Богословское единство служителей церкви

Богословское единство служителей церкви

На страницах Нового Завета мы видим многочисленные предупреждения о лжеучениях и лжеучителях. Иуда, например, вообще изменил цель написания послания с общего учения о спасении на призыв защищать евангельскую веру от нападок нечестивых лжеучителей (Иуд.3).

Важно отметить, что большую опасность для церкви представляли не гонения, а лжеучения, потому что они атаковали церковь изнутри, а гонения, наоборот, способствовали очищению, укреплению церкви и распространению Евангелия (Деян. 8:4).

Лжеучения опасны своей незаметностью, маскировкой под истину. Немного яда – и напиток становится отравленным, немного в сторону – и заблудился, чуть-чуть лжи – и истина потеряна, искажена (2 Кор. 2:17).

Поэтому пасторам важно заботиться о чистоте евангельского учения. Необходимо созидать богословское единство церкви, помогать друг другу укрепляться в истине, учить и проповедовать Слово верно.

Какие шаги для этого предпринять пастору?

  • Во-первых, сам пастор должен осознать свою ответственность всегда возрастать в познании истины, чтобы укореняться в ней и самому не искажать ее. Для этого нужно постоянно «пребывать в молитве и служении слова» (Деян.6:4), совершенствовать свои экзегетические и богословские навыки. Необходимо ответственно подходить к выбору богословской литературы.
  • Во-вторых, пастор должен всегда проповедовать Слово и учить Ему, чтобы назидать церковь и противостоять лжеучениям. Хорошим методом, дисциплинирующим пастора в этом, является экспозиционная проповедь. Здесь важно не забывать, что авторитет пастора утверждается не только на постоянной и верной передаче Слова Божьего, но и на благочестивой жизни самого пастора по слову, которое он проповедует.
  • В-третьих, пастор должен регулярно встречаться с братьями для обучения. Совместная молитва, изучение Писания, обучение проповеди, душепопечению, планирование служения – все это способствует сближению братьев, их открытости и соответственно единству во Христе и единству в евангельском учении.
  • В-четвертых, пастор может поощрять к самообразованию братьев, рекомендуя им проверенную литературу, которую сам прочитал, и проповеди, которые сам прослушал. Полезно сформировать братскую библиотеку, например, в пресвитерской комнате, чтобы братья могли свободно брать и читать качественные богословские книги. Также важно не забывать интересоваться у братьев их мнением о прочитанном, о том или ином толковании, той или иной богословской мысли.
  • В-пятых, пастор может побуждать братьев поступать в серьезные консервативные богословские учебные заведения (конечно, в НББС!). Хорошо ежегодно отправлять группу братьев на конференции и семинары. Конечно, в церковный бюджет нужно заложить статью расходов, связанных с образованием, покупкой книг и т.п.
  • В-шестых, важно создать в церкви единую систему образования от начальных курсов для новообращенных до подготовки церковных служителей. Курсы не только должны быть ясными и логичными, но, прежде всего, богословски выверенными и подчиненными одной цели церкви.

Надеюсь, что эти шаги поспособствуют созиданию единства церкви в евангельском учении, чтобы избежать доктринального хаоса и проникновения лжеучений в церковь как извне, так и изнутри.


Молодёжное движение присутствовало в церквах евангельских христиан-баптистов с самых первых шагов, его развитию уделялось особое внимание. В этой статье Е.Ю. Бахмутский описывает этапы развития молодёжного движения в постсоветский период.

Как правило, чтобы понять собеседника, нам не приходится прикладывать много усилий, так как мы научились учитывать контекст сказанных слов. Чтобы верно понять смысл библейского текста, нам также нужно принять во внимание контекст. Но как погрузиться в контекст происходившего две тысячи лет назад и понять, что хотел сказать автор? Читайте об этом в нашей новой статье!

Это первая из серии статей - духовных наследниц "Писем Баламута" Клайва Льюиса. Опытный бес Гнусик объясняет своему племяннику Бедокуру, почему его подопечному следует посещать свою евангельскую церковь.