Авторский замысел библейского текста

Авторский замысел библейского текста

Представьте следующую картину: в чате лидеров домашних групп кто-то из пастырей предлагает встретиться вечером в ближайший понедельник. Происходит обсуждение, во время которого в общий чат приходит мое сообщение: «я каждый день работаю допоздна». Что вы можете увидеть из этой короткой фразы?

  • у меня есть работа; 

  • мой рабочий график не предусматривает выходных (или их очень мало); 

  • мой рабочий день заканчивается очень поздно.

Возможно, вы сделаете еще какие-то наблюдения, но несложно догадаться, что истинный смысл сообщения в том, что я не приду на встречу. Это и есть главная мысль, которую я хотел донести до тех, кто читает меня в чате.

Умение учитывать контекст

Людям свойственно выражать идеи подобным образом: озвучивая одно, мы можем говорить совершенно о другом. И, как правило, чтобы понять собеседника, нам не приходится прикладывать много усилий. С детства у нас развивается навык слушать речь, и, слушая, понимать смысл, который вкладывает говорящий в произносимое.

В чем секрет этого навыка? Секрет в том, что мы, сами того не замечая, научились учитывать контекст сказанных слов. Вы знаете о том, кто я и о какой работе я говорю. Вам понятна причина, по которой я решил написать сообщение, ведь мы обсуждаем совершенно конкретную тему - предстоящую встречу лидеров. Все это можно назвать контекстом, и именно он позволил вам верно понять значение моих слов.

Читая слова Писания, нам следует помнить, что они были написаны людьми (хоть и ведомыми Духом) и для людей. Это означает, что авторы богодухновенного текста пользовались теми же самыми речевыми принципами, что и мы сегодня. Итак, чтобы верно понять смысл библейского текста, нам нужно принять во внимание контекст. В противном случае вы узнаете подробности о моем рабочем графике, но упустите из виду, что я не приду на встречу.

Инструменты для работы с контекстом

Один из замечательных инструментов, помогающих учесть контекст (а значит верно понять значение библейских слов) — это использование вопроса: «Зачем автор сообщает эту информацию?». Повторю еще раз. Размышляя над библейским отрывком, задайте себе вопрос: Зачем автор это написал?».

Чтобы увидеть ценность подобного упражнения, обратимся к одному эпизоду из книги Деяний.

«В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла» (Деян.11:27-30).

Эти четыре стиха описывают один эпизод из жизни церкви. Мы читаем о верующих, которые в преддверии голода собирают и отправляют пособие для братьев в Иудее.

О чем бы вы учили на основании этого отрывка? Вот несколько вариантов:

  • о пророческом служении: пророки тогда и сейчас;

  • о материальном служении: финансовая забота как проявление братолюбия;

  • о финансовой мудрости: что значит быть в нужде и кому Бог повелевает распоряжаться общими сборами.

Все эти темы имеют место быть, как имели место истинные наблюдения о моем рабочем графике и наличии работы. Однако давайте воспользуемся вопросом к автору книги. Итак, зачем Лука решил рассказать эту историю? Попробуем конкретизировать в отношении каждой из перечисленных тем:

  • хотел ли Лука дать наставление в отношении роли пророков в церкви?

  • ставил ли Лука цель дать наставление в отношении братолюбия?

  • стремился ли Лука наставить читателей в вопросах финансовой распорядительности?

Где искать мотив?

Кто-то может справедливо заметить: «Откуда мы можем знать мотивы Луки?». Факт богодухновенности текста позволяет нам полагать, что мотивы библейских авторов открыты в тексте в той мере, в которой их знание необходимо для верного истолкования. Часто мотив (или лучше сказать — цель) автора указан непосредственно в тексте:

  • явно — мы знаем о цели автора, исходя из его собственного признания: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан.20:31);

  • или же неявно — мы знаем о цели автора из наблюдений (выбор жанра книги, сосредоточенность на определенной теме, повторение одинаковых фраз).

Возвращаясь к книге Деяний, откуда мы узнаем, какие цели преследовал Лука, садясь за написание книги? Во вступлении к Деяниям (Деян.1:1-3) мы видим отсылку к первой книге, Евангелию от Луки, в которой мы читаем такие слова: «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лук.1:4).

Это означает, что Лука в Деяниях не пересказывает особенно впечатляющие истории первых десятилетий после вознесения, но разъясняет основание христианского учения. 

Структура самой книги Деяний позволяет нам верным образом истолковать цели, которых достигает Лука. Общеупотребительным является разделение книги Деяний на три части согласно исполнению обещания Христа (Деян.1:8). Отрывок, который мы изучаем, тематически относится к третьей части книги. Таким образом, в этой части Лука рассказывает, как ученики свидетельствуют о Христе до края земли.

Работа с библейским текстом

Итак, мы задались вопросом о мотивах автора и нам пришлось обратиться к большому контексту книги: к ключевым стихам, а также к структуре. Теперь давайте посмотрим на сам отрывок и непосредственный контекст, в который Лука его заключил. Это необходимо, чтобы от глобальной цели книги перейти к локальной цели нашего отрывка. (Важно учитывать, что локальная цель не является независимой по отношению к глобальной, но подчинена ей). 

Итак, отметим два наблюдения:

  • повествование изучаемого отрывка тематически относится к более объемному отрывку (с 19 по 30 стихи). В этом тексте Лука рассказывает о возникновении и жизни первой церкви, преимущественно состоящей из язычников.

  • С 19 по 30 стихи повествование строится посредством сопоставления жизни двух общин:


Итак, эти два наблюдения позволяют нам увидеть следующую картину: Лука рассказывает об уникальной Антиохийской общине, а также об отношениях этой общины с другой уникальной общиной - Иерусалимской. Уникальность одной общины в том, что она - первая, состоящая из язычников. Уникальность другой - что она главная, первоначальная.

Видите, что происходит в этом отрывке? Лука повествует о чем-то необыкновенном: свидетельство о Христе впервые пленяет язычников таким масштабным образом. Результатом становится церковь из язычников, которая является братской для самой главной и самой иудейской церкви. Мы можем говорить об этом на основании того, что Иерусалимская община отдает одного из самых дорогих своих служителей, а Антиохийская материально заботится о братьях-иудеях как о членах одной семьи.

Что хотел сказать автор?

Давайте теперь ответим на вопрос: «зачем Лука написал эти стихи?». Лука хотел показать, что благая весть соединяет язычников и иудеев в одну семью. Посмотрите, как прослеживается взаимосвязь целей автора применительно к отрывкам различной величины:

  • Лука написал 27-30 стихи, чтобы показать единство «языческой» и «иудейской» церквей;

  • Лука написал 11 главу ,чтобы рассказать, как Евангелие Иисуса Христа начало покорять язычников;

  • Лука написал книгу Деяний для того, чтобы преподать основание христианского учения.

Можно увидеть, что небольшой отрывок не достигает своей независимой цели (к примеру, рассказать о пророческом даре или наставить в учении о братолюбии), но подчинен разъяснению более общей цели.

Как работать с ключевой идеей

Поняв мотив автора, вы можете сформулировать тезис, который станет основным для преподавания вашей аудитории. К примеру, при изучении на домашней группе я использовал следующий тезис: Христос для всех народов. Темы, которые мы поднимали при обсуждении данного отрывка, были связаны именно с этим. Если Христос - для всех народов, то…

  • мы лучше видим масштаб Божьего царства. Бог восхищает нас сильнее, когда мы видим грандиозность Его дела;

  • мы осознаем, что Божье царство намного больше нашего христианского круга общения. Мы можем учиться с уважением и терпимостью относиться к христианству других культур;

  • мы видим, что Божье царство больше, чем поместная церковь. Мы можем учиться сотрудничать, служить и просить о помощи у других христиан;

  • у нас не должно быть взгляда, что какая-то категория людей недостойна услышать Евангелие. (если для иудеев таковыми были язычники, для нас сегодня это могут быть маргинальные слои общества, гомосексуалы и др.).

Как видите, один вопрос к тексту («Зачем автор сообщает эту информацию?») вынудил нас смотреть на широкий и узкий контекст, а также позволил сформулировать ключевую идею отрывка.  Надеюсь, что использование подобного инструмента послужит к успеху вашего изучения и преподавания библейских текстов.


«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.