Божья суверенность и Божье провидение - одно и то же?

Божья суверенность и Божье провидение - одно и то же?

“Здравствуйте, пастор Джон! Я ищу определения понятий «Божья суверенность» и «Божье провидение», но не могу понять между ними разницу. Пожалуйста, не могли бы вы объяснить её, пастор Джон? Это синонимы? Как бы вы определили каждую из этих славных истин?”

Реальность в высоком разрешении

Это отличный вопрос, и ниже я на него детально отвечу. Но вначале хочу отметить несколько важных вещей об определениях слов, в особенности слов, которые не встречаются в Библии. Провидение — это слово, которое не найти в тексте Писания. Таким образом, оно сродни словам Библия, библейский, Троица, ученичество, евангелизм, экспозиция, душепопечение, этика, политика, харизматы.

Ни одного из этих слов нет в Библии, и это говорит о том, что реальность, на которую они указывают, важнее самих слов. При этом мы не можем обойтись без слов, они драгоценны, а в случае с Библией — они ещё и вдохновлены и даны Богом. Богодухновенные слова указывают на существующую реальность. Эта реальность может быть так вплетена в полотно Писания, что бывает полезно использовать слово, объединяющее в себе нити этой реальности. Полезно, даже если это слово не используется в тексте самой Библии.

Итак, в свете этого, каковы последствия для определений слов, о которых меня спросили? Слово «провидение» не используется в конкретных библейских отрывках, поэтому мы не можем просто сказать: «Библия определяет провидение следующим образом…». Мы могли бы так говорить, только если бы Библия действительно использовала слово «провидение».

Когда вы задаете вопросы типа «Что значит …?», а именно: «Что значит провидение? Что значит оправдание? Что значит вера?», подразумевается, что существует некто, определяющий значение. Без этого приписываемое значение не будет иметь никакого обоснования. Таким образом, если библейские авторы не определяют значение слова, то, когда я использую слово провидение, его значение должен определить я. Именно это я и делаю в первой главе книги о провидении. Я не даю произвольного значения; если вы так поступите, то вас никто не поймет. Приписав произвольное значение слову, вы лишите его всякого смысла для всех других людей. Поэтому я стараюсь быть максимально схожим с другими людьми из истории церкви, которые определяли значение этого слова. И все же именно я выбираю значение.

Вы можете понять последствия для нашего разговора о библейском взгляде на провидение. Задача, которая перед нами стоит, заключается не в том, чтобы разобраться в значении слова провидение. Я даю определение в своей книге и дам ниже в этой статье, но вот наша настоящая задача: «Существует ли реальность, которую я вижу в Библии и называю провидением, на самом деле?» В этом суть вопроса.

Нет смысла спорить о том, является ли слово провидение наиболее подходящим для описываемой им реальности. Это относительно неважно. Вопрос первостепенной важности — существует ли в Библии реальность (что подразумевает и реальность во вселенной), которая соответствует моему описанию цели, природы и охвата Божьего провидения?

Всемогущий Бог, всеблагой Даятель

Вот мои ответы на заданные вопросы. Нет, суверенность и провидение — это не одно и то же. Божья суверенность — это Его право и могущество совершить всё, что Он пожелает совершить. «Знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено» (Иов 42:2). Но заметьте: ничто в этом определении не говорит о Божьей мудрости или Его замыслах. Речь идёт лишь о праве и могуществе: Бог имеет право и могущество делать всё, что Он пожелает. Когда Он решает что-то сделать, Он это делает и никто не в силах Его остановить. Это суверенность.

Для того, чтобы говорить о суверенности как о христианской концепции, а не просто философской, необходимо привнести другие истины, известные нам из Библии, такие как мудрость и справедливость, праведность и благодать. Провидение, однако, включает в себя нечто, что суверенность не подразумевает. Провидение, как понимаю его я и большинство христиан в истории, — это суверенность Бога на службе Его мудрых намерений. Можно также сказать, что провидение — это мудрая и целенаправленная суверенность. В силу того, что Божье намерение играет центральную роль в Его провидении, я посвящаю 150 страниц книги тому, чтобы разъяснить, что Библия говорит о высшем Божьем намерении.

Латинская фраза pro vide, от которой произошло слово провидение, может означать «предвидеть» или «предусмотреть». Я думаю, что это очень полезный парафраз для Божьих деяний провидения. Это значит, что Бог предусматривает абсолютно всё необходимое для осуществления Его намерений. «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:10). Другими словами, Бог говорит: «Я предусмотрю, чтобы всё во вселенной свершилось так, что осуществятся все Мои замыслы и цели для мира».

Из отеческой руки Его

Позвольте завершить мой ответ прекрасным примером из истории. Это вопрос 27 из Гейдельбергского катехизиса (1563).

Вопрос: Как вы понимаете Божье провидение?

Ответ: Как всемогущую и вездесущую силу Божью, которой Он хранит небеса, землю и все творения Его, и так правит ими, что злаки и травы, дожди и засухи, урожайные и бесплодные годы, еда и питие, здоровье и болезнь, богатство и бедность — всё это приходит к нам не случайно, но из отеческой руки Его.

Итак, Божье провидение – это Его мудрая и целенаправленная суверенность.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.