Пастор и конфликт

Пастор и конфликт
Мы с вами слишком хорошо знаем, какая война идет внутри нас, и как человеческая плоть противится Духу Божьему. В нас возникает желание ссориться, когда следовало бы примириться, и, наоборот, сглаживать острые углы, когда нужно говорить прямо. В наше время, когда многие резко высказываются в сети, но при этом очень дружелюбны в личном общении, нам нужны руководители, которые «не сварливы», но и не боятся «обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тимофею 4:2). Нам нужны братья, которые «сражаются за веру» (Иуды 3) без враждебности. Нам нужны пасторы не сварливые, однако знающие, когда (и как) сказать нужные, хотя и неприятные слова.

Не задиристый. Это качество переведено так в Новом русском переводе 1 Тимофею 3:2-3 и оно не теряет своей актуальности. В числе пятнадцати требований к пастору-пресвитеру церкви это одно тех пяти качеств, которые определены через отрицание. В Синодальном переводе используется слово «сварлив», но в данном случае НРП более точен. Мы прекрасно знаем, как ведут себя задиристые люди, и не нужно особой проницательности, чтобы понять, какие проблемы может вызвать такой человек в качестве пастора.
Однако по слову «задиристый» не совсем ясно, о физической или словесной борьбе идет речь. В этом преимущество перевода «не сварлив». В 1 Тимофею 3 уже было сказано о физическом аспекте: «не бийца». Здесь же говорится о темпераменте и особенно о вербальном общении.

Миротворцы

Оборотная сторона отрицательного качества «сварливый» – положительное «миролюбивый». Титу 3:2 – это единственный другой новозаветный стих, в котором используется слово «не сварливый»: «Напоминай [церкви]... никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Титу 3:1-2). В Иакова 3 содержится предупреждение для руководителей: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иакова 3:1), а также указание на мудрость, сходящую свыше: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иакова 3:17-18)
Хорошие пасторы по натуре миротворцы, а не спорщики. Они не спорят просто так, а отстаивают сохранение и укрепление мира. Как люди, которых Бог поставил на служение Его народу, они знают, что прежде всего наш Бог – «Бог мира» (Римлянам 15:33), наша проповедь – «благовестие мира» (Ефесянам 6:15), Сам Господь Иисус принес мир (Ефесянам 2:15; Колоссянам 1:20) и «есть мир наш» (Ефесянам 2:14) и «придя, благовествовал мир вам, дальним и близким» (Ефесянам 2:17).
Но к созиданию мира призваны не только христианские руководители. Мы лишь делаем упор на том, чтобы они обладали этим качеством, как люди, которые подают пример и побуждают к миру всю церковь. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матфея 5:9). «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Римлянам 14:19). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евреям 12:14). «Если возможно с вашей стороны», все члены тела Христова, «будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18).
Такое миротворчество предполагает, что мы должны наставлять церковь не только хранить мир и наслаждаться им, но и достигать мира, который порой невозможен без конфронтации. Некоторых споров не избежать, и мы вступаем в них не потому, что нам просто хочется поспорить (или победить), а чтобы приобрести тех, кто обманывается. Бог желает, чтобы духовное великодушие руководителей Его церкви позволяло им преодолевать соблазны вступать в мелкие споры и доблестно отстаивать мир и единство ради славы Христа в самых сложных ситуациях.

На что не способен задиристый человек

Послания Павла Тимофею и Титу представляют особую ценность – в них опытный апостол дает советы молодым руководителям в гуще церковного конфликта. Пожалуй, нет более глубокого отрывка для руководителей во время конфликта, чем 2 Тимофею 2:24-26. Эти стихи наиболее подробно описывают «не сварливого пастора». Возможно, это одно из самых важных обращений к церковным руководителям: «А слуге Господа не пристало участвовать в ссорах. Ему полагается быть добрым и мягким со всеми, уметь учить, не помнить зла, с кротостью исправлять тех, кто ему противится. Ведь, может быть, Бог еще даст им раскаяться и узнать истину, и они опомнятся и вырвутся из западни дьявола, который держал их в плену, подчинив своей воле» (Современный перевод РБО).

Павел дополняет отрицательное «не ссориться» четырьмя призывами к действию (Маунс, Пастырские Послания). Во-первых, «быть добрым со всеми». Конфликт – это не повод не проявлять доброту. Поведение пастора в состоянии конфликта не менее важно, чем ясное понимание того, когда он нужен, а когда нет. Господь призывает Своих слуг не только быть добрыми к овцам, поливая волков грязью, но «быть добрыми со всеми» – как с верными, так и с врагами.
Следующее – «уметь учить» (а точнее «быть искусным учителем») – встречается ранее в требованиях к пресвитерам (1 Тимофею 3:2) и является основным признаком, отличающим пасторов-пресвитеров (1 Тимофею 3:1-7) от дьяконов (1 Тимофею 3:8-13). В предыдущем стихе (2 Тимофею 2:23) Павел упоминает «глупые, невежественные споры», буквально «неученые», «непросвещенные». Очень много конфликтов в церкви возникает из-за простого невежества и требует вмешательства пастора, который с добротой (а не с громом и треском) принесет трезвую ясность из Божьего Слова. В Новом Завете пасторы – это прежде всего учителя, и великий Учитель Христос желает, чтобы во время конфликта они продолжали исполнять свое основное призвание.
Далее – «терпеливо сносить зло». Серьезные конфликты редко разрешаются так быстро, как нам бы того хотелось. Сталкиваемся ли мы с замышляющимся злом или просто расходимся во мнениях, пастор всегда должен показывать пример терпения. Это не значит, что мы должны бездействовать или позволять конфликту тянуться, оставив его без внимания и не предпринимая дальнейших шагов. Однако мы должны проходить этот путь с терпением: не стоять на месте, но и не набрасываться на все проблемы разом, а преданно и терпеливо разрешая конфликт шаг за шагом.

Великая надежда во время конфликта

Четвертый и последний призыв во 2 главе 2 Тимофею – «с кротостью наставлять противящихся». Побуждая к доброте, научению и терпению, Павел не оставляет в стороне наставление (или исправление). Бог призывает пасторов правильно относиться к Его слову (2 Тимофею 2:15), которое полезно не только для научения, но и для исправления (2 Тимофею 3:16). Наша цель – исправление «в духе кротости» (Галатам 6:1).
Пастор, который ищет мира, а не просто спора, с терпением в сердце разрешает необходимый конфликт: мы молимся «в надежде на то, что Бог даст им покаяние». Мы жаждем исправления, а не мести (Римлянам 12:19). Прежде всего мы молимся о покаянии, а не о воздаянии.
Также мы помним о том, что наша настоящая война не против плоти и крови, особенно внутри церковной семьи. Наш подлинный враг - это сатана, а не земные «противники». Мы страстно желаем, чтобы они пришли к покаянию – «одумались и освободились из ловушки дьявола» – через доброту, смиренное научение, терпение, кроткое исправление, не забывая о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефесянам 6:12). Наше стремление – не избавиться от противников, а отвоевать их у сатаны.

Требовательность к себе

Как же пастору понять, нужен ли конфликт? Каких глупых споров с мудростью следует избегать, а в какие конфликты нужно не бояться вступать с добротой, терпением, кротостью и смирением в учении?
Очень важно обратить внимание на то, что пасторы нигде в Новом Завете не работают в одиночку. Христос поставил во главе церквей не просто учителей, а множество учителей. По Его замыслу, огромное количество вопросов, требующих мудрости в пасторском служении, должны решаться командой рассудительных, владеющих собой, жертвенных руководителей, которые видят недостатки друг друга и поддерживают друг друга в слабостях. Они вместе учатся и со временем становятся более требовательными к себе, нежели к пастве.
Суть христианского руководства заключается не в принятии почестей, а в готовности положить свою жизнь; не в стремлении к легкой работе, а в добровольном распятии личного комфорта и свободы, чтобы служить другим; не в господстве над нашими подопечными, а в том, чтобы, уподобляясь Христу, являть им пример жертвенности (1 Петра 5:3). Том Аскол пишет: «пастор учится сражаться за истину, не состязаясь в спорах, но серьезно применяя Слово Божье к себе, прежде чем применять его к другим».

Конфликт: избегать или сражаться?

Чтобы понять, каких споров избегать, а каким конфликтам смело идти навстречу, мы должны спросить себя:
  • Что мной движет? Мое эго, предпочтения, страх потерять иллюзию контроля? Или мой Господь, Его Евангелие и Его церковь? Не забыл ли я о том, что мой величайший враг – это не другие люди, и даже не сатана, но живущий во мне грех?
  • Каков тон моего служения? Один спор сменяет другой? Бывают ли периоды мира? Иду ли я на конфликт ради конфликта, или ставлю своей целью сохранение и поддержание христианского мира?
  • Иду ли я на поводу у своей плоти, которая склоняет меня спорить, когда не нужно, и отступать, когда следует с добротой, терпением и мягкостью стоять за истину? Как «слуга» Господа, а не самого себя, отказываюсь ли я от мелких распрей, к которым тянется неосвященная часть меня, в пользу трудных праведных дел, от которых она хочет бежать?
  • Я лишь гневаюсь на своих противников, желая поставить их на место и уличить, или печалюсь за них, а лучше – сострадаю, искренне прося Бога открыть им глаза на истину и дать покаяние? Я больше склонен гневаться на них или о них плакать?
Бог желает, чтобы Его служители вместе, посредством Его Духа, находили правильный баланс. Мы можем научиться избегать глупых споров и с мудростью вступать в необходимые конфликты. Мы можем не бояться разногласий, при этом не сея разделений. В мире ненавистников, провокаторов и скандалистов мы можем быть мужьями, которых Христос поставил вести Его церковь и в любви твердо сражаться за мир.



Новый Завет не проводит четкого и очевидного разграничения между служением на поддержке и так называемой светской работой. На любой ежедневной работе, которую мы имеем по Божьему провидению, Он призывает нас трудиться «не напоказ только, … как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22)

Бог особым образом спланировал и создал души мужчин, которых Он призывает к пасторскому служению. Автор подробно рассматривает речь апостола Павла, записанную в 20-й главе Деяний.

Многие братья на каком-то этапе своего хождения в вере задаются вопросом о Божьем призыве на пасторское служение. Как услышать этот призыв и удостовериться в том, что это не просто желание твоего сердца, но именно Бог побуждает тебя трудиться для общины ради Его Имени? В Писании мы находим много конкретных мест и примеров того, как понять призван ли человек быть старейшиной церкви, что отличает призвание на служение от любой другой работы и какими качествами должен обладать кандидат на пасторское служение. Вместе с Дэвидом Мэтисом давайте изучим этот вопрос подробнее.