Почему смирение жизненно необходимо для служения

Почему смирение жизненно необходимо для служения
Мало что отравляет церковь и порочит ее репутацию в мире так же, как это делают высокомерные пасторы. Проявление высокомерия среди политиков, как бы это ни было печально, вполне ожидаемо. Но высокомерие за кафедрой – это бедствие не только для церкви, но и для общества, где она должна излучать свет.
Об этой опасности предупреждает Новый Завет, и это не новое веяние в истории церкви. Христиане всегда знали, что гордецов нельзя допускать до церковного руководства. Если же многократного осуждения гордости и высокомерия в Писании недостаточно, то четкие требования к пасторам-пресвитерам делают этот запрет еще более очевидным:
Он не должен быть высокомерным (Титу 1:7, Новый Русский Перевод),
Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом(1Тимофею 3:6).
«Новообращенный» (от греч. неофитос) буквально значит «недавно посаженный (в землю)». Это подходящий образ для тех, кто недавно стал христианином. Новым растениям нужно время, чтобы пустить корни вглубь и вширь. Намного легче вырвать с корнем недавно пересаженное или только что выросшее из семени растение, чем дерево, которое укоренялось в почве несколько лет.
В другом месте Павел, говоря о назначении пасторов и пресвитеров, дает наставление Тимофею и церквям: «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тимофею 5:22). Принцип терпения в назначении руководства применим не только к пасторам, но и к дьяконам: «и таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» ( 1Тимофею 3:10).
Эти предупреждения объединяет одна мысль: раздувшаяся гордость руководителя подвергает опасности всю церковь, и чем дольше человек следует за Господом, тем более вероятно, что оставшаяся в нем гордыня умалится, а не вырастет.

Новое растение не готово к бурям

Пасторское служение бывает очень эмоционально напряженным, и в кризисные моменты это ощущается особенно остро. То, что пасторское служение окажется намного более сложным, чем ранее ожидалось, есть только вопрос времени. Духовные травмы просто неизбежны, ведь пасторы часто сталкиваются с глубокой испорченностью человеческой природы.
Поразительная глубина греха в верующих, умноженная на всю общину, может не только нанести вред молодому растению, но и с корнем вырвать его. Только что посаженное растение еще не готово к бурям и ураганам. Ему нужно прочно укорениться, окрепнуть, пустить листочки и принести первые плоды. Лишь тогда, а не сразу, оно будет готово к суровым порывам ветра и проливным дождям пасторского служения.
Более того, сатана всегда стремится атаковать противостоящих ему служителей, особенно молодых и слабых. Новообращенный пастор может стать легкой мишенью и выгодным плацдармом для дьявольских целей (Ефесянам 4:27). Мудрые церкви защищают себя от таких козней (Ефесянам 6:11).
Назначение новообращенного на руководящую должность сопряжено со всеми этими опасностями, но Павел упоминает еще об одной конкретной угрозе, которая заслуживает самого пристального внимания: новообращенный может «возгордиться» (1Тимофею 3:6). С проблемой гордыни, по всей видимости, столкнулась Ефесская церковь (1Тимофею 6:4; 2Тимофею 3:4). Именно так в церкви могли появиться лжеучителя. Возможно, на должность пасторов были поспешно поставлены прирожденные лидеры, явно способные учить, но взятые из среды новообращенных. Это могло привести сразу к двум последствиям: (1) они не были должным образом испытаны, чтобы оценить их духовное состояние, и (2) сама руководящая должность могла сбить их с пути роста и развития.

1. Почему гордость не ушла?

В первом случае высокомерие новообращенного может остаться после прежней греховной жизни. Павел говорит, что для людей вне церкви характерна «напыщенность» (2Тимофею 3:4). Соответственно, новообращенному нужно провести какое-то время в вере, чтобы смириться. Опасность кроется не только в том, что незрелого человека на руководящей должности может обуять гордость, но и в том, что прежняя гордыня новообращенного еще недостаточно укрощена. Во многом его разум еще находится в процессе подчинения Богу. Не только пыль должна осесть, но также должны углубиться корни.
Пасторы не могут быть высокомерными (Титу 1:7, Новый Русский Перевод) в том числе и потому, что они должны находиться в подчинении и под властью слов Христа и Его апостолов. Павел отождествляет «гордеца» с человеком, который «учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии» (1Тимофею 6:3-4). Одна из главных задач пастора – это учить, причем учить не от себя и не своим предпочтениям, а «здравым словам Господа нашего Иисуса Христа». Павел также упоминает «осуждение с дьяволом» (1 Тимофею 3:6), который в своей гордости и напыщенности не преклонился перед Божьей властью.

2. Спровоцирует ли руководящая должность новую гордость?

Мы должны не только принять во внимание то, что новообращенному нужно время для смирения прежней гордости, но и подумать о том, как руководящая должность может повлиять на человека. Станет ли должность священнослужителя поводом для нового вида гордости? Именно об этом беспокоится Павел в 1Тимофею 3:6 – не только о преодолении былого высокомерия, но и том, не возгордится ли человек от самой руководящей роли и не подпадет ли под то же осуждение, что и сатана?
В поисках кандидатов на руководящие должности мы часто придерживаемся одного из двух взглядов: «подходящий для дела человек» или «подходящее для человека дело». От «подходящего для дела человека» требуется с первого дня выполнять свою роль и оправдывать ожидания. А «подходящее для человека дело» означает, что руководящая роль дает возможность развивающемуся лидеру возрастать в исполнении своей роли в процессе служения. Хотя на должность пастора нет совершенно «подходящего для дела человека» (кто способен к сему?), мы также не должны подходить к поиску кандидата с позиции «подходящее для человека дело», если речь идет о гордости и высокомерии.
Человек может возрасти в учении, в пасторских и многих других навыках во время совершения служения, но не в смирении. Не думайте, что пасторское служение – это тяжелое испытание, которое может смирить гордого человека. Пасторство – действительно тяжелое испытание, оно еще больше смирит смиренного (2Коринфянам 12:7), но это не лаборатория для высокомерных.
Ограждая новообращенных от руководства, мы служим не только церкви, но и самому новообращенному. Человеку пойдет на пользу какое-то время, чтобы утвердиться в роли христианина, осознать, кем он является во Христе, а не в своей должности. Прежде чем в служении пытаться заставить духов нам подчиняться, нужно пожить в радости от того, что «имена наши записаны на небесах» (Луки 10:20).

Как долго человек является новообращенным?

О насколько недавно обращенном идет речь? О насколько недавно посаженном растении? Здесь проявляется мудрость неединоличного руководства в поместной церкви. Новый Завет не называет конкретных сроков, будь то год или пять. Подобно всем остальным качествам пресвитера, «не из новообращенных» – это критерий аналоговый, а не цифровой. Ложась спать «новообращенным», человек не проснется на следующий день в полной готовности противостоять бурям. Такая зрелость и, в частности, смирение приходят постепенно и охватывают многие сферы жизни. Поэтому Павел оставляет решение на усмотрение группы пресвитеров, при утверждении церковью, учитывая возраст и зрелость как кандидата, так и церкви, а также другие значимые обстоятельства, среди которых не последнюю роль играют нужды церкви.
Обратите внимание на различия между прочно утвердившейся церковью в Ефесе (1Тимофею) и зарождающейся церковью на Крите (Титу). В послании ефесянам Павел уточняет: «не из новообращенных». Ефесской церкви на тот момент было около десяти лет, возможно больше, поэтому не было потребности назначать руководителями относительно недавно обращенных. На Крите ситуация была другой. Церковь была основана недавно, и, в некотором смысле, все назначаемые Титом пресвитеры были новообращенными. Однако основной опасностью по-прежнему остается гордость. Поэтому церкви на Крите Павел дает конкретное указание: «Он не должен быть высокомерным (Титу 1:7, Новый Русский Перевод)».
Важная оговорка: «не из новообращенных» не обязательно значит «не из молодых». Мы знаем, что Тимофей был сравнительно молод, скорее всего, ему было около тридцати лет. Тем не менее, Павел пишет ему не позволять церкви пренебрегать им из-за юности, но подавать ей пример (1Тимофею 4:12), в том числе убегая юношеских похотей (2Тимофею 2:22). Как правильно сказал Елиуй Иову, не возраст умудряет человека, а Дух Божий (Иов 32:8-9). Молитесь о том, чтобы со временем Дух Божий все больше трудился в человеке, но не думайте, чтобы это само собой происходит с годами.

Два ключевых вопроса

Говоря о пасторском смирении на практике, что актуально как для церквей и церковных советов в поисках пастора, так и для братьев, стремящихся к пасторскому служению, рассмотрим два особых проявления смирения, необходимых для пасторов и пресвитеров:

1. Мыслит ли он трезво?

Здесь речь идет не только о трезвой рассудительности в целом (что также крайне необходимо согласно 1Тимофею 3:2), но и об оценке самого себя. В Римлянам 12:3 сказано: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте трезво, по мере веры, какую каждому Бог уделил». Склонен ли он к самоуничижению? Готов ли признавать свои недостатки? Набивает ли он себе цену? Есть ли признаки того, что он думает о себе более высоко, нежели следует?

2. Почитает ли он других выше себя?

В Филиппийцам 2:3-4 Павел пишет всем христианам то, что особенно актуально для церковных руководителей: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Почитать других важнее себя – это сама суть пасторского призвания и веры. Сам Иисус, великий Пастырь и Блюститель наших душ (1Петра 2:25), является примером смиренного лидера, который замечал, заботился и отдал Себя ради абсолютного блага других (Филиппийцам 2:5-8). Пасторский труд никогда не затмит и не заменит совершенного смирения Христа, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2:8), но он отмечен стремлением вторить Его смирению и отражать его в каждом дне.

Боже, дай нам смиренных пасторов

Когда Бог совершает двойное чудо, и в поместной церкви сначала появляются, а потом становятся пасторами-учителями смиренные мужчины, что нам ожидать от таких учителей и руководителей? Смиренные пасторы любят Писание и «здравые слова Господа нашего Иисуса Христа» (1Тимофею 6:3). Они принимают призвание сопастырей, с радостью осуществляя свою роль под властью Пастыреначальника. Смиренные пасторы любят проповедовать не себя, но Христа Иисуса Господа (2Коринфянам 4:5).
Смиренные пасторы не делают поспешных выводов и думают друг о друге и о пастве хорошо (а не предполагают худшее). Они не позволяют цинизму по отношению к братьям и сестрам расти в сердце и отравлять его. Они исполнены духом кротости и рвением почтить Бога, благодаря чему не боятся оказаться неправыми и не испытывают постоянную потребность в самозащите.
Смиренные пасторы открыты, а не увертливы; это люди искренние и настоящие, а не поверхностные. Они не ищут оправданий, а хотят учиться, расти и становиться лучше. Смиренные пасторы слушают. Они не склонны приковывать к себе внимание, им интереснее слушать других, нежели рассказывать о себе. Качество, в котором больше всего нуждаются пасторы в наше время, да и во все поколения, можно назвать одним словом – смирение, и лишь немногим удается к нему приблизиться.
Боже, дай нам смиренных пасторов.

Новый Завет не проводит четкого и очевидного разграничения между служением на поддержке и так называемой светской работой. На любой ежедневной работе, которую мы имеем по Божьему провидению, Он призывает нас трудиться «не напоказ только, … как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22)

Бог особым образом спланировал и создал души мужчин, которых Он призывает к пасторскому служению. Автор подробно рассматривает речь апостола Павла, записанную в 20-й главе Деяний.

Многие братья на каком-то этапе своего хождения в вере задаются вопросом о Божьем призыве на пасторское служение. Как услышать этот призыв и удостовериться в том, что это не просто желание твоего сердца, но именно Бог побуждает тебя трудиться для общины ради Его Имени? В Писании мы находим много конкретных мест и примеров того, как понять призван ли человек быть старейшиной церкви, что отличает призвание на служение от любой другой работы и какими качествами должен обладать кандидат на пасторское служение. Вместе с Дэвидом Мэтисом давайте изучим этот вопрос подробнее.