Душа пастора. Шесть качеств мужчин по Божьему дизайну

Душа пастора. Шесть качеств мужчин по Божьему дизайну
«Мужчины не могут совершить одно из необходимых и чудесных действий в нашем существовании…» — поразительное, но правдивое утверждение. Всем нам: женщинам и мужчинам, членам церкви и пасторам, матерям и отцам, нужно обратить на это внимание. Итак, что это за необходимая и чудесная способность?
Автор высказывания, пастор Кевин Деянг, продолжает: «Мужчины не могут носить новую жизнь во чреве, не могут кормить младенца собственным телом».
У женщин есть чрево. У мужчин — нет. Это не единственное отличие, но одно из самых ярких и очевидных проявлений славного Божьего дизайна. Мужчины и женщины отличаются с головы до ног, физиологически и психологически. Сначала у Бога был дизайн и план, и только потом Он сконструировал людей в соответствии с ним. То есть, учитывая их общее и взаимодополняющее призвание, Бог создал первого человека, а затем его жену. Его дизайн и проектирование мужчин и женщин не ограничиваются только их телами, но распространяются также на их психологию, на их души.
Вместе со способностью тела вынашивать, рожать и вскармливать новую человеческую жизнь приходят естественные домашние наклонности и способности. Вместе с более высокими, сильными, быстрыми телами без чрева приходит своего рода стабильность и устойчивость. Мужчины не испытывают в своих телах чудесных изменений цикла, а также беременности, родов и вскармливания. Бог создал мужчин, чтобы они первыми выходили из дома, брали на себя большие риски, несли тяжёлое бремя защиты и обеспечения и, когда необходимо, вступали в сражение. Может быть, технологический прогресс и дал нам средства, чтобы уравнять в этом вопросе женские и мужские тела, но даже он не может полностью стереть данную Богом предрасположенность души, её готовность или к сражению, или к материнству.
Бог создал женщин, а не мужчин, быть матерями. Бог создал мужчин, а не женщин, быть пасторами. И именно в этой сфере – в отличие от спорта, сельского хозяйства или участия в военных действиях — особое значение имеет душа.

Души зрелых мужчин

Бог создал души мужчин с особыми способностями противостоять внешним вызовам, преодолевать препятствия в мировых масштабах, приносить личные жертвы на благо семьи и общества, вовлекать других мужчин в служение и думать обо всех, обо всех заботиться, обеспечивать и защищать всех и вся в долгосрочной перспективе. Бог сделал мужские души способными противостоять самым жестоким угрозам, выносить самую острую критику и выдерживать огромное давление, иногда мучительно долго. И поднимать руку или меч против врага не ради развлечения, но ради безопасности семьи и друзей.
Если кто-нибудь скажет: «Ну, я знаю мужчин, чей внутренний человек не кажется таким уж стойким и выносливым. Я знаю мужчин, которые явно более малодушны, чем их жёны». Мой ответ будет: «Конечно, я тоже таких знаю». Но незрелые или неправильно сформированные из-за греха мужчины не являются примером божественного дизайна (или образцом для подражания). Факт остается фактом: Бог создал мужчин с особой способностью соответствовать этому призванию. Не у всех женщин достаточно зрелая психика, чтобы стать достойными матерями, но это не значит, что зрелый мужчина должен попробовать стать мамой. И не значит, что зрелая женщина должна попробовать стать пастором.
Говоря об «особой способности соответствовать этому призванию», мы должны отметить способность мужских душ (то есть, их разума, эмоций и воли) к росту и развитию с течением времени, способность становиться всё более мужественными и соответствующими их призванию. Бог создал мужчин для этого, но они не рождаются такими «под ключ». Как телу нужен рост и развитие, так и внутреннему человеку нужно формирование.

Взгляд на мужскую душу

Речь Павла к ефесским старейшинам в 20-й главе Деяний приоткрывает нам завесу, через которую мы можем взглянуть на Божий план сотворения мужчин способными нести пасторское служение. Рассмотрим шесть характеристик души зрелого мужчины, отражённых в проповеди Павла.

1. Самопожертвование ради всего стада

Мы видим самопожертвование Павла в его готовности, даже рвении рисковать своей жизнью, чтобы «проповедать Евангелие благодати Божьей» (Деян. 20:24), а также в том, как он использует своё время, энергию и силу, «трудясь», чтобы «поддерживать слабых» (Деян. 20:35). Павел отрывает от себя, он истощает свою жизнь на благо других и ожидает того же самого от пресвитеров.
Отметим, что матери делают то же самое, но ради своих детей. Мужчин отличает не самопожертвование как таковое, но самопожертвование ради всех, или, как говорит Павел в 28-м стихе, ради «всего стада». Бог установил определённый порядок в самопожертвовании, что даёт и поддерживает жизнь Его детей.
Мы справедливо не ожидаем, что женщины будут жертвовать собой ради мужчин. Хорошие матери жертвуют собой ради своих детей. Хорошие мужчины жертвуют собой ради женщин, детей и других мужчин. Самопожертвование мужчин ради всего стада соответствует естественному призванию, и оно наделяет женщин силой жертвовать собой ради детей.

2. Публичная проповедь и научение всего собрания

Сегодня мы часто фокусируемся на том, как почётно проповедовать с кафедры, но упускаем из виду сиюминутные и долгосрочные издержки публичной проповеди и обучения Божьему Слову.
Опять же, мы должны сосредоточиться на фразе «всё собрание». Мы не говорим здесь об учительстве как таковом. В некотором роде все христиане учат других (Кол. 3:16; Евр. 5:12). Зрелые женщины тоже учат: например, молодые женщины — своих детей, старицы — молодых женщин (Тит. 2:3–5), а также мужчин в частных беседах (Деян. 18:26). Но Бог ожидает, что публичное научение «всего стада», включая женщин, детей и других мужчин, будет осуществляться мужчинами. Ведь Он сконструировал их души с особой способностью возрастать в этой ответственности и принимать критику, идущую с ней рука об руку, а также выдерживать давление, причем не единожды или от случая к случаю, но в течение длительного времени. И это имеет прямое отношение к следующей характеристике.

3. Произнесение строгих речей и призыв к покаянию

Такое публичное научение Божьему Слову, кажущееся некоторым в основном привилегией, может быть тяжёлой ношей и ответственностью, когда возвещается «вся воля Божья» (Деян. 20:27), а не те её части, которые легко и с радостью принимаются современным поколением. Дважды в 20-й главе Деяний (в стихах 20–21 и 27) Павел свидетельствует, что не «упускал возвещать всю волю Божью», потому что чувствовал реальное искушение что-то пропустить. Сколько пасторов в наши дни, к огромному сожалению, упускают возвещение «всей воли Божьей»?
Однако Бог сотворил мужчин способными принять эту ношу и с радостью нести тяжесть публичного, смелого и осторожного произнесения строгих речей (Деян. 20:20) и призыва к покаянию (Деян. 20:21). В других текстах Павел называет такое увещание и обличение отцовским, не материнским. В Фессалоникийцам 2:8 Павел являет материнское сердце по отношению к церкви и желание пожертвовать своей жизнью ради её взращивания. Затем, всего двумя стихами ниже, он называет свои слова убеждения отцовскими: «Как отец детей своих, мы просили, и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Своё царство и славу» (1 Фес. 2:11–12).
Чтобы мы не впали в узкие рамки, и в начале, и в конце речи (Деян. 20:18–19, 28–36) Павел проявляет качества, которые не являются строго мужскими, но скорее считаются традиционно женскими. Он упоминает служение «со многими слезами», когда был с ними, преклоняет колени для молитвы с ними, плачет с ними и принимает их объятия и поцелуи, а затем, в более мужественной манере, пасторы сопровождают своего горячо любимого брата на корабль, чтобы отправить его навстречу неизбежным конфликтам и страданиям, ожидающим его.
Вся суть христианства заключается в его учении, и это требует от пасторов ясно говорить о том, что в него входит и что не входит, что оно поддерживает, а что нет, что входит в его этику, а что нет. Это требует проведения четких и ясных границ по вопросам, часто являющимся оскорбительными и вызывающими споры в каждую эпоху. Проведение таких границ — мужская работа, и не потому, что женщины на это неспособны, но потому, что Бог создал души мужчин способными взять на себя эту ответственность и преуспевать в ней в течение длительного времени.

4. Сохранение ежедневной бдительности

Деяния 20 глава — один из нескольких текстов (ещё есть, например, 2 Тимофею 4:2,5), в котором апостолы призывают руководство церкви к особому бодрствованию, ежедневной бдительности, непрекращающейся «день и ночь». «Бодрствуйте», — говорит Павел в Деяниях 20:31, — «памятуя, что я три года день и ночь со слезами учил каждого из вас». Призывая всё собрание быть готовым к Его возвращению, Сам Христос признавал, что сложно «всегда быть готовым» тем, кто переживает период деторождения («Горе же беременным и кормящим грудью в те дни!» Мф. 24:19; Мк. 13:17; Лк. 21:23).
Бог решил выразить славную динамичность тела и души женщины в её способности переживать разные периоды: беременность, роды и кормление. В дополнение к этой динамичности женщин Бог сотворил мужские тела и души для устойчивого и менее динамичного состояния. Можно было бы назвать мужские тела и души «намного более обыденными», что приводит нас к пятой характеристике.

5. Сражение с волками снаружи и внутри

Бог создал мужчин с телами и душами, отлично подходящими для сражений. Обратите внимание: тренировки необходимы. Тот факт, что мужчина взрослый, ещё не означает, что он готов к бою. Необходимо развивать силу, мастерство и выносливость. Сражение предъявляет большие требования к телу и психике. Всем мужчинам необходимо научиться, когда нужно атаковать (а когда не нужно), с кем сражаться (а с кем нет), как следует атаковать (а как не следует), а также приготовиться к эмоциональным издержкам битвы.
Павел предостерегал ефесских пасторов, что волки придут за их стадом — извне и изнутри. «Ибо я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь учеников за собой» (Деян. 20: 29–30). Бог сотворил души мужчин особым образом, так что они могут взять на себя неприятную, но необходимую обязанность защищать стадо от волков, чего бы это ни стоило эмоционально и физически.
Надо сказать, что некоторые люди или церкви, называющие себя христианскими, которые не верят в существование волков, или божественного суда, или вечного ада, или полной испорченности, не посчитают «сражение с волками» достаточной причиной, по которой именно мужчины призваны к пасторству. Но Павел верил в волков. Иисус верил в волков (Мф. 7:15, Лк. 10:3). Если мы серьёзно относимся к Писанию, то можем увидеть, что угроза лжеучений и необходимость пасторской защиты овец от волков, возможно, яснее всего показывает, что именно мужчины сотворены Богом для пасторства. Бог создал мужчин подходящими для этого призвания.

6. Принятие всех рисков на себя

В странах, где христианство не является незаконным, а его лидеры не сталкиваются с непосредственными рисками преследования и смерти, мы быстро забываем, что официальные руководители церкви обычно являются первыми мучениками. Быть руководителем первой церкви было не столько привилегией, сколько большим риском. Пасторы были первыми, кого брали на заметку, когда начинались гонения. Так происходит и сейчас в некоторых странах мира.
Бог создал мужчин таким образом, чтобы они выдвигали себя в качестве цели номер один для врагов, чтобы они были готовы первыми принять не только удары критики, но и буквальные удары гонителей, когда они придут.
Мы замечаем эту святую мужественность у апостола, когда он провозглашает: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, с чем я там встречусь. Только Дух Святой по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деян. 20:22–23). Многие доблестные христианки также встали и встанут в ряд мучеников, чтобы принять страдания во имя Христа. Но Бог создал мужчин, особенно пасторов, таким образом, чтобы они вышли вперёд и приняли на себя первый удар.

Дайте себе время для размышлений

Можно назвать и другие явно мужские качества, даже в 20-й главе Деяний, но давайте сейчас остановимся на шести и завершим кратким размышлением о способности, которая часто является горячей темой в подобных дискуссиях. Некоторым людям сегодня не терпится подчеркнуть, на что способны некоторые женщины, зачастую лучше многих мужчин. Говорят, что женщины могут принимать на себя риски, проявлять инициативу, проповедовать с кафедры, говорить строго, выявлять ошибки и призывать к покаянию, страдать во имя Христа и на благо Его церкви.
Подобные рассуждения часто имеют сиюминутную направленность: в любой отдельно взятый момент женщина может подготовить и сказать проповедь, противостоять угрозе или ереси. Она может быть способна выполнять пасторские обязанности в течение одного дня, или нескольких недель, или месяцев, а возможно даже нескольких лет. Но сможет ли она делать это качественно, умело и с радостью десятилетиями, всю жизнь? Подходит ли это её природе в соответствии с тем, как Бог создал её по Своему дизайну?
Бог создал души мужчин способными соответствовать призванию пастора и успешно выполнять его в течение длительного времени. Пасторство — не для всех мужчин, даже не для большинства мужчин, но этот труд и призвание — для мужчин. Задолго до того, как Христос вложил эту истину в уста апостолов, Он вплел её в ткань мироздания, включая наши тела и души. И если мы не находим достаточно убедительными аргументы, предложенные самой природой, это не является основанием для отвержения аргументов Писания.
Бог предназначил пасторство для мужчин.


Ценности малых групп

03.12.2024 / Константин Андреев

Важной частью жизни церкви являются малые группы, когда люди небольшим составом собираются по домам или на нейтральной территории для совместного времяпровождения. От этого и название — «домашние группы», «группы общения», «квартирники»

Красивая, правда?

25.11.2024 / Маршалл Сегал

Насколько важно физическое влечение для создания семьи? Какую роль для христиан должна играть внешность в выборе супруга?

Иисус, сын Навин, был отличным лидером. Если бы нужно было написать книгу о лидерстве, вряд ли можно было найти пример лучше него