На каком-то этапе хождения в вере вопросом призыва на пасторское служение задаются многие братья, и не только молодые, но иногда и люди среднего или даже предпенсионного возраста. В Новом завете мы не видим какого-то четкого разграничения между служением пастора на поддержке или за счет светской работы. На любой ежедневной работе, которую мы имеем по Божьему провидению, Он призывает нас трудиться «не напоказ только, … как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22). Апостол Христа увещевает всех: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23–34, Еф. 6:6–8).
Нет разницы в том, как именно служитель получает оплату своего труда –– как зарплату на светской работе или как освобожденный служитель на поддержке. Ведь главный вопрос в том, есть ли у него призвание к пасторскому труду. Конкретные тексты Писания помогут внести ясность и ответить на вопрос: призван ли человек быть старейшиной церкви?
Стоит отметить, что старейшины в Новом завете (также называемые пресвитерами, пасторами или епископами) –– духовно зрелые люди (1 Тим. 3:2–7; Титу 1:5–9). Не любые мужчины, но зрелые христиане. «Старейшина» –– это фактически то же самое, что и «пастор»: такой вывод можно сделать на основании использования слов «пастор» или «пастырь» в Ефесянам 4:11 и глагола «пасти» в Деяниях 20:28 и 1 Петра 5:2. Еще в четырех текстах мы видим, что ту же самую роль исполнял «епископ» (Деян. 20:28; Фил. 1:1; 1 Тим. 3:1–7; Титу 1:7–9). Сосредоточившись именно на призвании к пасторству, а не просто на служении на поддержке или без нее, мы можем обратиться к некоторым конкретным текстам, которые помогут нам лучше сориентироваться в этом вопросе.
1. Желание
Во-первых, Бог хочет, чтобы пасторы желали исполнять свой труд. Он хочет видеть пресвитеров, которые с радостью отдают себя этой тяжелой с эмоциональной точки зрения работе, «не с огорчением и не с принуждением» (2 Кор. 9:7). Это Божье повеление.Когда апостол Павел перечисляет требования к пасторам/пресвитерам/епископам, сначала он упоминает желание: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1). Богу нужны люди, которые хотят совершать труд, а не просто работают из чувства долга. Он захватывает сердце пастырей, а не выкручивает им руки.
Петр выразил это наиболее убедительно: Христос хочет, чтобы пресвитеры пасли Его стадо «не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Пет. 5:2). Пасторство, совершаемое с охотой и желанием, а не из чувства долга и обязанности, является «богоугодным». Бог хочет, чтобы руководители Его церкви совершали свой труд «с радостью, а не вздыхая, ибо это не полезно» для Его детей (Евр. 13:17).
Когда мы слышим, что какой-то брат выражает свое желание стать пастором, нашим первым побуждением должно быть не стремление поставить это желание под сомнение, подавить его или попытаться отговорить. Скорее, мы должны довериться тому, что в нем действует Бог. Это желание является не естественным, а скорее сверхъестественным. Так давайте начнем с ободрения мужчин, которые показали это необычное расположение сердца.
Желание исполнять свой труд играет значительно большую роль в церковном служении, чем на любой другой должности или работе. Вы можете работать там, где вам совсем не нравится, просто делать свое дело, и ничего страшного не случится. Но фундаментальная разница между пасторским служением и любой другой работой заключается именно в необходимости желания выполнять эту работу.
Подобное желание часто знаменует начало призыва на пасторство, но никогда не является призванием во всей его полноте. Примите пожалуйста тот факт, что желание –– отличное начало, но само по себе оно еще не является призванием. После желания Бог подтверждает призвание на двух уровнях: через подтверждение от других людей и через реальную жизненную возможность.
2. Подтверждение от других людей и дары
Почувствовав субъективное желание осуществлять пасторское служение, необходимо перейти к более объективным вопросам, касающимся наших даров. Видели ли вы хотя бы небольшие плоды своего служения Словом через библейское учение или наставление? Еще важнее собственной оценки своего служения задать вопрос: а подтверждают ли братья и сестры наличие у меня даров для пасторского служения?Здесь мы переходим от желания сердца к реальной сути вопроса –– восполнению нужд окружающих. Пасторское служение существует не просто для духовной самореализации или подтверждения духовной зрелости, но для заботы о братьях и сестрах. Требования к пресвитерам в некотором роде ничем не примечательны, не только они должны обладать такими качествами. Скорее, пресвитеры –– те мужчины из числа подходящих под эти критерии, которые готовы пойти на дополнительные жертвы (на длительный срок или на какое-то время), чтобы заботиться о церкви и восполнять ее нужды. Желание играет важную роль, но призыв к пасторскому служению формируется не столько вследствие внутреннего устремления сердца, сколько из-за необходимости удовлетворить нужды других людей.
Это противоположно идеологии и призывам «следуй за своим сердцем» или «не соглашайся ни на что меньшее, чем твои мечты», которые мы так часто слышим в обществе. Самое важное в распознавании Божьего призыва –– не реализовать в этом мире желания своего сердца, а позволить нуждам других сформировать наши сердечные устремления.
Таким образом, с течением времени мы сравниваем то, что хотим делать, и то, что у нас, по всей видимости, хорошо получается делать на благо других. Удовольствие от совершения определенных видов труда растет по мере того, как восполняются реальные нужды, и другие подтверждают наши дары и усилия. Зачастую мы даже обнаруживаем призвание и дары, необходимые для служения, через наблюдения и ободрение других людей, и только потом через собственное желание.
Прежде чем вы начнете искать возможности пасторства в будущем, убедитесь, что вы уже способны удовлетворить реальные духовные потребности окружающих, и ищите подтверждения вашего призвания у вашей поместной церкви и христианского сообщества.
3. Открытая дверь
Третье, и, возможно, наиболее пренебрегаемое в христианских рассуждениях о призвании условие, –– реальная, фактическая, открытая Богом дверь. Вы можете чувствовать призвание, другие могут подтвердить, что вы движетесь в правильном направлении, но фактически вы не «призваны» конкретно к пасторскому служению, пока Бог не откроет дверь. В Своем провидении Он совершает основную часть работы. Он начал процесс, дав вам желание; Он подтвердил ваш путь, когда Его Дух произвел Свой плод через ваши дары; теперь Он укрепляет вас в вашем призвании, открывая нужную дверь в нужное время. В итоге Бог, а не человек, Бог, а не собственное «я», призывает на пасторское служение:• Бог Дух Святой –– Тот, Кто «поставил вас блюстителями» (Деян. 20:28);
• Бог Сын –– Тот, Кто «поставил одних апостолами, других –– пророками, иных –– евангелистами, иных –– пастырями и учителями, к совершенствованию святых на дело служения» (Еф. 4:11–12);
• Господин жатвы –– Тот, Кого мы «молим, чтобы выслал работников на жатву свою» (Мф. 9:37–38);
• Бог –– Тот, Который посылает проповедующих: «И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10:15);
• Бог –– Господин, Который «поставил» верных и благоразумных домоправителей (Лк. 12:42);
• Господь Иисус Христос –– Тот, от Кого мы принимаем служение, которое должны исполнить (Кол. 4:17).
Согласно моему опыту, мы часто упускаем этот последний этап проверки. Мы говорим, что семинарист, который имеет желание проповедовать и получил одобрение своей поместной церкви, «призван к служению». Однако пока еще нет. Слава Господу, если брат желает быть освобожденным служителем и некоторые люди нашли его дары полезными. Он уже на верном пути. Но чего еще не достает этому брату, стремящемуся к служению, имеющему одобрение от других, чтобы подтвердить, имеет ли он призвание к пасторству, так это реальной жизненной возможности, когда какая-то христианская организация или церковь предоставит ему вакансию, перечень его обязанностей, и подтвердит готовность принять его у себя в качестве пастора.
До тех пор, пока Бог через конкретную поместную церковь не поставит его блюстителем (Деян. 20:28), не поставит его пастырем (Еф. 4:11), не вышлет его как работника (Мф. 9:37–38; Рим 10:14–15) и не поставит его как домоправителя (Лк. 12:42), мы не можем сказать, что он по-настоящему призван.
И какое же это чудо и благословение, когда Бог дает человеку желание стать пастором, необходимые дары для восполнения нужд церкви через научение Словом и мудростью, одобрение реального собрания верующих и открывает перед ним дверь для служения и руководства конкретной поместной церковью! Тогда он точно знает: он призван!