Пять вопросов о возрождении

Пять вопросов о возрождении

Вопрос от читателя: "Я хотела бы иметь четкое представление о том, что та­кое возрож­де­ние, как оно происхо­дит. Как я понимаю, возрождение производят слышание Слова, вера, покаяние и получение Духа Святого или крещение Духом Святым (1 Птр. 1:23, Еф. 1:13, Деян. 2:38)"?

Ответ: Возрождение или рождение свыше – это чрезвычайно важная тема, достой­ная самого пристального внимания. Ответ на Ваш вопрос требует объяснения осново­по­ла­гающих истин о духовной смерти и духовной жизни, изложенных в Свя­щенном Писании.

1. Что такое возрождение?

В момент сотворения человека Бог вдохнул в него Свой дух жизни (Быт. 2:7). В мо­мент грехопадения дух Адама умер (Быт. 2:17; ср. Еф. 2:1); тело же его умерло через 930 лет (Быт. 5:5), подобно тому, как отрезанный от корня цветок продолжает не­которое время цвести и существовать, но со временем непременно увядает и засы­хает.

С тех пор все люди рождаются по образу греховного Адама (Быт. 5:3), насле­дуя его падшую греховную природу, которая выражается в духовной, а потом и физи­ческой смерти (Рим. 5:12, 14; Еф. 2:1; Иак. 1:15).

Проблема для современного читате­ля может быть в том, что сейчас люди думают о смерти чаще всего как о пре­кращении существования, тогда как библейское понятие смерти подразумевает состояние отделения от или противления Богу и, как ни странно, жизни «по пло­ти»  (Рим. 8:5-8; Еф.2:2-3). Духовная смерть состоит не в прекращении существо­вания человеческого духа, а в отделении духа человека посредством греха от Бога, единствен­ного источника духовной жизни.

Именно по причине того, что все люди находятся в состоянии духовной смерти, возрождение является необходимой составляющей нашего спасения. Без воз­рож­дения нет спасения. Об этом говорил Иисус в беседе с Никодимом: «Истинно, ис­тинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:3).

Суть возрождения в том, что мертвый дух человека вновь становится живым. Подобно тому как воскресение – это восстановление к жизни тела чело­века, возрождение есть оживотворение человеческого духа (Еф. 2:5; Рим. 8:10; Ин. 5:24). Возрождение поэтому в определенном смысле можно назвать воскресе­нием духа. В результате возрождения человек, который ранее был мертв для Бога, но жив для греха, становится живым для Бога и мертвым для греха (Рим. 6:2-11).

2. Кто производит возрождение?

Библия ясно говорит о том, что рождение свыше необходимо для спасения человека, но при этом нигде Бог не повелевает человеку рождаться свыше. В беседе с Никодимом суть фразы Христа «должно вам родиться свыше» (Иоан. 3:7) не в повелении «родись свыше», а в подчеркивании абсолютной необходимости возрождения для спасения. Возрождение не является продуктом человеческой деятельности. Как мертвый человек не может усилием своей воли вернуться к жизни, так и духовно мертвый грешник не способен оживотворить самого себя.

В беседе с Никодимом суть фразы Христа «должно вам родиться свыше» не в повелении «ро­дись свыше», а в подчеркивании абсолютной необходимости возрождения для спасения.

Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоан. 1:12-13; см. тж. Иоан. 3:5, 6, 8; Рим. 8:9-10; Еф. 2:4-6).

Возрождение в равной степени не является результатом каких-либо религиозных действий, как например: чтение Библии, повторение молитв, посещение богослуже­ний, водное крещение, причастие хлеба и вина. Возрождение в Писании – это всегда действие Духа Святого. Поэтому неверно думать, что «возрождение произ­водят слышание Слова, вера ...». Только Дух Святой творит чудо возрождения. Вера в Слово Божие, покаяние и дар Духа являются не причинами возрождения, а его обязательными следствиями или сопровождающими признаками.

Таким образом, возрождение – это действие Духа Святого, в результате которого мертвый дух человека вновь становится живым.

3. Каковы условия возрождения?

Бог суверенен (Иоан. 3:8). В вопросе возрождения Бог Сам избирает людей, кото­рым Он дарует жизнь во Христе (Еф. 1:3-6; Рим. 9:10-21). Согласно Божьему изволе­нию возрождение всегда происходит при действии Духа Святого через Слово Божие (Рим. 10:8-15; Деян. 10:6, 36-44; 1 Птр. 1:23), которое Бог давал людям в древности через пророков, получающих особые откровения (Евр.1:1-2), и оставленное для будущих поколений в виде богодухновенных книг, собранных в каноне Священного Писания (2 Птр. 1:21; 2 Тим. 3:16). Эти откровения мы можем читать и слышать в проповеди или свидетельстве людей.

Рождение свыше выражается в вере человека в Божье Слово (Иоан. 1:12-13). Вера, в самом простом понимании, есть признание Божьего свидетельства истинным и личное принятие этого свидетельства. Личностная сторона веры обязательно со­провождается покаянием во своем грехе и жизни соответствующей Божьей воле. Именно такую веру Писание признает живой (Иак. 2:17-26), то есть спасающей.

Причина, по которой вера так неразрывно связана с возрождением (Иоан. 3:15-16, 36; 5:24; 6:35, 40, 47; 11:25 и так далее), в том, что духовная смерть вошла в человека через неверие Богу. Библейское повествование очень ясно говорит нам о том, что Адам с Евой просто поверили дьяволу, отвергнув веру в Бога (Быт. 3:1-6). Как неверие стало орудием духовной смерти, так вера должна быть инструментом духовного возрождения человека. Требование веровать – это не каприз со стороны Бога, а абсолютно необходимое требование, поэтому и сказано, что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

Живая вера свидетельствует о возрождении человека. Это приводит нас к необхо­димости более подробно обсудить признаки возрождения.

4. Каковы признаки возрождения?

Возрождение естественным образом должно выражаться в новой духовной жизни. Если духовная смерть – это существование в подчинении желаниям плоти, то ду­ховная жизнь – это жизнь подчиненная Духу Святому, т.е. воле Божией, изложен­ной на страницах Священного Писания.

Среди ясных признаков духовной жизни можно перечислить следующие:

  • Живая вера во Христа (Иоан. 1:12-13; 1 Ин. 4:15; 1 Ин. 5:1, 10-14) и вера в Священное Писание (1 Ин. 4:16;1 Ин. 5:10-11);
  • Неспособность человека жить во грехе (1Ин.3:6, 9; 1Ин.5:18). Речь идет не о том, что рожденный свыше не может более согрешить (1Ин.1:6-10), но о неизменном и, можно сказать, вынужденном новой духовной природой покаянии;
  • Естественное стремление к святости (1 Ин. 3:2-3);
  • Жизнь победы над грехом и искушениями мира (1 Ин. 5:4, 18);
  • Послушание Слову Божьему (1 Ин. 3:6, 23-24);
  • Любовь к Богу (1Ин. 4:16, 20-21);
  • Любовь к людям, к церкви (1 Ин. 3:10, 14; 1 Ин. 4:7-8, 20-21);
  • Дерзновение к Богу в молитве и ответы на молитву (Иоан. 1:12; 1 Ин. 3:18-22; 1 Ин. 5:13-15);
  • Свидетельство Духа Святого (Рим.8:16; 1 Ин. 3:24; 1 Ин. 4:13);
  • Плод Духа Святого (Мтф. 7:16-21; Иоан. 15:5-6; Гал. 5:22-25; Еф. 5:8-10).

Этот не исчерпывающий список. Его можно было бы сократить или, наоборот, расширить; суть от этого не меняется. Очень много текстов Священного Писа­ния направлены на то, чтобы помочь людям определить их истинное духовное состояние, потому что всегда есть опасность того, что люди будут стараться имитировать проявления живой веры, вместо того, чтобы испытывать себя и утверждать­ся в наличии новой духовной жизни во Христе (напр. Иоан. 15:1-17; Гал. 5:14-25; 2 Птр. 3-11; 2 Кор. 13:5 и другие).

5. Что же нужно делать человеку?

Бог нигде не повелевает человеку совершать свое возрождение, но везде Он при­зывает людей к покаянию и вере во Христа. Каждый человек несет личную ответ­ственность перед Богом за свою жизнь.

Если вы обеспокоены вопросом Вашего личного возрождения, покайтесь в своих грехах, поверьте в то, что Иисус Христос умер за Ваши грехи (1 Кор. 15:3) и воскрес для Вашего оправдания (Рим. 4:25). «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к пра­ведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:9-10).

Покаяние и вера в Иисуса Христа, признание Его господства над Вами произведет радикальные изменения в Вашей жизни. Ваша живая вера будет хорошим признаком того, что Вы рождены от Духа Святого, потому что никто не может от сердца «назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).

Повествование об обращении Корнилия (Деян. 10) и Лидии (Деян. 16:13-15), на мой взгляд, являются прекрасными библейскими иллюстрациями того, как происходит возрождение. Всегда присутствует Слово Божие и действие Духа Святого, который удивительным образом меняет сердца людей, дарует им покаяние и наполняет их живой верой во Христа.

Надеюсь, что эти объяснения привнесли бóльшую ясность в Ваше понимание вопроса о возрождении. Однако даже лучшие объяснения не способны полностью раскрыть тайну духовной жизни исходящей от Бога. Я имел возможность размышлять о возрождении уже более 20 лет, и все равно я должен признать свою неспо­собность полностью постичь это удивительное дело Божие (Рим. 11:33). Молитва моя о том, чтобы Дух Святой сделал тайну и чудо возрождения действительной реальностью в Вашей жизни. Настоящая ясность будет наступать по мере более полного познания Христа (2 Птр. 1:3-8; Евр.5:14) и в своей полноте только в веч­ности (1 Кор. 13:12). Хоть и тогда, я уверен, Бог и Его дела останутся для нас непос­тижимыми. Непостижимое в Боге и вызывает в нас восторг, изумление и покло­нение. Непостижимое и заставляет нас признать, что мы имеем дело с Богом.

Божий ответ на наши слезы

05.11.2024 / Скотт Хаббард

Веками христиане называли этот мир «долиной слез». Да, Христос пришел. Да, Он воскрес. И да, Он придет опять. Но мы все равно горюем, чувствуем боль и плачем, переживаем вместе с теми, кто страдает и скорбит. По разным причинам мы бредем по этой долине с тяжелыми сердцами: разбитые надежды, несбывшиеся мечты, отчужденность супруга, депрессии у наших детей, смерть и болезни близких, разрушительный грех.  

Я никогда не знал вас

28.10.2024 / Грег Морс

Может ли быть что-то хуже, чем состояние погибшего грешника, уверенного в том, что он спасен? Из всех, кто идет широким путем к погибели, будет ли кто несчастнее, чем те, кто пел христианские песни, молился и слушал бесчисленное количество проповедей?

Новый Завет не проводит четкого и очевидного разграничения между служением на поддержке и так называемой светской работой. На любой ежедневной работе, которую мы имеем по Божьему провидению, Он призывает нас трудиться «не напоказ только, … как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22)