Кто такой пастырь душ?

Кто такой пастырь душ?

Пастор. Пресвитер. Епископ. Три слова для обозначения одной библейской роли в церкви. Когда современные христиане говорят о своих церковных руководителях, первое слово используется чаще всего, второе реже, а третье почти никогда. Однако все эти обозначения помогают нам понять полномочия и задачи руководителей.

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1). О каком добром деле идет речь? Апостол Петр дает ответ в конце своего первого послания, где он поручает пасторам церкви «пасти Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним» (1 Пет. 5:2). Следовательно, пасторы церкви пасут Божье стадо путем надзора за ним. Раскрытие значения слова «надзор» в контексте пасторства дает нам жизненно важное описание Божьего призыва для каждого пресвитера.

Способность замечать и брать ответственность

Итак, что значит «пасти»? Библейские авторы хотят, чтобы мы проанализировали действия реальных пастырей и реальных овец.

Пастыри заботятся об овцах. Пастыри ведут и кормят стадо. Пастыри покоят стадо на злачных пажитях и водят к водам тихим, оберегают и защищают от медведей, волков и рыкающих львов. Они внимательны к здоровью и безопасности своих овец. Если у овцы болезненный вид, пастыри исследуют, что она ест. Если овца падает от болезни, пастырь дает ей лекарство. Если овца падает в расщелину, пастырь вытаскивает ее и выносит обратно на тропу. Если лев атакует, пастырь хватает свой посох, жезл и использует его, чтобы защитить овцу, даже если самому придется пострадать.

«Слово «надзирать» означает, что когда ты видишь проблему, ты ответственен за то, чтобы сделать что-то для ее решения»

Мы получим большее понимание, если посмотрим на деепричастный оборот, который использует Петр – «надзирая за ним». Мы можем спросить: «Какая разница между тем, чтобы видеть и тем, чтобы надзирать?» Надзор включает в себя способность видеть. Вы не сможете надзирать, если вы нечетко видите и неправильно понимаете. Однако надзор – это нечто большее, чем просто способность видеть. Надзор – это способность видеть и брать ответственность. «Надзирать» означает, что когда ты видишь проблему, ты ответственен за то, чтобы сделать что-то для ее решения. Ты не можешь просто увидеть, ты должен «усмотреть решение».

Мы еще более ясно осознаем смысл надзора, если посмотрим на то, как пресвитеры могут проявить неспособность к его осуществлению. Если надзор – это способность видеть и брать ответственность за решение проблем, то, в общих чертах, есть два вида неспособности, которые могут проявить пасторы.

Неспособность видеть

Во-первых, они могут быть неспособны видеть четко. Они не распознают болезнь, начинающую поражать их стадо. Они не видят стаю волков, подкрадывающихся из-за холмов, или обмануты волками в овечьих шкурах, или же принимают истинных овец за волков. Они не увидели, что источник воды загрязнен. Неспособность видеть, неспособность различать – это неспособность хорошо пасти.

В контексте церкви пресвитеры могут не распознать, что лжеучение начало распространяться среди их овец, как гангрена. В частности, лжеучение может проникнуть в собрание через какое-то отдельное служение: братское, сестринское, детское, молодежное служение, душепопечение.

Кроме того, пресвитеры могут не заметить разрушительные привычки, которые начинают укореняться среди их паствы, будь то сплетни и злословие или небогоугодные подозрения, властное или пассивное лидерство, обвинение самих жертв конфликтов в их проблемах или же одарение этих жертв чрезмерным вниманием и властью. Пресвитеры неспособны надзирать, если они не могут видеть ложные убеждения или разрушительные привычки, которые распространяются в собрании.

Неспособность действовать

Во-вторых, пресвитеры могут проявить неспособность к действию. Они видят болезнь, но не применяют лекарство с мудростью. Они видят волков, но съеживаются от страха. Они видят загрязненный источник воды, но не уводят стадо на лучшее пастбище. Неспособность действовать – это также неспособность хорошо пасти Божье стадо.

В контексте церкви пресвитеры могут проявить неспособность противостоять лжеучению в истине. Они будут скорее проявлять нежность и излишнюю толерантность к ошибкам, чем терпеливо исправлять их. Или же, наоборот, они могут перейти к мгновенной эскалации богословского конфликта без понимания, почему ошибочное мировоззрение стало настолько привлекательно для конкретных людей. Они могут делать из мухи слона (или наоборот), а также выбрать неверное время для решения проблемы из-за нетерпеливости или лени.

Противостоя разрушительной модели поведения, пресвитеры могут проявить неспособность говорить ясно, как трезвомыслящие люди, и с искренней любовью. Они могут избегать конфронтации из страха, что некоторые овцы «проголосуют ногами», уйдя в другую церковь. Они могут поддаться искушению сказать «Мир, мир», когда мира нет. В каждой из этих ситуаций старейшины, даже если они ясно видят опасность, могут не иметь достаточно мужества, чтобы действовать мудро и целенаправленно для решения стоящих перед ними проблем. Таким образом, они проявляют неспособность осуществлять надзор.

Скрытое искушение

Некоторые пасторы могут стать жертвой едва различимого вида неспособности видеть и действовать. Эти пасторы могут четко видеть и быть готовыми действовать с мужеством и состраданием в решении проблемных вопросов, но они невнимательны к отдельным нуждам, заботам, проблемам, опасностям, искушениям и склонностям своей паствы. Их взгляд направлен вдаль и вширь, но они не видят того, что происходит здесь и сейчас.

Призыв Петра очень конкретный. Это не просто «пасите Божие стадо», это «пасите Божие стадо, какое у вас». Пастыри призваны пасти своих людей, а не каких-то других, не овец другого пастыря. Пасторы призваны надзирать за теми, кто находится под их ответственностью. В эпоху соцсетей и мгновенного распространения новостного контента легко упустить важность этого. Пасторы могут увлечься изучением опасностей для здоровья стада где-то там, на другом конце города или страны. В сущности, можно собрать вокруг себя последователей (по крайней мере, количественно), указывая на проблемы, существующие в другой пастве, при этом игнорируя проблемы в собственном стаде. 

«Пастыри призваны пасти своих людей, а не каких-то других, не овец другого пастыря»

Легко стать пастырем, который бегает вокруг с огнетушителем, в то время как в его церкви потоп, потому что вы намного более внимательны к изучению в Интернете пожаров, которые загораются в мусорных баках церквей других городов или других конфессий. Однако мудрые и верные пастыри внимательны к нуждам, заботам, проблемам, опасностям, искушениям и склонностям своей паствы.

Дополнительные глаза и руки

Перед лицом этой опасности – оказаться неспособным видеть или действовать – Бог подарил нам двойную помощь.

Во-первых – множественность пресвитеров.

Подобно тому, как это происходит при любом новозаветном упоминании руководства поместных церквей, Петр обращается к пресвитерам во множественном числе. Имея нескольких пресвитеров, вы можете видеть больше и действовать лучше. Ни один пастырь не может поворачивать голову на 360 градусов. Ни один пастырь не может быть внимательным ко всем глобальным опасностям и маленьким угрозам, а команда пастырей может.

Некоторые пастыри могут сканировать горизонт на востоке, а другие на западе. Некоторые могут быть внимательными к отдаленным угрозам: к надвигающемуся шторму, к стае волков, поселившихся в долине. Другие могут направить свое внимание внутрь: на состояние пастбища, на здоровье отдельных овец. Когда пресвитеры вместе надзирают за стадом Божьим, которое у них, они способны больше видеть и действовать с большей мудростью и проницательностью, чем поодиночке.

Как молиться за надзирающих

Во-вторых – наша помощь в молитве. Осознание призыва к осуществлению надзора и осознание двух потенциальных возможностей проявления неспособности к этому надзору дают понимание двух хороших способов молитвы.

Первый способ: мы можем молиться, чтобы наши пасторы четко видели, что им необходимо видеть в своей церкви, чтобы они знали нужды, опасности, искушения и склонности людей в своем собрании, в их конкретном городе, в настоящий момент истории. Если в другом конце страны в церкви пожар, а в их собственной церкви потоп, мы хотим видеть пасторов, которые предоставят мешки с песком и спасательные жилеты, а не пожарные бригады и шланги.

Второй способ: мы можем молиться, чтобы пасторы, ясно увидев то, что они должны увидеть в своей пастве, имели смелость и сострадание, побуждающие к действию с мудростью. Они должны принести наибольшую пользу своим овцам, особенно через свое учение. Как только они увидели то, что необходимо увидеть, что они должны сказать? Что они должны сделать? Кто должен это говорить, и когда, и как часто? Кто должен сделать это, когда и каким образом?

Осуществление качественного надзора требует от пасторов сердечного участия и мужества, смелости и сострадания, множественности служителей и ответственности, учения и молитвы.

Завершение служения в церкви «Вифлеем» было для Джона Пайпера мучительным из-за долгих объятий и слез, но также оно было и удовлетворительным. В этой статье Пайпер заостряет наше внимание на том, насколько удовлетворительным может быть завершение служения.

Незаменимая церковь

21.07.2022 / Мэтт Сметерст

Если церковь — это то, что происходит на сцене, почему тогда не смотреть служение через интернет? Но если наше восприятие формируется согласно Божьему Слову, то просмотр богослужения из дома станет таким же неприемлемым, как трансляция семейного ужина.

Всегда больше, чем двое

10.07.2022 / Константин Андреев

Джей Адамс встал на защиту Божьего Слова в то время, когда различные светские психологические идеи наводнили церковь, а Библия всё больше стала рассматриваться как учебник теоретического богословия, не способный помочь в решении конкретных и повседневных проблем. Среди более сотни книг, вышедших из-под пера этого служителя, одним из наиболее значимых был «Учебник по христианскому душепопечению», ставший основой для зарождения и развития библейского душепопечения.