Пасторы, которые нам нужны

Пасторы, которые нам нужны

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ХОРОШИЕ ПАСТЫРИ

Лидерство сейчас переживает трудные времена. Под влиянием общества мы подозрительно относимся к лидерам, зачастую предполагая, что они будут использовать власть скорее для собственной наживы, чем для всеобщего блага. Потому в настоящее время страшновато занимать лидерские должности не только в политике и бизнесе, но и в церкви.

В какой-то мере наша подозрительность обоснована. Благодаря современным СМИ истории о злоупотреблении властью распространяются быстрее, чем когда-либо ранее. При этом христиане лучше других знают, что «нет праведного ни одного», кроме Христа. Что удивительного в том, что мы получаем одно за другим доказательства этого утверждения?

И все же мы правильно поступаем, когда придерживаемся более высоких стандартов лидерства в церкви. Мы верим, что Бог меняет сердца и поведение. Он дарует Свой Дух. Он трудится в нас и через нас, чтобы преображать нас в образ Своего Сына. Мы ожидаем большего от служителей церкви, и так и должно быть. Как служители, мы берем возлагаемые на нас полномочия не только с рассудительностью, но и с целью показать церкви и миру, что Христос призывает нас руководить иначе.

Некоторые из текстов Нового Завета дают нам представление о христианском руководстве, которое кардинально отличается от парадигм лидерства, преобладающих в мире (среди них Мк. 10:42-45; Деян. 20:18-35; 1 Тим. 3:1-13; 2 Тим. 2:22-26; Тит. 1:5-9), но отрывок, к которому я чаще всего обращаюсь и которым с радостью делюсь с другими, – это 1 Петра 5:1-5. О, пусть Бог  поставит и утвердит в наши дни таких пастырей! Таких пастырей, в которых мы все нуждаемся.

1. Мужчины, которые всегда рядом и доступны

Петр начинает так: «Пастырей ваших умоляю я… пасите Божье стадо, какое у вас» (1 Пет. 5:1,2) (В английском языке « Умоляю пастырей ваших среди вас… пасите Божье стадо, которое среди вас). Он говорит это дважды в одном предложении. Пастыри-пресвитеры (два слова для обозначения одного и того же служителя в Новом Завете) находятся среди людей, а люди – среди пресвитеров. Вместе они составляют одну церковь, одно стадо. Хорошие пастыри прежде всего сами являются овцами, знают и принимают это. Пастыри – это не категория христиан, кардинально отличающихся от остальных. Им не нужно обладать высококлассным интеллектом и управленческими навыками, владеть ораторским искусством. Это среднестатистические, обычные, здравые христиане, служащие примером стаду, находящиеся среди стада в процессе руководства, уча Слову Божьему и принимая совместные мудрые решения. Их сердца горят от слов Иисуса в Луки 10:20: «Однако же тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах». Их главная и основополагающая радость не в том, что Бог делает через них как пасторов, а в том, что Христос сделал (и делает) для них как христиан.

Следовательно, хорошие пастыри имеют мир в своей душе и не трепещут от необходимости впечатлить кого-то и доказать свою состоятельность. Для них достаточно быть обычным христианином, зрелым и здравым, и не стремиться быть на голову выше всех остальных в собрании.

Можно сказать иначе:  смирение таких пасторов хорошо заметно.  В конце концов, Петр призывает «всех» – пастырей и членов собрания – «подчиняясь друг другу, облекитесь в смиренномудрие» (1 Пет. 5:5). Здравые церкви стремятся облечься в смиренномудрие по отношению к пастырям, которые показали пример, сами облекшись в смиренномудрие.

Такие пасторы смиренны не только в теории, но и на практике. Они присутствуют в жизни церкви, и они доступны. Они приглашают, приветствуют и принимают членов своей церкви. Они не притворяются, что пасут Божье стадо по всему миру, но фокусируются на одном, которое «среди них», которое находится под их началом, и рады быть среди собрания, а не где-то в другом месте, не далеко.

2. Мужчины, которые трудятся бок о бок с другими

Одна из самых важных и нуждающихся в напоминании истин о пасторском служении заключается в том, что Христос видит его как совместную работу  нескольких служителей, а не шоу одного артиста. И в 1 Петра 5 главе, и во всех других отрывках Нового Завета, в которых упоминаются пасторы-пресвитеры поместных церквей, слово «пастыри» стоит во множественном числе. Только Христос возвышается над церковью как ее Господь. Он хочет, чтобы Его со-пастыри трудились и достигали успеха вместе.

Зрелые собрания не хотят, чтобы их пастором был неприкосновенный лидер, который восседал бы за кафедрой, возвышаясь над всей церковью, свободный от необходимости быть подотчетным и участвовать в зачастую бурном обмене мнениями, в ходе которого рождаются мудрые решения. Мы хотим видеть нашими пасторами хороших мужчин, имеющих хороших друзей, то есть друзей, которые любят их достаточно сильно для того, чтобы ставить под сомнение их предпочтения, выводить их на чистую воду и делать их жизнь одновременно и лучше, и труднее, и более некомфортной, и приносящей больше плода.

3. Мужчины, которые внимательны и вовлечены

Пасторы также «надзирают» (1 Пет. 5:2). Какими бы слабыми ни стали современные люди,  в глубине души мы все равно хотим иметь лидеров, которые  не просто слушают и наделяют полномочиями, но и ведут, и начинают что-то новое. Мы все еще хотим иметь лидеров, которые будут говорить нам Слово Божье (Евр. 13:7) и по-настоящему совершать трудное, изнуряющее дело руководства, к которому они были призваны. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога» (Деян. 20:28). Какими бы опытными и одаренными ни были пасторы, они известны в первую очередь не своим большим опытом или административной смекалкой. Скорее, их знают как людей Писания. Это люди, для которых Слово Божье имеет решающее значение, люди, чей стиль руководства основан на Писании. Библия не является дополнением к чему-то, Библия – в центре всего. Бог сказал Свое Слово, и это меняет все.

Мы хотим видеть мужчин, которые влияют через свое учение, а не через абсолютный контроль, «не господствуя над наследием Божьим» (1 Пет. 5:3). Должно быть заметно, что они служат своими дарами и данной им властью другим, а не себе. Это мужчины, которые на самом деле ведут за собой, а не просто занимают руководящие должности.  Мужчины, которые рассматривают свою руководящую должность не как привилегию, а как Божий призыв к тому, чтобы умереть для своего комфорта и удобства и выбрать более сложный путь. Мужчины, которые завоевывают уважение к себе, а не рассчитывают на него просто так. Мужчины, которые, как сказал Петр, «пасут Божье стадо» (1 Пет. 5:2), не только направляя и кормя, общаясь и давая видение, но и оберегая, защищая. Это подводит нас к четвертому качеству. 

4. Мужчины, которые преодолевают трудности

И пасторы, и церкви проявляют себя в истинном свете именно в трудные времена. Мы хотим видеть пасторов, которые преодолевают трудности, продолжают служение, не обязательно с позиции власти, хотя это может быть необходимо в некоторых случаях, но с еще большей внимательностью, осторожными вопросами, смелыми советами и постоянным наставлением. Во время конфликтов служитель Божий должен быть не только незлобивым и терпеливым, наставляющим противников с кротостью, но также «умеющим учить» (2 Тим. 2:24,25). Детям Божьим нужно наставление не только тогда, когда все спокойно, но в той же и даже большей мере в трудные времена.

В трудные времена хорошие пасторы оказываются на высоте. Пятая глава 1 Петра непосредственно связана с тем, что было сказано в конце четвертой главы (1 Пет. 4:19): «Страждущие по воле Божьей да предадут Ему как верному Создателю души свои, делая добро». Наставление Петра  пресвитерам находится в контексте рассуждения о жизни в страданиях. Вот почему он обращается к пресвитерам: в самые трудные времена основная нагрузка ложится на пастырей. И так и должно быть.

Хорошие пасторы знают это. Они так и живут. Когда церкви становится труднее, они проводят с ней больше времени, не меньше. Когда возникает неопределенность, они становятся более, а не менее внимательными. Не то чтобы они должны знать ответы на все вопросы или притворяться, что знают, но они продолжают совместное руководство и просят других братьев во Христе о поддержке в разных случаях. Они не притворяются, что их решение самое лучшее или единственно возможное, но, помолившись и посоветовавшись, предлагают хоть какое-то решение. Когда они не знают, что делать, они знают, что делать – взирать на Бога (2 Пар. 20:12). Они вносят предложения. Они рискуют и делают себя уязвимыми. Они преодолевают свой страх совершить ошибку, надеясь, что смогут позаботиться о других.

Принять призыв к пасторскому служению в церкви значит согласиться на страдания. Пасторы страдают, будучи пасторами, так, как не страдали бы, будучи обычными членами церкви. Но они делают это, ожидая награды, прибыли и славы, соразмерных труду, не постыдному, но чистому: «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы» (1 Пет. 5:4). И это подводит нас к последнему качеству.

5. Мужчины, которые черпают радость в своем труде

Церквям нужны счастливые пасторы. Не духовенство, просто выполняющее свои обязанности. Не ворчащие служители. Мы хотим видеть такого пастора, который хочет трудиться и трудится ради нас с радостью. Мы хотим видеть пастора, который служит «не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Пет. 5:2).

Самому Богу угодны пасторы, которые трудятся от всего сердца. Он хочет, чтобы они желали епископства (1Тим. 3:1) и делали свою работу с радостью (Евр. 13:17). Не по принуждению или обязанности, но охотно, горячо, радостно. Не просто «богоугодно», но так, «как Сам Бог делает», – буквально в оригинале «соответственно Богу» (kata theon). Это говорит нам нечто о Самом Боге. Он – Бог, действия которого проистекают из радостного сердца. Он хочет, чтобы пасторы трудились с радостью, потому что это отражает Его отношение к нам. Он – Бог, который прославляется не за то, что просто следует Своим обязанностям, но за то, что трудится с энтузиазмом и наслаждением, и Сам заботится о Своих детях охотно, горячо, радостно.

В глубине души члены церкви знают, что именно счастливые пасторы, а не ворчащие пресвитеры, создают счастливые церкви. Пасторы, которые любят свою работу и трудятся с радостью – огромное преимущество для церкви и приносят большую пользу своим людям (Евр. 13:17).  

Руководитель, который нам нужен

Вот таких пасторов мы хотим видеть. Конечно, ни один человек и ни одна команда служителей не смогут в совершенстве воплотить эти мечты, но мужи Божьи учатся преодолевать искушение впасть в духовный паралич из-за собственного несовершенства. Они с радостью полагаются на Христа как совершенного и замечательного Пастыря Своих овец, возлагают свои заботы на Его широкие плечи (1 Пет. 5:7), помнят, что Его Дух живет и трудится в них, и затем совершают еще один смелый, смиренный шаг.

И в то время как пасторы учатся воплощать эту реалистичную мечту о прекрасных руководителях, хотя и не совершенно, но добиваясь реального прогресса посредством Духа, некоторые стороны нашей разрушенной культуры лидерства начнут обновляться. И если не мир, то церковь научится отлагать свои подозрения и наслаждаться Божьим даром в виде хороших пасторов-учителей.

 

Пасторы, которые нам нужны

29.05.2024 / Дэвид Мэтис

Под влиянием общества мы подозрительно относимся к лидерам, зачастую предполагая, что они будут использовать власть скорее для собственной наживы, чем для всеобщего блага. Но некоторые из текстов Нового Завета дают нам представление о христианском руководстве, которое кардинально отличается от мирских парадигм лидерства. Опираясь на эти тексты, Дэвид Матис указывает 5 признаков хороших пастырей, в которых все мы нуждаемся.

Многие христиане видят катастрофу в распространении атеизма. По мнению же Дэвида Робертсона, намного сложнее достичь религиозных и номинально религиозных людей, нежели атеистов. Поэтому он хочет вдохновить всех христиан видеть в атеистах не угрозу своей вере, а людей, которые нуждаются в благой вести об Иисусе Христе и зачастую готовы ее принять.

Если само по себе применение церковной дисциплины обычно ни у кого не вызывает сомнений, то на этапе после применения дисциплины возникает немало вопросов, которые можно свести к одному: как относиться к человеку, к которому была применена церковная дисциплина?