Разбор: относится ли Матфея 24-25 к Церкви или к Израилю?

Разбор: относится ли Матфея 24-25 к Церкви или к Израилю?

От редакции: вне зависимости от того, как мы трактуем эсхатологические тексты, мы убеждены, что учение о последнем времени – неотъемлемая часть Божьего откровения в Писании, и каждый христианин имеет обязанность и привилегию перед Богом вникать в него. Данный текст – хороший пример разбора с учетом текста, контекста и исторических реалий.

Этот вопрос часто задают в церквях – в основном из-за того, что на протяжении многих лет существовал только один преобладающий взгляд на отрывок Евангелия от Матфея 24-25 главы. 

Согласно устоявшемуся мнению, эти главы повествуют о последних событиях, которые будут происходить перед приходом Христа за своей церковью. Следовательно, если так рассуждать, Церковь закончит проповедь Евангелия по всему миру (Мф. 24:14), а войны, глады, моры и землетрясения (Мтф. 24:7) будут свидетельствовать о скором приходе Христа за святыми. Верующие должны быть всегда готовы встретить Христа, иначе они рискуют остаться на земле на великую скорбь, когда один возьмется, то есть будет восхищен, а другой останется на суд великой скорби (24:40-41). Притча же о десяти девах (Мф. 25:1-13) указывает на часть тех верующих из Церкви Христа, которые не пребывали в должном состоянии и в лучшем случае остались на великую скорбь чтобы кровью искупить свою вину, а в худшем – потеряли свое спасение.

С проходом свободы верующие в церквях стали слышать другое толкование хорошо известных им мест Писания, что часто приводило к жарким спорам и осуждению предлагаемого нового взгляда как толкования «западного» и либерального, подрывающего авторитет Священного Писания. В качестве контраргумента утверждалось: «Если допустить, что эти стихи относятся не к Церкви Христа, а к Израилю, тогда мы начинаем кроить Библию и утверждать, что некоторые части Слова Божия к нам вообще не относятся, в то время как Писание ясно говорит, что все Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16)».

Как же истолковать эти стихи? Бытует мнение, что у двух баптистов есть три взгляда относительно одного отрывка Писания. Думаю и вы сами слышали утверждения некоторых верующих о многогранности значений одного и того же отрывка Писания. Но если говорить серьезно, толкователю следует осознать, что любой отрывок Священного Писания имеет только одно верное толкование - то значение, которое в него вложил Автор Писания.

Наличие многих толкований одного и того же стиха Библии может объясняться пренебрежением контекста, небрежным отношением к Слову Божьему, пренебрежительным отношением к историческому и культурному контексту Писания и, порой, отсутствием знания языков оригинала. Иногда к этому послужному списку можно добавить обычную лень и гордость, которая не позволяет некоторым проповедникам допустить даже мысль о том, что то или иное традиционное толкование может быть ошибочным.

Итак, чтобы ответить на поставленный вопрос, нам следует истолковывать отрывок, учитывая культурно-исторический контекст, а также контекст и грамматику самого текста. Если мы будем внимательны к тексту, то мы заметим, что Иисус не просто внезапно начинает учить о последнем времени, но отвечает на два конкретных вопроса, которые задали ученики Иисусу: «Скажи нам, когда это будет?» [разрушение храма – прим. автора] и «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мтф. 24:3). Поэтому вся дискуссия фактически является ответом на эти два вопроса.

Первый вопрос: «Когда будет разрушен храм?» Второй вопрос: «Какой признак пришествия Христа и кончины века?» Как мы знаем, разрушение храма времен Иисуса Христа уже произошло в 70 году от Р.Х., поэтому часть отрывка Мтф. 24 главы уже исполнилась, другой же части еще предстоит исполниться. Чтобы правильно истолковать ответ на второй вопрос, толкователю Библии следует иметь правильное библейское понимание учения об Израиле, Церкви и эсхатологии.

Автор этой статьи убежден в том, что Церковь не является «духовным Израилем», но «тайной», сокрытой от ветхозаветных праведников и открытой ныне на страницах Нового Завета. Согласно послания к Римлянам 9-11, Бог однажды восстановит свои взаимоотношения с Израилем и исполнит обещания, данные Аврааму, Давиду и другим пророкам. Что касается эсхатологии, то автор убежден в том, что Христос сначала придет и восхитит Церковь перед наступлением великой скорби и тысячелетнего царства. По мнению автора, именно с этих предпосылок следует рассматривать учение Христа, изложенное в Евангелии от Матфея.

Поэтому, когда Христос говорит о признаках Своего пришествия (конец скорби), он не говорит о признаках, которые будут предшествовать взятию Церкви от земли перед великой скорбью. Поэтому, глады, моры, военные слухи, о которых мы читаем, описывают не период существования Церкви, а первые 3,5 года великой скорби до момента «мерзости запустения», когда антихрист объявит себя богом. Таким образом, первая половина скорби, по сравнению со второй, будет выглядеть только как «начало схваток» (Мтф. 24:8), и она просто блекнет на фоне грядущего суда. Поэтому Израиль, а не Церковь, закончит проповедь Евангелия (Мтф. 24:14).

Если перед Великой скорбью вознесутся все верующие и на некоторое время на земле останутся только неверующие, то в конце скорби, при втором приходе Христа, все претерпевшие до конца останутся на земле, а все неверующие возьмутся ангелами на суд (Мтф. 24:13; 24; 40-41).  

Также и притча о девах (Мтф. 25:1-13) говорит не о Церкви, а об Израиле, который должен будет подготовить себя к приходу жениха. Если мы будем внимательны к другим текстам Писания, мы увидим, что Бог никогда не говорит слов «не знаю вас» (Мтф. 25:12) по отношению к Церкви. Даже во время скорби Бог будет сохранять тех, кто был избран им от вечности, хотя сатана и будет пытаться «прельстить, если возможно, и избранных». Но все его попытки не увенчаются успехом, поскольку Сын сохраняет всех тех, которые дарованы Ему Отцом (Иоанна 6:37-39; 10:27-30). И если Бог начал в нас доброе дело, Он будет совершать его до дня Иисуса Христа (Фил. 1:6).

Тот факт, что данный отрывок Писания не описывает, как должна себя вести Церковь в момент второго пришествия Христа, не говорит о том, что учение, предоставленное Христом (Мтф. 24-25), совершенно бесполезно. Павел говорит в 1 Кор. 10:11, что все, что написано, написано для нашего назидания. Поэтому пренебрегать изложенным учением о последнем времени Церкви совсем не стоит. К большому сожалению, сегодня многие верующие знают, во что они верят, но они не знают где об этом написано в Библии, поэтому и обращаются часто для подтверждения своей веры к отрывкам Писания, которые совершенно не говорят на эту тему. Матфея 24-25 главы наглядный тому пример.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.