Крещение Святым Духом: Библейский взгляд

Крещение Святым Духом: Библейский взгляд

«Крещены ли вы Духом?» Разве вам не задавали этот вопрос на улице или на страницах интернета? Нет? Значит еще обязательно зададут! Что вы ответите? Многие члены евангельских церквей, включая пастырей, имеют неясность и некоторое смущение в ответе на подобные вопросы. И это повод для разговора о крещении Святым Духом и о библейском осмыслении этой темы.

Современное поколение верующих нуждается в правильном понимании данного учения. Для этого есть несколько причин, среди которых стоит отметить влияние харизматического богословия, ослабление духовного иммунитета верующих и интенсивность межцерковных контактов, особенно между молодыми людьми, что не всегда работает  в пользу традиционных евангельских церквей.

Давайте изучим библейские тексты, относящиеся к вопросу о крещении Святым Духом, потому как исследование Писания - самый верный путь как в этом, так и в других богословских и практических вопросах.

Основополагающие тексты Писания

Это тексты о личности и миссии Святого Духа. Основополагающими их делает Тот, кто их произносит – Христос.

«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26).

«и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; … Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:8-14).

Обратите внимание, на Кого нацелено внимание Духа? На Христа! Это очевидно! Мы видим, что Сам Дух христоцентричен и именно потому в Послании к Римлянам о Нем сказано, как о Духе Христа (Рим 8:9).

Многие исследователи книги Деяний апостолов справедливо называют ее Деяниями Святого Духа. Возможно, в истории христианства нет другой такой эпохи, которая бы столь обильно была наполнена Святым Духом. Но при этом давайте вспомним о Ком постоянно говорили и проповедовали апостолы? О Христе и непрестанно Христе! Петр, Стефан, Филипп, Павел, возможно, проповедовали отлично друг от друга. Но что объединяло их проповеди, вдохновленные Святым Духом? – Христос! Хотите радовать Святого Духа, хотите исполняться Им? Говорите о Христе и живите для Христа.

Пятидесятники и харизматы, говоря о крещении Святым Духом, учат молиться Духу, прося Его крестить их. Но в Библии мы вообще не находим молитв, направленных к Духу Святому (притом как описательного, так и предписывающего характера). Возможно, в этом нет ничего крамольного, однако для этого нет библейского повеления. Святой Дух не живет вне верующего человека, но пребывает в нем в полноте Своей Божественной личности. Теологически правильно понимать молитву так: мы молимся в Духе Святом во имя (через или благодаря) Христа к Небесному Отцу.

Крещение Святым Духом

Теперь мы посмотрим на ключевые тексты Писания по вопросу о крещении Святым Духом. Предсказание крещения Духом Иоанном Крестителем:

«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3:11, см. также Мр 1:8, Лук 3:16).

Иоанн крестил людей, чтобы приготовить путь Господу. Служение Идущего за ним, по словам Иоанна, будет более превосходным. Иоанн Креститель говорит об этом превосходстве в форме аналогии, сравнивая то крещение, которое совершает он, с тем крещением, которое будет совершать Христос. Это сравнение хорошо видно у Марка, который в свойственной ему манере выражает мысли кратко и компактно: «я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мар.1:8).

В чем суть этой аналогии? В своем служении Иоанн был крестителем, а вода – сферой крещения. Подобно этому, но более в превосходной степени, Крестителем выступает Сам Господь, а Дух – сферой крещения. Нас крестит не Дух Святой, но Христос Духом Святым (или в Духе Святом). Христос выступает и инициатором и исполнителем этого процесса. Крещение Святым Духом — это труд Христа, совершаемый в жизни тех, которых спасает Христос. Невозможно принять Духа Святого без Христа. Но и невозможно принять Христа без Духа. Позже Павел скажет об этом так:

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).

Заметьте, в одном стихе Дух Божий и Дух Христов используются как синонимы. Дух Святой потому назван Духом Христовым, что не отделим от Христа. Второе уточнение относится ко второй части этого стиха: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Другими словами, мы не можем быть христианами без присутствия Духа Святого в нас. Если кто-то говорит, что он имеет Христа, но еще не принял Святого Духа, он буквально свидетельствует о своем не возрожденном состоянии.

Следует сделать еще одно важное пояснение относительно текста Мф 3:11. Иоанн Креститель свидетельствует о том, что Христос будет крестить Духом Святым и огнем. Очень часто представители харизматического богословия говорят о крещении Духом и огнем как об одном крещении по отношению к одной личности. Однако, даже в самом тексте 3-й главы Ев. от Матфея огонь используется как образ Божьего суда.

«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:10-12).

Позже Христос будет говорить о крещении огнем в отношении Своих предстоящих страданий на кресте:
«Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Матф.20:22).

И действительно, после Своих страданий и воскресения, накануне Дня Пятидесятницы, Иисус возвестит ученикам о предстоящем крещении Духом, и здесь нет добавления – «огнем»:
«ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:5).

Тот огонь, который мы видим в День Пятидесятницы (Деян 2), был, мы читаем, «как бы огонь», то есть подобен огню и скорее являлся символом Божьего присутствия на каждом верующем в отдельности (подобно тому, как Бог явил Свое присутствие в огне горящего куста Моисею). Следовательно, крещение Духом и крещение огнем по сути является разными крещениями, хотя и совершаются одним Христом. Первое относится к возрождению, второе – к осуждению. Другими словами, крестятся рано или поздно все. Вопрос только в том, каким крещением? Молитвы прошения о крещении огнем выглядят в этом смысле как просьба об осуждении.

Деяния Апостолов 

Переходим к книге Деяния апостолов, сделав несколько важных пояснений. Это историческая книга, и она описывает то, что было. Мы должны помнить один из ключевых принципов герменевтики – проводить отличие между описательным и предписательным, что в отношении толкования книги Деяния апостолов просто необходимо. Даже пятидесятники не ожидают, что крещение Духом будет происходить при порывах сверхъестественного ветра и языках пламени над головами верующих. Мы не ожидаем, что согрешивших будет поражать Бог, как это произошло в случае с Ананией и Сапфирой, а благовестники будут пользоваться не услугами Аэрофлота, а силой Духа, как это происходило в случае с Филиппом.

Книга Деяний является своего рода переходом между Ветхим и Новым заветами. Для этого перехода потребовалось время, определенные условия и знамения. Те эпизоды, которые мы будем сейчас исследовать, были уникальными, притом не только в истории церкви, но и в самой книге Деяний. Они были знамениями начала нового периода в деле Божьего домостроительства.

Итак, посмотрим на центральное событие крещения Святым Духом, произошедшее в День Пятидесятницы:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4).

Хотя в самом тексте, описывающим события Дня Пятидесятницы, нет слова «крещение», Христос ранее говорил о нем, как о крещении Святым Духом[3]:
«ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:5).
Прежде всего стоит отметить, что речь идет об уникальном опыте первых последователей Христа. Апостолы никогда и никого не учили, что их опыт принятия Духа после обращения в сопровождении особых знамений (языки пламени и иностранные языки) является нормативным, то есть обязательным для всех. Напротив, когда первые слушатели вести Петра в День Пятидесятницы уверовали и покаялись, они тотчас же получили дар Святого Духа.

Мы можем задаться вопросом: почему последователи Христа не были крещены Духом раньше? Учитывая слова Иисуса в Ин 15:26, еще не произошли события, которые бы позволили вознесенному и прославленному Христу послать Духа. Другими словами, приходу Святого Духа должны были предшествовать ключевые события Евангелия – смерть и воскресение Христа, а также Его вознесение, чтобы Христу как Победителю занять место по правую руку небесного Отца и стать нашим Ходатаем или Посредником. Сорок дней между Голгофой и Пятидесятницей понадобилось последователям Иисуса, чтобы удостовериться в Его воскресении, а главное, понять искупительный смысл смерти и воскресения Христа. После Его вознесения через неделю и произошла Пятидесятница. По своему обетованию Иисус послал ученикам Духа.

Другими словами, крещение Святым Духом имеет связь не только с личностью Христа, о чем мы говорили ранее на основании пророчества Иоанна Крестителя, но и с Его искупительным делом. Это и есть Евангелие. Понимание и принятие Евангелия – главное и единственное условие для крещения Святым Духом.

Я снова могу задать вопрос «Крещены ли вы Духом»? Ваш ответ должен быть таким: «Да, я крещен Духом, поскольку я принял Христа и Его жертву за мои грехи»!
В этой связи мы можем объяснить причину крещения Святым Духом верующих в Ефесе.

«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати» (Деян.19:1-7).

Мы видим, что к моменту встречи с Павлом, безымянные ученики из Ефеса уже были верующими, однако, они не только не приняли Святого Духа, но даже и не слышали о Нем. Почему? Ответ находим в самом тексте. Они знали только крещение Иоанново. Хотя это было верное учение предтечи Христа, оно не было полным. Следовательно, ученики должны были услышать и принять Евангелие в его завершенном виде. Именно об этом и рассказал им Павел, после чего они были крещены и водою во имя Христа и крещены Духом, где первое стало внешним проявлением второго. Итак, крещение Духом Святым есть результат веры в Евангелие.

Заметьте, что крестились Духом все, кто услышал и принял Евангелие от Павла. В этой связи давайте снова возвратимся ко второй главе Деяний.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян.2:1).
«И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:4).

Крещены были все находящиеся в доме, куда снизошел Дух Святой. Нет ни одного случая в Писании, когда одни верующие были крещены Духом, а другие - нет. Ведь именно об этом говорят представителя пятидесятнического богословия, разделяя верующих на две касты: просто верующих и «особо верующих», крещенных Духом. Напротив, уже в этой главе к концу своей проповеди Петр обещает всем поверившим в Евангелие дар Святого Духа, и таковых было три тысячи.

Такой же, можно сказать, универсальный характер крещения Духом произошел и в случаях с самарянами и Корнилием со всеми его домашними и друзьями: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (Деян.10:44). Все эти люди были крещены Духом в момент обращения.

В этом отношении важно привести доктринальное учение Павла в 1 Коринфянам:

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор.12:13).

Важно отметить контекст этих стихов, в частности те многие духовные проблемы, которые наблюдались в жизни адресатов этого Послания. И тем не менее, Павел говорит о них всех  как о крещенных Святым Духом. Притом он говорит об этом в прошедшем времени, и можно смело утверждать, что этим моментом являлось принятие Христа.

Нет никакого вторичного благословения (второй ступени) для особой духовной группы верующих, как это утверждают пятидесятники и харизматы. Они говорят: «Если вы не крещены Духом у вас есть духовные проблемы, есть грех и т.п.». Однако, мы видим в коринфской церкви крещенных Духом верующих, имевших духовные проблемы.

Сошествие Духа и Рождение Церкви

В Деян 2:1 сказано «все они были единодушно вместе». Дух Святой пришел не только к каждому верующему в отдельности, но верующим, находящимся в единстве между собой. Завершением этого эпизода стало рождение Церкви как нового сообщества верующих. Сошествие Духа и Рождение Церкви – это не совпадение событий. Это одно событие, где первое стало инициатором второго.

Давайте снова обратимся к Первому посланию к Коринфянам.

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13).

Тело – это Церковь, членом или частью которой является каждый христианин. Процесс приобщения к церкви как духовному Телу Христа — это и есть крещение Святым Духом. Отсюда несложно составить несколько логических задач. Если человек не крещен Святым Духом, значит, он не находится в Теле Христа, и значит, он неверующий. И наоборот. Если человек принимает Христа, Он помещает его в Свое Тело, то есть в Церковь, — посредством крещения в Святом Духе.

Крещение Святым Духом, в отличие от исполнения Святым Духом, не является плодом наших усилий. Это труд Христа в сердцах уверовавших, который создает их духовное единство между собой в одном Теле. Крещение Духом относится к нашему спасению, а не освящению (в отличие от исполнения Духом). Верующие в Коринфе, как мы помним, не совсем хорошо относились друг ко другу. Но тем не менее, они были членами одного Тела, братьями и сестрами друг другу. И это не их заслуга, а заслуга Христа и Его Духа. Верующие в Коринфе должны были (как и мы сегодня) исполняться Духом, т.е. отдать себя в подчинение Духу, чтобы их реальная жизнь соответствовала их положению во Христе.

Эти пояснения (см. выше) важны для понимания еще одного текста, который для пятидесятнического богословия является флагманом идеи крещения Духом как вторичного благословения. Это восьмая глава Деяний, в которой повествуется о крещении Духом самарян.

Благодаря проповеди Филиппа многие из самарян уверовали во Христа. Однако, как мы узнаем из последующих стихов, они были крещены только водою во имя Христа, но не Духом. Эту неполноту восполнили пришедшие из Иерусалима апостолы во главе с Петром. Через возложение их рук они получили Святого Духа.

«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян.8:14-17).

Итак, в чем причина задержки крещения Духом?
Следует снова вспомнить одну из ключевых идей крещения Духом – крещение в Тело Христа/Церковь, а также извечную проблему отчуждения, которая была между иудеями и самарянами: «ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин 4:9).

Иудеи презирали самарян за их смешение с языческими народами и их религиями. Даже ученики унаследовали предубеждение к самарянам. Помните эпизод с двумя из апостолов, Иоанном и Иаковом, и их желанием спалить огнем самарянское селение, которое отказалось принять Христа. Многие другие люди не принимали Христа, но почему-то эта «террористическая акция» пришла им в голову, когда они увидели самарян! Они даже нашли ей библейское основание в опыте Илии!

И вот теперь эти апостолы, спустя совсем небольшое время, слышат, что самаряне уверовали, а значит, они теперь их братья и сестры, одна Церковь?! Безусловно, они идут в Самарию, чтобы удостовериться в этом невероятном событии. 

Что же убедило апостолов признать их веру во Христа и принадлежность к Его Телу легитимной? Тот факт, в опыте их обращения они увидели тоже, что произошло недавно с самими апостолами – крещение Духом с видимыми знамениями этого явления. Если хотите, это была «самарянская Пятидесятница», которая вторила «иудейской Пятидесятнице». По этой причине эта задержка была столь важна. Церковь иудеев и самарян едина! Подобной задержки больше никогда не происходило, поскольку все усвоили этот божественный урок.

Крещение Духом при посредничестве апостолов было важно и для самих самарян. Вместе с Духом через руки апостолов они приняли и авторитет апостолов, а значит, и новозаветные Писания, которые были ими вскоре написаны. Присутствие апостолов при рождении церкви в Иудее, Самарии и «краях земли», то есть на землях язычников, имело большое значение для единства Церкви, а также признания новозаветного учения, вышедшего из под пера апостолов.

Языки и пророчествование после крещения Духом

Теперь несколько слов о видимых проявления крещения Духом. Ими были иностранные языки и пророчествование. Они имели несколько значений, но в рамках данной темы мы говорим только о том значении, которое имеет отношение к крещению Духом. 

Все эти знамения служили свидетельством божественных событий и перемен. Они должны были стать очень убедительными. Говорение на бессмысленном языке никого не впечатлит, но говорение на языках других народов, которые ты раньше не знал, – это действительно сверхъестественное знамение, которое словно придает божественное одобрение происходящим событиям! 

Эти знамения демонстрируют следующее:
- Дух действительно сошел на землю и поселился в сердцах верующих. Обетование Христа осуществилось!
- Бог принимает не только иудеев, но и самарян и язычников. Именно поэтому знамения, подтверждающие факт крещения Духом, были одинаковыми.

Посмотрите, как об этом говорит Петр на встрече с «инспекцией» из Иерусалима по факту ошеломительной новости — крещения римского сотника Корнилия и других язычников:

«Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря.»

И далее, Петр пересказывает то, что с ним произошло в доме Симона Кожевника и затем Корнилия, затем продолжает —

«.. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале.Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым». Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян.11:1-18).

Видно, что иерусалимские верующие не были в восторге от новой дружбы с язычниками, но аргументы Бога оказались сильны. Бог видимым образом показал, что, как иудеи, так и язычники, крещены одним и тем же Святым Духом, а значит, равно стали частью Тела Христова.

И далее каждый человек, вплоть до сегодняшнего дня, принимающий Христа, возрождается к новой жизни через крещение Святым Духом.

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:4-6).

Выводы

  • Крещение Святым Духом совершается Христом через веру в Него и Его совершенный искупительный труд.
  • Крещение Святым Духом, в отличие от исполнения Святым Духом, не является плодом наших усилий. Крещение Духом относится к нашему спасению, а не освящению. Крещение Святым Духом — это монергичное, а не синергичное событие.
  • Библия не учит нас о крещении Святым Духом как вторичном благословении верующего человека.
  • В Библии нет деления истинно возрожденных людей на крещенных Духом людей и не крещеных.
  • Крещение Духом — это Божественный процесс, который приобщает нас к Телу Христа, Его Церкви.

В чем отличие крещения Духом от исполнения Духом?

Первое относится к спасению как один из его аспектов. Крещение Святым Духом подразумевает принятие Духа, Который находится в нас как залог нашего спасения и гарантирует его качество и сохранность.

Второе, исполнение Духом относится к качеству последующей духовной жизни, находящейся под контролем Святого Духа, а также к силе служения. Большинство текстов об исполнении Духом имели отношение к служению, а именно, наполнению его силой, как, например, в жизни Самого Господа во время начала Его служения.

Первое неизменно и безусловно, второе подвержено спадам и подъемам и обусловлено усердием человека (хотя и в этом случае оно зависит от действия Божьей благодати).

Молодёжное движение присутствовало в церквах евангельских христиан-баптистов с самых первых шагов, его развитию уделялось особое внимание. В этой статье Е.Ю. Бахмутский описывает этапы развития молодёжного движения в постсоветский период.

Как правило, чтобы понять собеседника, нам не приходится прикладывать много усилий, так как мы научились учитывать контекст сказанных слов. Чтобы верно понять смысл библейского текста, нам также нужно принять во внимание контекст. Но как погрузиться в контекст происходившего две тысячи лет назад и понять, что хотел сказать автор? Читайте об этом в нашей новой статье!

Это первая из серии статей - духовных наследниц "Писем Баламута" Клайва Льюиса. Опытный бес Гнусик объясняет своему племяннику Бедокуру, почему его подопечному следует посещать свою евангельскую церковь.