ещё лучше найти ему работу и тем самым научить его перестать быть потребителем. Если в вашей церкви есть мать-одиночка, то благостью будет не просто дать ей денег, как обычно мы можем делать, идя по пути наименьшего сопротивления. Благостью будет конкретная помощь — разгрузить её, приготовить еду, посидеть с ребёнком, чтобы она могла отдохнуть.

В обоих примерах настоящая благость проявляется через знание и заботу о людях. Если же к вам за советом и помощью пришёл малознакомый человек, то необходимо вникнуть в его жизнь и пожертвовать своим временем и силами; это и будет любовью и благостью в действии.

Служить на уровне сердца

Дорогие служители, наставники, пасторы! Знаете ли вы опекаемых вами людей? Если вы не знаете их, то вам будет сложно точечно увещевать и вразумлять их так, чтобы производить созидающее влияние и духовные изменения. Нам необходимо входить в жизнь опекаемых, спускаться на их уровень и говорить с ними на их языке. Нужно плакать с плачущими, а не высыпать на человека гору отрывков из Писания, особенно когда время не говорить, а молчать и слушать. К сожалению, мы часто даём шаблонные советы, а потом удивляемся, почему люди не меняются.

Являть благость людям подразумевает служить им на уровне сердца. Однако, живя в быстром ритме, служители часто склонны воспринимать «проблемных» людей как препятствие в служении, забывая при этом, что люди в церкви и есть объекты нашего пасторского служения. Как сказал Тед Трипп, «это — овцы нашего Пастыреначальника, которым мы удостоились служить». Весьма отрезвляющая причина для служения!

Иов — пример душепопечителя

Ярким примером наставника-душепопечителя был Иов:

«Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное. И говорил я: в гнезде моем скончаюсь, и дни мои будут многи, как песок; корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих; слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей. Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им — они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (Иов 29:14–25).

 Обратите внимание на то, каким образом действовал Иов:

  • активно искал возможность служить другим (7-й стих);

  • спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного (12-й);

  • заботился о погибавшем (13-й);

  • сердцу вдовы доставлял радость (13-й);

  • стремился судить праведно (14-й);

  • был глазами для слепого и ногами для хромого (15-й);

  • относился к нищему, как отец (16-й);

  • тяжбу, которой он не знал, разбирал внимательно (16-й);

  • не малодушничал перед беззаконным человеком, строго увещевал (17-й);

  • помогал людям определиться, какие следующие шаги в жизни им необходимо совершить (25-й);

  • был утешителем плачущих (25-й).

Это потрясающий пример Божьего слуги, который по-настоящему заботился о человеческой душе. Чтобы так совершать служение, необходимо действительно хорошо знать жизнь людей и их трудности. Это знание давало Иову невероятную силу эффективно помогать людям. В нашем поколении не хватает таких служителей, по которыми люди скучали бы, вразумления которых жаждали бы и ждали их, как «дождя, как дождя позднего» (Иов 29:23). Окружение Иова знало, что он их любит, знает и являет им благость в полноте.

«Вы исполнены всякого познания»: знать Бога и Его волю

Это вторая предпосылка, о которой апостол Павел говорит в Рим. 15:14, рассуждая о вразумляющем служении друг другу. Важно отметить, что у этих служителей предостаточно благости и познание также в избытке. Каким же познанием они наполнены, что именно делает их способными к созидающему наставничеству?

Павел верит, что служители этой церкви понимают человеческие проблемы и знают, как решить их Божьими методами. Он убеждён в том, что служители, опекающие других, исполнены глубокого понимания Бога, знают Его, понимают Его волю и могут применить её в конкретной ситуации. Эти люди знают Евангелие и обладают способностью применить его на практике.

Когда в нашей жизни есть любовь, выраженная в добродетели, когда есть глубокое понимание истины, тогда мы становимся способными осуществлять наставничество по отношению друг ко другу.

Сохранять баланс между знанием и любовью

К сожалению, здоровый баланс между этими двумя составляющими часто нарушается. Есть большое количество служителей, которые искренне и глубоко любят людей, но не знают, как эффективно помочь им в духовных проблемах, например, связанных с запинающими грехами или с отсутствием духовного роста.

Другие служители могут быть достаточно образованы и компетентны в Божьих истинах и доктринах, но им не хватает любви к людям. Вместо того, чтобы врачевать рану, такие служители «бьют по голове» Божьим Словом. Таким образом, их служение Слова приносит больше разрушения страждущей душе, чем созидает её. Такие служители напоминают «колючий терн в руке пьяного» (Пр. 26:9). Они наставляют опекаемых жёстко, бесцеремонно, раздавая советы, не удосуживаясь войти во внутренний мир человека и не стараясь понять его. Такие служители используют клише, скорый рецепт или «десять золотых универсальных принципов». Нам нужно умолять Бога о том, чтобы сохранялся баланс между знанием и любовью.

«Можете наставлять»: действовать в силе Духа Святого

Павел говорит, что служители могут наставлять друг друга. Слово «могущие» образовано от «динамос» (сила). Из этого следует, что они могут не просто наставлять, но обладают силой, подобной динамиту, и это вдохновляет. Павел хочет сказать о том, что только когда у нас есть благость к людям и понимание истины, тогда у нас будет достаточно сил, чтобы вывести людей из их тупиков, помочь им разрушить оковы греха. У нас хватит сил противостать дьявольским козням (Еф. 5:11), вразумлять и созидать душу человека, которая в этом нуждается. Когда эти два компонента присутствуют в нашем служении, нам даётся сила Святого Духа качественно наставлять, принося добрые плоды во Славу Божью.

Заключение

Итак, в этом отрывке из Послания к Римлянам чётко видны четыре действия наставника: любить и знать, говорить и делать (подобную аналогию использует Пол Трипп в книге «Орудие благодати в руках искупителя»).

 

Любой врач вначале проводит обследование и лишь затем назначает лечение — в этом есть мудрость и здравый смысл. Точно так же не существует универсального средства от всех духовных болезней. Необходимо сперва узнать состояние человека, войти в его мир, собрать достаточно информации и только потом, на основании Слова Божьего, помочь ему точечно исправить повреждённое грехом. Только поняв, в какую именно ложь верит человек, мы сможем помочь ему заменить ложь истиной.

Заканчивая размышления над этим отрывком, хочу обратить внимание на источник силы для такого мудрого служения: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим. 15:13).

Невозможно быть наполненным благостью и всяким познанием для эффективного служения, если эти составляющие не исходят из веры. Только пребывая на Лозе (Ин. 15:1–8), мы способны приносить добрые плоды в нашем служении и быть пригодными Господу для почётного употребления.

 С оригиналом статьи можно ознакомиться здесь.


Церковь в светском окружении

29.11.2021 / Евгений Бахмутский

Вопрос о том, как правильно жить христианину в городе, весьма актуален. С одной стороны, мы хотим иметь свободу, чтобы быть гибкими в нашем выборе ответа на все вызовы и возможности мегаполиса. С другой стороны, мы хотим быть уверенными, что делаем правильный выбор. Каким именно образом церкви следует вести себя в светском окружении? Какую стратегию следует избрать верующим перед лицом мирского сообщества в городе, куда привёл их Господь?

Книга Гари Чепмена «5 языков любви» издаётся в России c 1999 года и очень популярна в русскоязычной христианской среде и в мире вообще, несколько раз переиздавалась и продается миллионными тиражами. Сегодня ее даже часто предлагают как книгу для семейного или добрачного консультирования.
А вдруг эта книга не отражает библейское представление о любви? Вдруг советы доктора Чепмена применимы не всегда, а то и вовсе не полезны? Вдруг книга
на самом деле не способна помочь семейным парам в конфликтах?

Топ книг о браке и не только

27.11.2021 / Антон Иванов

Когда речь заходит о книгах про брак, то можно увидеть множество книг на данную тематику. Но по-настоящему библейских не так уж и много.  Вы ищете хорошие и полезные христианские книги о браке? Если...