Последнее, что нужно услышать страдающему человеку

Последнее, что нужно услышать страдающему человеку «Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Это было не то, что она хотела услышать.

Этот разговор возник потому, что мы с женой только что вернулись из поездки к близким друзьям по колледжу, у которых после нескольких выкидышей родился сын, проживший всего 23 минуты. Мы сидели на кухне, когда по почте пришли открытки со стихами, утверждающими Божий суверенитет над всем сущим.

Это было не то, что они хотели услышать.

В этих темных глубинах у них хватало сил только на 44-й и 88-й Псалмы – песни сетований, которые заканчиваются не радостью, а криками к Богу: «Зачем Ты это делаешь?» и «Ты спишь?».

В Страстную пятницу этого года на мой телефон посыпались сообщения: наш барабанщик, игравший на службе в Великий четверг накануне вечером, умер рано утром от недиагностированной болезни сердца. Ему было 40 лет, и его смерть стала настоящим шоком. Мы с ним встречались каждую субботу, чтобы он мог занять более высокую духовную позицию в нашей церкви. Он был энергичным, истинным служителем, способным к обучению, предприимчивым – таким, с каким мечтает работать каждый пастор. И вдруг его не стало.

Когда кто-то сказал мне: «Это был Божий план для него. Он с Богом там, где должен быть», – это было не то, что я хотел услышать. Более того, в моей дезориентированной ситуации мне казалось, что это последнее, что я должен был услышать.

Несвоевременная истина

Эти утверждения, конечно, славная правда. Он находится в лучшем месте. Она больше не страдает. Бог все устраивает на благо любящих Его, «призванным по Его изволению» (Рим. 8:28). Бог властен над всем. Я общался со многими семьями, для которых эти истины стали спасением сразу после смерти близкого человека.

Но для других эти истины, применяемые перждевременно, могут помешать процессу горевания, который должен произойти, чтобы полностью осознать и исцелиться от потери. Наш мозг часто работает в бинарной системе, полагая, что если Бог все контролирует, то мы не должны поднимать шум по этому поводу. Хорошее богословие можно использовать для легкого заживления ран, произнося «мир, мир», когда в израненном сердце скорбящего нет мира (Иер. 6:14).

Вот почему Псалмы сетования так поучительны. Они создают пространство в завете между Богом и Его народом, позволяющее задавать трудные вопросы. В отличие от ропота Израиля в пустыне, в плаче не ставится вопрос о том, способен ли Бог дать воду в пустыне или победить великанов в земле. Скорее, сетование – это мучительный плач к Богу с вопросом о том, почему Всемогущий не совершает могущественных дел, когда мог бы. В отличие от Адама и Евы, вкусивших плод, плач не ставит под сомнение благость Бога и не верит в ложь о том, что Он от нас скрывает. Напротив, сетования спрашивают нашего доброго Бога, почему Он не делает того добра, которого мы жаждем.

Бог не зря вдохновил и включил эти Псалмы в гимн Своего народа. Он предпочел бы, чтобы мы искренне осознали Его суверенитет, а не просто прижгли рану и прикрепили к ней богословское утверждение. Повеление «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» (Втор. 6:5) позволяет трудным вопросам проникать в глубину наших побуждений, желаний и повествований, в которые мы верим.

Бог предпочел бы, чтобы мы искренне осознали Его суверенитет, а не просто прижгли рану и прикрепили к ней богословское утверждение.

Эти вопросы уходят не только глубоко вниз, но и далеко назад, где остаются раны от предыдущих периодов, когда мы заглушали боль, а не давали ей полностью вылиться. В отличие от колец деревьев, которые лишь свидетельствуют о перенесенных пожарах, эти шрамы продолжают формировать наши предположения и реакции так, как мы, возможно, не понимаем. Вопросы к Богу: «Почему?», «Где ты был?» и «Будешь ли Ты делать добро?» – не только о нынешней утрате, но и о прежних потерях, все еще свежих на ощупь, – могут выплеснуть поток эмоций и часто требуют помощи надежных душепопечителей и друзей. Но исцеление и целостность, которые ожидают нас по ту сторону, стоят того, чтобы проделать хорошую, тяжелую работу.

Чтобы мы не забывали в нашей культуре автоматической эффективности, Бог терпелив, пока мы проходим процесс. «Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Пс. 102:14).

Когда мы даем нашим ранам время и внимание, чтобы исцелиться, мы обнаруживаем, что учение Писания о Божьем суверенитете – это действительно последнее, что нам нужно услышать. Это последнее слово, основополагающее утверждение, с которым мы должны окончательно смириться.

Терпение во тьме

Для меня это стало возможным после нескольких недель размышлений над Псалмом 22. Внезапная потеря молодого лидера церкви, особенно в период нестабильного восстановления, была похожа на «долину смертной тени», о которой поет псалмопевец. Мне пришлось озвучить свой страх перед неизвестностью, отказаться от мнимого контроля и поделиться своими чувствами и тоской с душепопечителями и друзьями.

Исцеление и целостность, которые ожидают нас по ту сторону, стоят того, чтобы проделать хорошую, тяжелую работу.

Где-то среди этих затянувшихся сетований я пришел к пониманию того, что «если я пойду и долиною смертной тени», добрый Пастырь утешает меня (Пс. 22:3-4). Трудные пути – это тоже правильные пути. Возможно, я никогда не пойму их, но, идя по ним, «не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (ст. 4).

Будем терпеливо идти рядом с нашими братьями и сестрами в периоды скорби, давая место вопросам и молчанию, которое наступает перед ответами. Будем внимательны к их эмоциональной реакции на наши утверждения библейских истин. Проявим любовь, успокоив свою тревожную потребность в решении проблемы и позволив скорбящим идти в своем собственном темпе. Пусть наше присутствие и слова указывают на истину: «Бог здесь, с вами, даже в этих глубинах».

После того как они исчерпали свои вопросы и обнажили свои сердца, давайте вместе придем к последнему, что мы должны услышать: Бог абсолютно суверенен и всегда добр.

Источник: Ссылка

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.