Вопрос от читателя: "Я хотела бы иметь четкое представление о том, что такое возрождение, как оно происходит. Как я понимаю, возрождение производят слышание Слова, вера, покаяние и получение Духа Святого или крещение Духом Святым (1 Птр. 1:23, Еф. 1:13, Деян. 2:38)"?
Ответ: Возрождение или рождение свыше – это чрезвычайно важная тема, достойная самого пристального внимания. Ответ на Ваш вопрос требует объяснения основополагающих истин о духовной смерти и духовной жизни, изложенных в Священном Писании.
1. Что такое возрождение?
В момент сотворения человека Бог вдохнул в него Свой дух жизни (Быт. 2:7). В момент грехопадения дух Адама умер (Быт. 2:17; ср. Еф. 2:1); тело же его умерло через 930 лет (Быт. 5:5), подобно тому, как отрезанный от корня цветок продолжает некоторое время цвести и существовать, но со временем непременно увядает и засыхает.
С тех пор все люди рождаются по образу греховного Адама (Быт. 5:3), наследуя его падшую греховную природу, которая выражается в духовной, а потом и физической смерти (Рим. 5:12, 14; Еф. 2:1; Иак. 1:15).
Проблема для современного читателя может быть в том, что сейчас люди думают о смерти чаще всего как о прекращении существования, тогда как библейское понятие смерти подразумевает состояние отделения от или противления Богу и, как ни странно, жизни «по плоти» (Рим. 8:5-8; Еф.2:2-3). Духовная смерть состоит не в прекращении существования человеческого духа, а в отделении духа человека посредством греха от Бога, единственного источника духовной жизни.
Именно по причине того, что все люди находятся в состоянии духовной смерти, возрождение является необходимой составляющей нашего спасения. Без возрождения нет спасения. Об этом говорил Иисус в беседе с Никодимом: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:3).
Суть возрождения в том, что мертвый дух человека вновь становится живым. Подобно тому как воскресение – это восстановление к жизни тела человека, возрождение есть оживотворение человеческого духа (Еф. 2:5; Рим. 8:10; Ин. 5:24). Возрождение поэтому в определенном смысле можно назвать воскресением духа. В результате возрождения человек, который ранее был мертв для Бога, но жив для греха, становится живым для Бога и мертвым для греха (Рим. 6:2-11).
2. Кто производит возрождение?
Библия ясно говорит о том, что рождение свыше необходимо для спасения человека, но при этом нигде Бог не повелевает человеку рождаться свыше. В беседе с Никодимом суть фразы Христа «должно вам родиться свыше» (Иоан. 3:7) не в повелении «родись свыше», а в подчеркивании абсолютной необходимости возрождения для спасения. Возрождение не является продуктом человеческой деятельности. Как мертвый человек не может усилием своей воли вернуться к жизни, так и духовно мертвый грешник не способен оживотворить самого себя.
В беседе с Никодимом суть фразы Христа «должно вам родиться свыше» не в повелении «родись свыше», а в подчеркивании абсолютной необходимости возрождения для спасения.
Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоан. 1:12-13; см. тж. Иоан. 3:5, 6, 8; Рим. 8:9-10; Еф. 2:4-6).
Возрождение в равной степени не является результатом каких-либо религиозных действий, как например: чтение Библии, повторение молитв, посещение богослужений, водное крещение, причастие хлеба и вина. Возрождение в Писании – это всегда действие Духа Святого. Поэтому неверно думать, что «возрождение производят слышание Слова, вера ...». Только Дух Святой творит чудо возрождения. Вера в Слово Божие, покаяние и дар Духа являются не причинами возрождения, а его обязательными следствиями или сопровождающими признаками.
Таким образом, возрождение – это действие Духа Святого, в результате которого мертвый дух человека вновь становится живым.
3. Каковы условия возрождения?
Бог суверенен (Иоан. 3:8). В вопросе возрождения Бог Сам избирает людей, которым Он дарует жизнь во Христе (Еф. 1:3-6; Рим. 9:10-21). Согласно Божьему изволению возрождение всегда происходит при действии Духа Святого через Слово Божие (Рим. 10:8-15; Деян. 10:6, 36-44; 1 Птр. 1:23), которое Бог давал людям в древности через пророков, получающих особые откровения (Евр.1:1-2), и оставленное для будущих поколений в виде богодухновенных книг, собранных в каноне Священного Писания (2 Птр. 1:21; 2 Тим. 3:16). Эти откровения мы можем читать и слышать в проповеди или свидетельстве людей.
Рождение свыше выражается в вере человека в Божье Слово (Иоан. 1:12-13). Вера, в самом простом понимании, есть признание Божьего свидетельства истинным и личное принятие этого свидетельства. Личностная сторона веры обязательно сопровождается покаянием во своем грехе и жизни соответствующей Божьей воле. Именно такую веру Писание признает живой (Иак. 2:17-26), то есть спасающей.
Причина, по которой вера так неразрывно связана с возрождением (Иоан. 3:15-16, 36; 5:24; 6:35, 40, 47; 11:25 и так далее), в том, что духовная смерть вошла в человека через неверие Богу. Библейское повествование очень ясно говорит нам о том, что Адам с Евой просто поверили дьяволу, отвергнув веру в Бога (Быт. 3:1-6). Как неверие стало орудием духовной смерти, так вера должна быть инструментом духовного возрождения человека. Требование веровать – это не каприз со стороны Бога, а абсолютно необходимое требование, поэтому и сказано, что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).
Живая вера свидетельствует о возрождении человека. Это приводит нас к необходимости более подробно обсудить признаки возрождения.
4. Каковы признаки возрождения?
Возрождение естественным образом должно выражаться в новой духовной жизни. Если духовная смерть – это существование в подчинении желаниям плоти, то духовная жизнь – это жизнь подчиненная Духу Святому, т.е. воле Божией, изложенной на страницах Священного Писания.
Среди ясных признаков духовной жизни можно перечислить следующие:
- Живая вера во Христа (Иоан. 1:12-13; 1 Ин. 4:15; 1 Ин. 5:1, 10-14) и вера в Священное Писание (1 Ин. 4:16;1 Ин. 5:10-11);
- Неспособность человека жить во грехе (1Ин.3:6, 9; 1Ин.5:18). Речь идет не о том, что рожденный свыше не может более согрешить (1Ин.1:6-10), но о неизменном и, можно сказать, вынужденном новой духовной природой покаянии;
- Естественное стремление к святости (1 Ин. 3:2-3);
- Жизнь победы над грехом и искушениями мира (1 Ин. 5:4, 18);
- Послушание Слову Божьему (1 Ин. 3:6, 23-24);
- Любовь к Богу (1Ин. 4:16, 20-21);
- Любовь к людям, к церкви (1 Ин. 3:10, 14; 1 Ин. 4:7-8, 20-21);
- Дерзновение к Богу в молитве и ответы на молитву (Иоан. 1:12; 1 Ин. 3:18-22; 1 Ин. 5:13-15);
- Свидетельство Духа Святого (Рим.8:16; 1 Ин. 3:24; 1 Ин. 4:13);
- Плод Духа Святого (Мтф. 7:16-21; Иоан. 15:5-6; Гал. 5:22-25; Еф. 5:8-10).
Этот не исчерпывающий список. Его можно было бы сократить или, наоборот, расширить; суть от этого не меняется. Очень много текстов Священного Писания направлены на то, чтобы помочь людям определить их истинное духовное состояние, потому что всегда есть опасность того, что люди будут стараться имитировать проявления живой веры, вместо того, чтобы испытывать себя и утверждаться в наличии новой духовной жизни во Христе (напр. Иоан. 15:1-17; Гал. 5:14-25; 2 Птр. 3-11; 2 Кор. 13:5 и другие).
5. Что же нужно делать человеку?
Бог нигде не повелевает человеку совершать свое возрождение, но везде Он призывает людей к покаянию и вере во Христа. Каждый человек несет личную ответственность перед Богом за свою жизнь.
Если вы обеспокоены вопросом Вашего личного возрождения, покайтесь в своих грехах, поверьте в то, что Иисус Христос умер за Ваши грехи (1 Кор. 15:3) и воскрес для Вашего оправдания (Рим. 4:25). «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:9-10).
Покаяние и вера в Иисуса Христа, признание Его господства над Вами произведет радикальные изменения в Вашей жизни. Ваша живая вера будет хорошим признаком того, что Вы рождены от Духа Святого, потому что никто не может от сердца «назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).
Повествование об обращении Корнилия (Деян. 10) и Лидии (Деян. 16:13-15), на мой взгляд, являются прекрасными библейскими иллюстрациями того, как происходит возрождение. Всегда присутствует Слово Божие и действие Духа Святого, который удивительным образом меняет сердца людей, дарует им покаяние и наполняет их живой верой во Христа.
Надеюсь, что эти объяснения привнесли бóльшую ясность в Ваше понимание вопроса о возрождении. Однако даже лучшие объяснения не способны полностью раскрыть тайну духовной жизни исходящей от Бога. Я имел возможность размышлять о возрождении уже более 20 лет, и все равно я должен признать свою неспособность полностью постичь это удивительное дело Божие (Рим. 11:33). Молитва моя о том, чтобы Дух Святой сделал тайну и чудо возрождения действительной реальностью в Вашей жизни. Настоящая ясность будет наступать по мере более полного познания Христа (2 Птр. 1:3-8; Евр.5:14) и в своей полноте только в вечности (1 Кор. 13:12). Хоть и тогда, я уверен, Бог и Его дела останутся для нас непостижимыми. Непостижимое в Боге и вызывает в нас восторг, изумление и поклонение. Непостижимое и заставляет нас признать, что мы имеем дело с Богом.