Что говорит Библия о финансовом кризисе

Что говорит Библия о финансовом кризисе

В 2020 году мы вступили в период как социальной, так и экономической турбулентности. Учитывая цикличность экономики, разразившийся финансовый кризис был ожидаемым, но никто не мог предугадать, что он будет усугублен пандемией COVID-19. 

Прогнозирование течения и последствий кризиса во многом похоже на прогнозирование погоды. Когда на ваш город надвигается ураган, метеорологи анализируют данные наблюдений прошлых периодов с похожими явлениями и выдвигают свои предположения относительно текущего. Однако, предсказать как именно надвигающийся ураган коснется вашего дома, и насколько разрушительными будут его последствия, они не в силах.

Характеристика кризиса

Прежде, чем мы перейдем к теме кризиса, нужно определить, чем он характерен и что несет в себе. Помимо цикличности, ему свойственны определенные периоды и этапы: рецессия, падение, возврат на прежний (докризисный) уровень и, наконец, экономический рост. Это значит, что в перспективе мы можем рассчитывать на период роста, но пока он не наступит, нас ждут испытания, которые схожи практически во всех кризисных периодах в истории.

Как правило, экономические кризисы затрагивают целые пласты населения разных классов и достатка. Инвесторы и бизнес держат капитал и ограничивают вложения, боясь рисковать своими ресурсами в период турбулентности. За этим следует ряд усугубляющих факторов:

  • Уменьшение денежных потоков и общей деловой активности

  • Падение уровня доходов и безработица

  • Сокращение компенсации работникам (в том числе и в бюджетной сфере, за счет сокращения надбавок, премий и любых материальных дополнений к основной оплате труда)

  • Сокращение социальных программ, как со стороны государства, так и со стороны частного сектора экономики

Библейские примеры подготовки к кризису

Христианам, для которых Священное Писание выступает авторитетом, важно черпать истины для практической жизни на базе библейских примеров. В случае с экономическим кризисом мы также можем найти несколько релевантных случаев из Библии.

В прошлые века отсутствие урожая и вызванный им голод был кризисным экономическим периодом для людей прошлого. Сегодня мы не зарабатываем на жизнь, работая в полях, а аналогом богатого урожая агрономических культур теперь служат деньги, которые работник получает за свой труд. Именно поэтому периоды голода могут выступать хорошими примерами для анализа поведения библейских героев. 

  • Пример Иосифа в Египте

Самое первое, что приходит на ум, когда затрагивается тема экономического кризиса и подготовки к нему — это пример Иосифа, Божьего человека, достигшего уровня второго человека в Древнем Египте. Бог позволил ему подготовиться к голоду, затонувшему как сам Египет, так и территории вокруг. Бог говорил Иосифу, а тот предпринимал конкретные меры: делал запасы в богатые урожаем годы, чтобы компенсировать потери в неурожайные годы.

Для нас это хороший пример, чтобы не пренебрегать информацией о неблагоприятных временах и готовиться к ним, делая практические шаги. Бог заботился об Иосифе и Израиле в целом и эта забота проявлялась в том, что Бог говорил, а Иосиф действовал. 

  • Пример Руфь

Для Руфи потеря кормильца, единственного источника достатка в семье, была кризисным периодом, с которым ей предстояло справляться. Ей пришлось искать способы прокормить себя, не гнушаясь работой, которая, вероятно, не была бы ей востребована в благоприятный период жизни.  

Для нас это служит примером готовности к труду, порой физическому, не соответствующему высокому уровню нашей компетенции. Или готовность смены рода деятельности, овладения дополнительными навыками, более актуальными на период нестабильности.

  • Пример апостола Павла

В своем послании к Филиппийцам 4:11-12 Павел пишет: «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке». Безусловно, здесь затронут достаточно широкий вопрос этики потребления Нового Завета, однако частный принцип в контексте нашего размышления – быть готовыми жить на более скромном уровне и учиться быть довольными меньшим уровнем потребления. Павел говорит в 11 стихе, что научился, а в 12, что уже знает, как жить в тяжелые времена. Он учился этому и практиковал, что позволило ему заявлять о подготовленности к такому времени. В 1-м послании к Коринфской церкви в 4:11 Павел также пишет: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся». Он признает такое положении дел в жизни Божьего служителя возможным и, конечно, это позволяет нам должно воспринимать такие ситуации в жизни верующих, не стигматизируя их.

Для нас это пример того, как быть готовыми к подобным ситуациям: учиться. Учиться, формируя кризисный бюджет, снижая расходы и практикуя разумное потребление.

Церковь в кризисные времена

Это были частные примеры, а что же церковь? Как церковь может реагировать на возникающие экономические проблемы в обществе?

  • Укреплять и практиковать связи в церкви для помощи друг другу. В книге Деяний апостолов 11:27-30 описан случай, когда церковь была проинформирована о надвигающимся голоде и практически реагировала на это. Церковь заранее собирала помощь и отправляла нуждающимся. 

  • Инвестировать деньги в спасение душ и прививать культуру Евангелия и для финансовой части жизни христианина, согласно Матфею 25:34.

  • Поощрять помощью только честно трудящихся, не культивируя потакание похотям, а реально реагируя на конкретную нужду, согласно 2 Фессалоникийцам 3:6-15.

Общие принципы для трудных времен

Переходя к частной финансовой практике, можно осветить некоторые общие принципы, описанные в Библии, которые можно применять в качестве навигации в тяжелые экономические времена:

  • Видеть беду и укрываться

Мудрость стиха из Притч 27:12 заключена в том, чтобы принимать превентивные меры для будущей опасности. Укрыться от опасности легче, чем столкнуться с ней. Видеть – значит обладать способностью анализировать ситуацию и прислушиваться к советам. Укрываться – значит в меру своей ответственности предпринимать шаги для смягчения последствий будущей беды.

  • Использовать экономическую прозорливость

В Евангелии от Луки 16:8 есть такие строки: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Выражение Обратите внимание на большую сноровку людей этого мира в их злых, порочных делах. Как управляющий ловко приготовил себя хорошее будущее после увольнения хозяином! Но для нас в широком смысле это говорит о возможности подготовиться к трудным временам. Вот, что пишет Джон МакАртур в своих комментариях на этот текст: «Он [Христос] использовал его [cына тьмы] только как пример, чтобы показать: даже самые порочные сыны мира сего достаточно практичны, чтобы подготовиться к предстоящей беде. Верующим следует быть более догадливыми, поскольку они имеют отношение к вечным вопросам, а не только к земным». Это определенный вызов для нас: быть разумными и практичными в той мере, в какой Бог позволяет нам использовать доступные ресурсы. Быть примером прозорливости и расчетливости, не забывая о своем доверии Богу и отдавая все должное в своем уповании на Его заботу.

Практические советы

Как практически реализовать полученные принципы для нас и наших семей? Подготовка к кризисному времени может быть сформулирована перечнем конкретных шагов:

  • Освободиться от долгов

Лучше не брать в долг и не пользоваться потребительскими кредитами, а если они есть, то избавиться от них как можно скорее. Более мудро не входить в кризис с долгами, ведь это время, когда могут потребоваться любые деньги и лучше, если кредиты и проценты не будут отнимать ваши средства. 

  • Отложить необязательные крупные траты

Пересмотреть бюджет и долгосрочные планы крупных покупок. Кризис не лучшее время для крупных трат, разве что покупка действительно необходима и тогда лучше позаботиться о ней до наступления пика кризиса, используя лучшие предложения на рынке.

  • Пересмотреть свое потребление

Перейти в режим приемлемой экономии, осознавая все риски связанные с возможной потери работы, общим ухудшением экономической ситуации в вашей семье и семьях близких вам людей. 

  • Быть готовыми помогать материально

Имея такую возможность, быть нацеленным на возмещение недостатка среди членов поместной общины.

  • Подготовится и создать накопления

Важно, чтобы накопления не были ради самих накоплений, как у безумного богача из притчи Христа, озабоченного вопросами праздной жизни. Накопления должны быть ради возмещения недостатка в тот момент, когда доходы станут меньше, а базовые расходы останутся прежними. Может быть Бог дает нам сегодня больше, чтобы восполнить нужду в будущем?

Доверие Богу и наша ответственность 

Экономический кризис — это не желанный, но ожидаемый период финансовой жизни современного человека. Такой кризис невозможно избежать, и даже при самых благоприятных условиях его влияние будет ощутимым. Однако, можно купировать его остроту для нас и наших семей. Именно для этого нам дан разум — часть нашего подобия Богу, по образу которого мы созданы. Мы можем и призваны видеть беду, анализировать ситуацию и принимать решения, делая выводы.

Доверие Богу при объективной неспособности изменить ситуацию является приоритетом жизни любого христианина. Однако, будучи подготовленным, человек может использовать полученные от Бога возможности и ресурсы для предупреждения большей беды, которая может возникнуть при бездействии и излишней самонадеянности. При надлежащем отношении к собственной ответственности, доверие Богу и уверенность в Его всемогуществе могут принести куда большие результатов, чем игнорирование Божьей помощи в виде советов, рекомендаций, примеров и ресурсов. Всем этим мы можем  воспользоваться для блага нашей семьи и общины, для славы Бога, Который о нас заботится.


«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.