Они купили джинсы с дырками на коленках. Послы из великого города в спешке отправились в путь, чтобы заключить мир с Иисусом Навином и его надвигающейся армией. Но сначала, как сообщили местные жители, они рылись в грудах одежды в местном комиссионном магазине. Притворная поношенность их одежды служила жизненно важной цели — выживанию.
Гаваон лежал прямо на пути завоеваний Иисуса Навина. Через несколько дней он, его люди и их Бог были бы на месте. Услышав, что Бог Израиля сделал с фараоном, Иерихоном и Гаем, жители Гаваона затрепетали. Хотя их город и был «больше, чем Гай», они вздрогнули. Кто может победить грозного, как чума, разрушающего стены, поглощающего города Израиля и его невидимого Бога?
Их потрепанные послы с ветхими мешками, ветхой обувью с заплатами, ветхой одеждой, изорванными и заплатанными мехами вина, «сухим и заплесневелым» хлебом (Ис. Нав. 9:4–5) служили в качестве армии спасения Гаваона. Они перехватили Иисуса Навина в Галгале и сказали хрипящим голосом: «Из весьма дальней земли пришли мы; итак, заключите с нами союз» (Ис. Нав. 9:6). Будет ли их ложь обнаружена?
«Кто вы и откуда пришли?» — сказал им Иисус. Они повторяют обман и добавляют больше драматизма в свой спектакль: «Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплым в тот день, когда пошли к вам, а теперь вот он сделался сухой и заплесневелый. И эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот изорвались. И эта одежда, и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги» (Ис. Нав. 9:12–13).
Иисус Навин смотрит на хлеб, мехи, обувь, одежду и решает заключить с ними союз. В тексте так объясняется это решение: «Израильтяне взяли их хлеб, а Господа не спросили».
Ошибка хороших лидеров
Иисус, сын Навин, был отличным лидером. Если бы нужно было написать книгу о лидерстве, вряд ли можно было найти пример лучше него.С самого начала его задача была нелегкой, потому что он должен был соответствовать своему весьма достойному предшественнику. Моисей — пастырь, разделяющий воды моря, посредник, взбирающийся на гору, дающий Закон пророк, — умер. Миллионы глаз обратились к Иисусу Навину — глаз, слишком склонных щуриться в смертельном неодобрении. Будут ли они приведены в Землю Обетованную? Сможет ли он привести их?
Перед лицом огромных армий, укрепленных городов и смертельно опасных колесниц Божье поручение Иисусу Навину требовало твердости и мужества, которых давало само Его присутствие, если Иисус Навин решится довериться Ему. И Иисус проявил доверие. Он ежедневно рисковал своей жизнью и здоровьем, доверившись Божьему Слову. В конце концов, он захватывает Землю Обетованную и разделяет ее между коленами Божьего народа.
До сих пор в его послужном списке был только один потенциальный провал: первоначальное поражение при Гае. Хотя это поражение могло запятнать репутацию Иисуса Навина, в итоге наказание справедливо легло на алчного Ахана. Но теперь заключение запрещенного союза с врагами Израиля стало первым предупреждением для Иисуса Навина как лидера. Увидев перед собой группу послов в изношенной одежде, он сделал логичный вывод, что они должны были путешествовать издалека. Он доверился тому, что увидел.
Он не совершил подобной ошибки, когда был послан высмотреть землю в числе соглядатаев. Он не трепетал перед великанами. Но теперь он поверил своим глазам, доверился ушам, своей когорте лидеров, и все они не сделали одно и то же — не вопросили Господа. Казалось бы, дело достаточно ясно, они и сами могли с ним справиться. Здесь Иисус Навин совершает обычную ошибку многих руководителей, успешных в течение долгого времени: он забывает вопросить Господа.
Хвастовство бизнесменов
Насколько велико это искушение для руководителей церкви в наши дни?Раньше вы уже проповедовали, вели уроки в воскресной школе или писали статьи, и ваш Господь был рядом. Вы принимали решения касательно вашей семьи, компании, детей, и Бог благословлял их. Кажется, что на этот раз все будет точно так же. Поэтому, особо не думая и действуя на автопилоте, вы полагаетесь на свою мудрость и силу и забываете молиться. Успех воспринимается как должное, благодарности Богу становится все меньше, вы все чаще предполагаете, что знаете, как будут развиваться события.
Возможно, нечто подобное произошло с верующими бизнесменами в первом веке. Иаков обличает их следующим образом: «Теперь послушайте вы, говорящие: “Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”, — вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: “Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, — вы, по своей надменности, тщеславитесь; всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4:13–16).
Полагаю, эти генеральные директора, члены первой церкви, сначала надеялись на Своего Господа. Они не рассчитывали на неминуемый успех в финансовых начинаниях, но смиренно молились: «Господь, хлеб наш насущный дай нам на сей день». Но активы начали накапливаться, их собственный капитал взлетел вверх. Стабильный доход казался «обычным явлением», результатом успешных инвестиций и тяжелого труда. Их уста вскоре выдали злое хвастовство их сердец касательно будущих подвигов. Они узрели элегантно одетый Гаваон финансовой выгоды и тоже забыли вопросить Господа и узнать Его волю, считая важной только свою.
Как прежде
О, как долго может оставаться незамеченной гордость, проявляющаяся в отсутствии молитв! Мало кто садится и принимает намеренное решение не спрашивать совета у Христа, никто специально не баррикадирует дверь в свою молитвенную комнату. У людей просто появляется слишком много дел, они больше не чувствуют нужды простираться ниц. Они начинают справляться со всем самостоятельно.Чарльз Сперджен хорошо понимал, каким разрушительным для собрания может быть отсутствие пасторской молитвы. Он предупреждает своих студентов в семинарии: «Когда твоя душа не подпитывается, люди в церкви, не понимая, как или почему, ощутят, что твои молитвы в собрании не приносят наслаждения их душам; они почувствуют твою пустоту, возможно, до того, как ты сам ее заметишь. Затем твои речи выдадут твой духовный упадок. Ты можешь произносить такие же правильно подобранные слова и удачно построенные предложения, как и раньше, но будет ощущаться недостаток духовной силы» (Спержден, «Лекции моим студентам»).
Хорошие духовные лидеры, особенно пасторы, должны трепетать перед возможностью подобного духовного самсонизма. После варварского предательства Далиды Самсон пробудился от сна своего и сказал: «Пойду, как прежде, и освобожусь» (Суд. 16:20). Неосознанно для себя самого он пошел вперед без Божьей помощи.
Насколько прискорбны эти периоды отсутствия молитв и непромоленные поступки? Мы идем, как и прежде, ожидая, что Бог будет с нами, как раньше, не зная, что Он забрал Свою помощь и благословение. Искушения одолевают нас, мы оставлены с сухим и заплесневелым хлебом непослушания. Бог может позволить нам сделать несколько шагов самостоятельно и заключить тот или иной договор, и вскоре мы несемся вперед под парусами собственной мудрости и силы во вред себе и окружающим. Бог покрывает все благодатью, но любой пастор может подтвердить: раны и синяки все равно дадут о себе знать.
К Тебе очи наши
Иисус Навин и старейшины израильские доверились собственным глазам, позабыв обратиться к Богу в молитве, чтобы Он помог увидеть то, что скрывается от глаз. Научит ли нас их пример? Будем ли мы жить и служить, обращаясь к Отцу даже по поводу, казалось бы, мелочей?Сильные испытания часто приводят нас в чувство. Иосафат, теснимый кровожадными врагами, не мог не молиться: «Мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши» (2 Пар. 20:12). Экстремальные обстоятельства растаптывают наши силы, настраивая сердца на молитву. Но насколько многие из нас молятся подобным образом над повторяющимися, казалось бы, обыденными задачами, из которых состоит христианская жизнь и руководство? «Боже, к Тебе очи наши», — даже если мы уже много раз успешно проповедовали, учили, молились и осуществляли руководство.
Иисус больше Иосафата. Если кто-то и мог судить на основании того, что видит, если кто-то и мог устремиться куда-то, как раньше, если кто-то и мог сказать: «В следующем году пойду в такой-то и такой-то город», — то это был Богочеловек.
Но посмотрите, куда обращен чудесный и таинственный взгляд Сына: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19). Когда Иисус избирал апостолов, возлежал за столом, отвечал книжникам, или учил в синагоге, или выходил из города, или останавливался при дороге, Его взгляд всегда был устремлен на Отца. Все Его действия были руководимы с Небес. Он согласовывал каждый Свой шаг с Отцом, особенно кровавые шаги, ведущие на Голгофу. «Не Моя воля, но Твоя да будет» — это было не просто одно решение в определенный момент, но сознательная траектория всей Его жизни.
Разве вы не хотели бы «взирать на Иисуса», решая все вопросы, и большие, и, казалось бы, маленькие? Разве вы не хотите постоянно, с радостью, моментально приносить Ему любую заботу? Подобно маленьким детям, не будем ли мы бросаться к Нему с любой, самой маленькой просьбой, просто чтобы побыть рядом с Ним? Достаточно одной направленной к Богу мысли, преклоненных колен, отчаянного взгляда — и вот вы у благодатного престола Иисуса Христа, готового помочь.
Его смерть обеспечила эту великую привилегию. Наш Царь любви улыбается, подзывает нас к себе для общения и совета. Благочестивые лидеры, с радостью приходите к Нему чаще с просьбами любого характера и масштаба!