Кто должен управлять поместной церковью

Кто должен управлять поместной церковью

Иисус покинул землю.
После того, как Он воскрес, провел 40 дней со Своими учениками, оставил им четкие инструкции и повелел ждать Его Духа, «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). Он ушел с земли (на некоторое время), хотя Своим Духом Он теперь управляет миром с Небесного трона. У апостолов не возникло вопроса, кто должен нести бремя лидерства, когда Иисус ушел. Он подготовил их для этого. Апостолы, будучи Его назначенными представителями, вместе говорили в силе Духа от лица воскресшего Христа. Когда они умерли, остались их Писания. Но что дальше? Кто с тех пор имеет право на то, чтобы вести церковь и руководить ею, признавая власть Христа и авторитет Его апостолов?  

Кто должен управлять церковью в наше время?

Есть веская причина, по которой этот вопрос остается неразрешенным до сего дня даже среди наиболее верных Писанию церквей, и эта причина в том, что новозаветный ответ не так прост. Конечно, Писание четко отвечает на вопрос о главном авторитете в церкви: Христос – наш Глава, как отражено в посланиях апостолов. Однако, признавая авторитет Слова Божьего, кто принимает окончательные решения: собрание церкви или должным образом назначенные лидеры (пастор и пресвитеры) церкви?

 

Многие хорошие здравые церкви являются конгрегационалистскими (управляемыми собранием, признающим авторитет Христа), и многие хорошие здравые церкви являются пресвитерианскими (управляемыми старейшинами, признающими авторитет Христа). Легко понять, почему это происходит: в Новом Завете есть аргументы в пользу и того, и другого. Евреям 13:17 отражает их в одном стихе:

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».

Во-первых, заметьте обращение к людям, к собранию: «Ибо это для вас неполезно». Здесь цель – процветание собрания. Люди существуют не для того, чтобы служить лидерам. Скорее, лидеры призваны служить церкви. «Они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт», и они трудятся таким образом, чтобы принести благо, пользу, искренне желая сделать церковь счастливой.

В то же время, разве можно не заметить слова «повинуйтесь» и «будьте покорны»? Итак, картина не так проста. Даже если мы заметим, что здесь слово «повинуйтесь» (греч. peithesthe) имеет коннотацию повиновения по личному убеждению, а не просто беспрекословного послушания без объяснения причин, фраза «будьте покорны» как склонность уступать пресвитерам употреблена в том же значении, как и во всех других случаях необходимости покориться, описанных в Слове (ниже это будет рассмотрено более подробно). Итак, Евреям 13:17 отражает идею и конгрегационализма, и пресвитерианства (хотя, если быть честными, пресвитерианства все же немного больше). И пастыри, и паства получают повеления, открытые или подразумевающиеся (немаловажно, что Послание адресовано всей церкви, а не только лидерам). И лидеры, и члены церкви должны искать опору друг в друге. Никто не имеет права позволять себе лишнего. Никто не должен навязывать другому свою волю. Члены церкви должны стремиться к тому, чтобы быть покорными и повиноваться по личному убеждению, в то время как лидеры трудятся над тем, чтобы убедить церковь принимать верные решения ради ее пользы и радости.

Вот как выглядит здравое взаимодействие между уверенными, способными лидерами и зрелым, компетентным собранием. Люди хотят, чтобы ими руководили, чтобы лидеры «не господствовали над наследием Божиим, но подавали пример стаду» (1 Пет. 5:3). А лидеры – это братья, готовые отдавать себя, готовые жертвовать своим личным комфортом, предпочтениями, временем, энергией и ресурсами, чтобы заботиться о других.

«Пресвитерианские» тексты

В дополнение к Евреям 13:17, давайте сначала поразмышляем над стихами, которые говорят в пользу пресвитерианства, наставляют церковь быть покорными пресвитерам, склоняют к тому, чтобы следовать за должным образом назначенными пасторами.

Павел пишет церкви в Фессалониках: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес. 5:12-13). Лидеры – «предстоятели в Господе» (в английском переводе – «над вами в Господе»), и Павел призывает церковь «уважать» этих лидеров и «почитать их преимущественно с любовью».

В то же время эти лидеры – «трудящиеся у вас». Они не сидят, задрав ноги на стол, раздавая повеления церкви, чтобы та обеспечила их комфорт и удобство. Напротив, они трудятся. Они работают. Они отдают себя, расходуя энергию, внимание и время на пользу церкви. Поэтому церковь должна «почитать их… за дело их».

Таким же образом, в 1-м Послании Тимофею должным образом назначенные пресвитеры церкви (а не просто мужчины, не любые братья) должны «учить» и «властвовать» (1 Тим. 2:12). Эта же идея звучит в послании дальше, в 1 Тим. 5:17: «Достойно начальствующим пресвитерам («властвующим») должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении («учат»)».

Стихи о повиновении и покорности также многому учат. В большом количестве стихов говорится о том, что люди в определенном социальном положении должны быть покорны другим, вышестоящим: граждане – властям (Рим. 13:1, 5; 1 Пет. 2:13), слуги – господам (1 Пет. 2:18), жены – (своим) мужьям (1 Пет. 3:1). Таким же образом святые должны повиноваться лидерам, которые им служат (1 Кор. 16:16), своим пресвитерам (1 Пет. 5:5). Язык «покорности» одинаков для описания взаимодействия всех групп людей: жен – своим мужьям (Еф. 5:22; Кол. 3:18; 1 Пет. 3:5), церкви – Христу (Еф. 5:24) и Богу (Иак. 4:7).

«Конгрегационалистские тексты»

Теперь давайте поразмышляем над тем, что можно назвать «конгрегационалистскими» текстами. Для начала, поучителен сам факт того, что практически весь Новый Завет адресован собраниям, а не их руководителям. Четыре возможных исключения – Послания Павла Филимону, Тимофею и Титу, а также 3-е Послание Иоанна; однако Послания Тимофею и Титу явно написаны также и для церкви (например, постоянно употребляются формы 2 лица множественного числа), оставляя Послание Филимону и 3 Послание Иоанна в качестве примеров такого исключения.

Снова и снова мы замечаем, что новозаветные послания явно адресованы «церкви» или общине (это может выражаться разными словами, такими, как «церковь», «святые», «избранные пришельцы»: Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2; 2 Кор. 1:1; Гал. 1:2; Еф. 1:1; Кол. 1:2; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1; Евреям; Иак. 1:1; 1 Пет. 1:1; 2 Пет. 1:1; Иуды 1; Откр. 1:4). В Филиппийцам 1:1 Павел в обращении упоминает «епископов и дьяконов», но все же послание адресовано «всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах». Также в Книге Откровение 2-й и 3-й главах Иисус через Иоанна обращает Свою речь не к руководству церкви, но к самим церквям.

Для конгрегационалистов большое значение имеет прямое повеление Иисуса в контексте церковной дисциплины в Евангелии от Матфея 18:17: «Скажи церкви» (греч. ekklēsia, «собрание»). Другими словами, окончательный авторитет на земле – «будет он тебе, как язычник и мытарь» – принадлежит церковному собранию, а не пресвитерам (разумеется, учитывая главенство Христа).

Евангелие от Матфея 18:17 – не единственный подобный текст. В контексте церковной дисциплины Павел объясняет церкви, что решающий момент для отлучения наступает «в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:4). Собрание церкви, а не только пресвитеры, отлучает нераскаявшегося грешника от обители веры.

Во 2-м Послании Коринфянам 2-й главе Павел называет это «наказанием от многих» (ст. 6) и призывает все собрание, а не только лидеров, простить ныне раскаявшегося грешника, утешить его и «оказать ему любовь» (ст. 7–8). Конгрегационалисты также указывают на Деяния 15:22, где даже при жизни апостолов неожиданно важная роль отводится «всей церкви».

Выберите из среды себя

Еще один отрывок Писания, который необходимо рассмотреть для решения нашего вопроса, чтобы, наряду с Евреям 13:17, проследить динамику взаимодействия между лидерами и членами церкви – это Деяния 6:1-6. Здесь в избрании семи служителей «множество учеников» играет неожиданно важную роль, особенно с учетом того, что это происходит при жизни и служении самих апостолов (так же, как и в Деяниях, гл.15).

Когда в ранней церкви происходит ропот у эллинистического меньшинства церкви на еврейское большинство из-за того, что «вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (ст.1), двенадцать апостолов, хотя и наделенные властью воскресшим Христом, не решают просто «взять быка за рога» и разобраться самостоятельно. Вместо того, чтобы самим решить, кто еще должен стать руководителем в церкви, апостолы созывают «множество учеников» (ст.2) и говорят собранию: «выберите из среды себя» (ст. 3).

Учитывая время и условия, подобное почтительное отношение поразительно. Заметьте динамику взаимодействия. Сначала ропот исходит от простых членов церкви, не от лидеров. Затем двенадцать проявляют инициативу в том, чтобы созвать «множество учеников», и дают задание людям самим выбрать: «выберите из среды себя…». И все же, даже тогда апостолы руководят процессом: «…семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (ст. 3).

Двенадцать внимательно подходят к тому, чтобы браться только за то служение, к которому они призваны: «Мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (ст.4). Важно, что всему собранию понравились руководство и инициатива лидеров: «угодно было это предложение всему собранию» (ст.5). И наконец, выбрав служителей, они привели семь мужей к апостолам для благословения: «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (ст. 6).  

Это небольшой взгляд на наиболее здравую динамику взаимодействия внутри поместной церкви, когда лидеры не ожидают безоговорочного подчинения, но стараются убедить людей от всего сердца, а люди не просто хотят, но жадно стремятся к тому, чтобы пасторы их убедили. По крайней мере, в этом аспекте данное взаимодействие очень похоже на здравый брак. Пресвитеры ищут поддержки у членов церкви, желая завоевать их расположение от всего сердца, а члены церкви предпочитают доверять пресвитерам и стремятся к тому, чтобы ими руководили. Существует взаимосвязь между убеждением и повиновением.

Как в браке, пасторы с радостью принимают «великодушную ответственность руководить, обеспечивать и защищать» собрание, а члены церкви испытывают «освобождающую склонность утверждать, принимать и поддерживать силы и руководство достойных» пресвитеров. Люди хотят, чтобы ими руководили достойные лидеры, а лидеры хотят прикладывать дополнительные усилия и трудиться, заботясь о людях, служа им, а не используя их.

В современной церкви

Мы все должны иметь мудрость, чтобы не использовать описательные тексты в Деяниях или некоторые описания жизни первой церкви, которые мы находим в Посланиях, в качестве единственного и непреложного образца философии служения. Это также означает, что правильнее будет ожидать, что другие христиане могут воспринять эти отрывки иначе и строить жизнь современной церкви в чем-то не так, как мы.

Однако взаимодействие, которое мы увидели в Новом Завете, и динамика этого взаимодействия, особенно очевидная в Евреям 13:17 и в Деяниях 6:1-6, рисует картину церковной жизни и лидерства, которая избегает двух крайностей. Ни собрание, ни церковные руководители в Новом Завете не имеют исключительного права управлять церковью, издавая свои указы. Не так легко выбрать сторону конгрегационализма или пресвитерианства в вопросе управления поместной церковью, учитывая главенство Христа.

Сама суть церкви в том, что Христос дал ей учителей и учредил непрекращающееся обучение, руководство, надзор и обеспечение поместной церкви. Для процветания церквям нужны лидеры, а лидеры должны помнить, что они существуют ради людей. Как сказал Марк Девер, неважно, какова форма управления церковью, члены церкви все равно скажут решающее слово – своими деньгами и своими ногами.

Для меня наиболее разумным разрешением данного вопроса является модель «управляемой пресвитерами конгрегационалистской» церкви. Это означает, что собрание принимает окончательные решения, учитывая главенство Христа. И все же это не только собрание: Бог дает Своим святым пасторов, чтобы они надзирали, учили, убеждали и руководили ими. Это не просто собрание, но собрание, ищущее поддержки у данной Богом власти в лице должным образом назначенных пасторов, чтобы они принимали тысячи ежедневных и еженедельных решений, касающихся жизни церкви. Вот что мы называем «управляемой пресвитерами конгрегационалистской церковью». И все же, учитывая картину взаимодействия, которую мы видели в Новом Завете, мои сердце и разум даже более склоняются к тому, чтобы назвать это «чувствительной к нуждам и желаниям собрания пресвитерианской» церковью.

Наш Глава – Христос

Жизнь поместной церкви и руководство ею нелегки. Это не просто олигархия (власть руководителей) или демократия (власть народа). Церковь, учитывая авторитет Христа и Писание, переданное апостолами, имеет свою собственную модель управления, почитающую Христа.

Христос не хотел, чтобы церковь имела структуру управления, взятую из мира бизнеса или из мира в целом. Но каким бы отстраненным от мира сего ни казалось взаимодействие между собранием и лидерами, налицо простая вещь: единственный Глава церкви – Христос (Еф. 1:19-23). Он один имеет «всякую власть» (Мф. 28:18). Он – Тот, Кто созидает Свою церковь (Мф. 16:18). Он – единственное основание церкви (1 Кор. 3:11) и краеугольный камень (Еф. 2:20). Он – единственный Пастыреначальник (1 Пет. 5:4).

Один из способов признания, сохранения и выражения почтения к уникальной и особенной роли Иисуса как «Главы церкви» – осознать и соблюдать границы собственной власти: во-первых, по отношению ко Христу, и, во-вторых, по отношению друг к другу. Это равно справедливо и для пасторов, и для членов церкви.

Старейшины, которые осознают, что они не Христос, становятся лучшими старейшинами. И собрание, которое осознает, что оно не Глава, наиболее благодарно и склонно к тому, чтобы им руководили лидеры, верно и ревностно преподающие им Слово Божие.

Важно ли Членство в Церкви?

19.01.2023 / П.Дж.Тибайан

Сегодня нам доступно такое множество проповедей, статей и подкастов, что некоторые начинают сомневаться в необходимости присоединения к церковной семье. Зачем становиться членом поместной церкви? Зачем вкладываться в нечто, требующее усилий и времени, вместо того, чтобы просто прийти, послушать и пойти домой?

После того, как Иисус покинул землю, у апостолов не возник вопрос о том, кто должен нести бремя лидерства. Когда они умерли, остались их Писания. Но что дальше? Кто с тех пор имеет право вести церковь и руководить ею - собрание церкви или пресвитеры? Дэвид Мэтис предлагает модель, которая избегает этих двух крайностей.

Каково быть христианином в обществе, которое все больше похоже на Вавилон? В своей статье Алистер Бегг показывает, что нам есть чему поучиться у первых изгнанников Израиля — Даниила и его поколения, и один урок заключается в следующем: необходимо провести черту и не пересекать ее.