Однажды один юморист пошутил: «Все хотят спасти мир, но никто не хочет помогать маме мыть посуду».
Каждый христианский лидер, которого я знаю, стремится каким-то образом изменить мир, хочет произвести значимые, весомые духовные перемены. Однако подобно всем людям, «спасающим мир», он (я) инстинктивно подозрительно относится к «мытью посуды». В конце концов, все эти тихие, незаметные действия в нашем служении, которые нужно повторять изо дня в день, не кажутся особо значимыми.
В одном только моём городе есть миллионы людей, не знающих Христа, и всего лишь несколько церквей. Слишком много заблудших людей, чтобы мы довольствовались простыми решениями. Нам нужно большое национальное или международное движение, а не просто ещё одна или две спасённых души! Нам нужны действенные решения прямо сейчас, а не просто церкви, которые могут стать здравыми через 10 лет!
Подстёгиваемые этой отчаянной нуждой, христиане часто обращаются к Книге Деяний. Они хотят выведать секрет апостола Павла. Как он умудрился продвинуть Евангелие? Чему мы можем у него научиться? Какие неверные методы используем? Какие методы смогут произвести урожай, о котором молимся?
Однако действия Павла в Деяниях — не первое, на что мы должны взглянуть, чтобы извлечь уроки из его служения. Даже сами его действия должны интерпретироваться в свете принципов, изложенных в его Посланиях. В конце концов, даже современники Павла часто ошибочно воспринимали его действия. Часто его поступки казались непоследовательными. Он боролся против обрезания Тита, но обрезал Тимофея. Он писал жёсткие послания, но говорил мягко. У Павла не было «методики служения», если под этим мы подразумеваем сборник методов, которые гарантируют появление множества плодов. У него были убеждения и приоритеты, чтобы правильно и верно поступать во всех ситуациях.
Удивительный «секретный ингредиент»
Одна из главнейших ценностей Павла может удивить нас. Это дружба. Павел ценил дружбу с братьями и сёстрами. Он трудился над тем, чтобы завязывать и поддерживать дружеские отношения.
Поразмыслите о том, как часто Павел говорит: «Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о вас, потому что я слышу о вашей любви ко всем святым» (Кол. 1:4, 2 Фес. 1:3, Фил. 4). Почти в каждом Послании, вдохновлённый Святым Духом, он отводит место для приветствия конкретных верующих, которых давно уже нет. Для чего ещё верующему человеку сегодня эти имена, как не для того, чтобы научить нас важности христианской дружбы?
Эти имена открывают целое созвездие братьев и сестёр, которые трудились бок о бок с Павлом ради Евангелия. В основном в процессе написания Посланий Павел направляет всю свою энергию на развитие жизни внутри поместной церкви. И всё же приветствия действительно открывают нам его «секретный ингредиент».
Почему служение Павла было таким обширным и эффективным? Как он сумел основать и влиять на такое количество поместных общин? Благодаря тому, что он любил, заботился и молился за многих христиан. В его приветствиях мы встречаем дорогих братьев и сестёр: Тихика, который доставлял Послания Павла, мать Руфа, которая и Павлу была как мать, Онисима — беглого раба, ставшего братом, Марка, однажды оставившего служение, но впоследствии ставшего надёжным другом, Епафраса — верного молитвенного воина. И это далеко не все его друзья.
Подобные приветствия учат нас, что эффективность евангельского служения Павла можно отнести не только на счёт его «близких друзей», таких, как Варнава, Сила или Лука. Он мог положиться на Прискиллу и Акилу — незнакомцев, ставших сотрудниками. Он доверял ученикам, Тимофею и Титу, нести огромную ответственность. Он радовался их успехам и увещевал в периоды разочарований. Павел трудился над примирением Филимона и Онисима, Еводии и Синтихии. Он представлял христиан другим церквям и хвалил их за труд: например, Фиву и Епафродита.
Павел любил этих людей. Они помогали Павлу в его труде, будучи не просто инструментами для развития его служения, но возлюбленными братьями и сестрами, соработниками в истине.
И что дальше?
Ну хорошо, зачем писать целую статью о столь простых и понятных вещах? По какой-то причине мы очень легко обесцениваем силу дружбы в служении. Возможно, из-за того, что завязать дружбу так просто, мы не ценим её долговременный вклад в служение.
Дружеские отношения — часто такие, казалось бы, неэффективные и зачастую незапланированно образовавшиеся — становятся фундаментом для огромной производительности в служении.
Преимущества принадлежности к единому союзу или деноминации — будь то ободрение или подотчётность — возможны только благодаря дружбе. Уберите дружбу, и союз станет не больше, чем ещё одним местом для споров и манёвров. Союзы и деноминации полезны настолько, насколько они помогают пасторам строить отношения с другими пасторами внутри союза.
Без отношений очень мало платформ для каких-либо общих свершений. Без дружеских отношений кто на самом деле будет вас слушать или трудиться, чтобы вас поддержать? Насколько хорошо проявляют себя формальные организации в том, чтобы вернуть в правильное русло церковь или служителя, начавших отрицать безошибочность Писания? Какие из подобных случаев закончились успешно без долготерпения и любви, проявленных в дружеских отношениях?
Дружба требует времени, и не всегда ясно, «окупится» ли эта дружба в плане служения. В конце концов, дружба может многого стоить. Хотя в дружеских отношениях вы испытаете много ободрения, они также могут стать источником большого страдания. Однако без дружбы между церквями усилия по организации совместного труда окажутся даже немного более неловкими, чем ломка льда на первой молодёжке.
Как строить дружеские отношения
Итак, пасторы, позвольте предложить некоторые способы, как вы можете ободрить себя и других членов церкви на построение таких отношений.
Поддерживайте связь с друзьями, с которыми несёте общее служение. Спрашивайте, как они поживают. Говорите с ними о служении. Наш чат с братьями-друзьями постоянно ободряет меня. Он полон глуповатых шуток, практической пасторской мудрости и богословских ресурсов. Участие в этом чате не требует больших усилий, но платит сторицей.
Встречайтесь с пасторами других церквей в вашем городе. Уделите время, чтобы лучше их узнать — без всяких планов, мероприятий или проектов, в которых хотели бы их задействовать. Дружба не требует согласия в мелочах по всем богословским вопросам, но это замечательная возможность узнать, как много общего у вас есть с другими.
Подбадривайте пасторов церквей, которые вы посещаете, когда путешествуете. Когда я нахожусь в поездке, даже если просто провожу отпуск с семьёй, ставлю себе цель сказать или написать что-то пастору церкви, которую мы посещаем, а именно, выделить моменты, которые меня ободрили: в его проповеди, поведении общины или в чём-то другом. Это практически ничего мне не стоит, но может помочь другому брату оставаться верным своему служению.
Регулярно молитесь за другие церкви в вашем городе и по всему миру. Старайтесь узнать о святых и церквях в других городах и странах, о которых можете совместно молиться. Ничто так сильно не способствует возрастанию в христианской любви, как молитва за кого-то.
Положительно отзывайтесь о служении других людей — внутри и вне вашей общины. Проявляйте к другим доброжелательность. Удивительно, насколько открыты люди к тому, чтобы слушать и изменяться, когда они знают, что вы их любите, особенно если сравнить это с их реакцией, когда они считают, что вы только и думаете, что об их ошибках и заблуждениях.
Заключение
Дружба между христианами является прямым свидетельством Евангелия и усиливает служение. Павел понимал это, и мы тоже должны понимать. Возможно, лучшее, что мы можем сделать сегодня — это позвонить кому-то, купить кому-то кофе или начать разговор.