Как Бог относится к гостеприимству

Как Бог относится к гостеприимству

Подруга, переехавшая в другой городок, рассказывая о новом житье-бытье, уронила: «Мне нравится городок, но не нравится культура «маленького городка». Мы, сидящие рядом с ней, сразу же поняли, о чём она говорит. Культуру маленького городка можно описать так: доброжелательная дистанция. Мол, добро пожаловать, но у нас тут жизнь своими кругами идёт, и тебе в этих кругах места нет. Я тоже это знаю по себе: я в своё время была как пришельцем, так и принимающей стороной. Я уже различаю в глазах людей взгляд: а, ты не отсюда, так что мы не будем сильно стараться стать друзьями. И различаю в глазах пришельцев вопрос: мы тут новые, будете ли вы нашими друзьями?

Этот немой вопрос легко проигнорировать и отойти: мол, обойдутся сами, кто-нибудь другой ими займётся, а у меня свои дела со своими людьми. В результате вот таких маленьких решений, сделанных в тишине ленивого сердца, создаётся культура маленького городка: нарочито тёплая, отстранённая. Я сама так делала и на своей же шкуре испытала.

В Библии часто повторяется повеление оказывать гостеприимство странникам и своим по вере. Гостеприимство всегда было важной частью жизни Божьего народа, это не было простой вежливостью или тем, что делали только экстраверты. В законе было велено всем принимать странников, любить их, оказывать им такое же правосудие, какое практиковалось внутри народа, и щедро делиться с ними своими ресурсами (Исх. 23:9, Втор. 10:19). Гостеприимство имело такой вес в глазах Бога, что нарушение этого повеления было упомянуто как одна из причин, почему Бог наказывает израильтян (Мал. 3:5, Иез. 22:29-31). Очевидно, это важно для Бога.

Конечно, сейчас в слово «странники» вкладывается другой смысл и гостеприимство стало более широким понятием, чем тогда. Однако я думаю, что будет полезно посмотреть на описание гостеприимства в Библии, чтобы оно могло научить нас принимать людей в дом и в наше сообщество.

Всякий раз, когда мы видим повеления Бога в Писании, мы можем быть уверенными, что это повеление отражает характер Самого Бога и Его работу в отношении Его народа – то есть, Его славу. Мы также можем быть уверенными в том, что нарушение этого повеления каким-то образом негативно отражается на Его репутации, затемняет Его славу или крадёт эту славу у Него.

Итак, как Бог относится к гостеприимству? Можно сказать многое, вот несколько мыслей.

Бог Триедин

Между личностями Бога существует в вечности прекрасное общение, отношения любви, полное единство. Если бы Бог был единственной личностью, то никакой речи о любви быть не могло: такой бог-одиночка не мог бы знать, что такое любовь. И если бы он требовал любовь, то требовал бы из своей нужды, что означало бы, что он вовсе не бог (об этом прекрасно написал Майкл Ривз в своей книге «Наслаждаясь Троицей»).

Бог в Своей мудрости пролил на нас любовь в преизбытке. Он ввёл нас в общение с Собой, чтобы разделить с нами царство Своего любимого Сына и Его славу. Он хочет, чтобы мы вкусили ту любовь, которую Отец имеет к Своему Сыну. Бог делится с нами самым сокровенным – Собой и общением внутри Себя. После того, как Он отделил нас для Себя – нет барьеров, нет потаённых комнат и заднего двора, вход в которые нам был бы недоступен. Через Христа и Его кровь нам открыты двери в Его присутствие, в котором мы имеем полноту радости и многие духовные благословения (Кол. 1:13-14, Ин. 17, Еф. 1:3-4, 1 Ин. 1:3, Пс. 15).

Бог – это общение. Жизнь с Богом означает сообщество, скреплённое и связанное узами любви (Кол. 2:1-4), а не просто группу индивидуумов с одинаковыми интересами, собравшихся вместе на какое-то время.

Какое отношение это имеет к тому, что я делаю в свободное время? Как я строю свои планы и к чему стремлюсь? Прямое отношение: я сотворена для общения, чтобы принадлежать Его церкви и вовлекать других в это общение!

Вот слова апостола Иоанна, который провёл много времени с Иисусом: «Мы говорим вам о том, что сами видели и слышали, чтобы и вы тоже присоединились и имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3).

Мне надо узнавать в себе стремление к независимости и к индивидуалистической жизни, подчинять все подобные устремления тому, что преследует Бог в этом мире. Он хочет, чтобы через общение различных людей, связанных в одном Теле, проявилась Его многогранная мудрость и слава (Еф. 3:10). Голос, который говорит внутри: «я сама, я знаю, я могу, мне никто не нужен», должен уступить место голосу Бога: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!… там (в этом общении) Господь заповедал Своё благословение – вечную жизнь» (Пс. 132).

Индивидуализм проявляется также в стремлении ограничить круг общения только теми людьми, кто подходит под мои мерки. Стремление иметь «свою группу», «своих людей», «своё племя», как это проповедуется через сериал «F.R.I.E.N.D.S.», не является отражением Божьего сердца. Мне надо останавливаться и думать: чьи предпочтения и нужды отображает моё сообщество – мои или Бога?

Гостеприимство – это выражение сущности Бога и сущности Его работы, которая переливается через этнические, социальные и экономические края. Совместное принятие пищи, разговор, совместная работа – всему этому есть место в Писании, и это не просто мимолётные сюжеты, но отображение вечности.

Бог благ и проявляет свою благодать к нам 

Такое общение стало возможным потому, что Бог в Своей милости проявляет благодать к тем, кто ничем не может Ему отплатить. В Ветхом Завете Бог говорит Израилю («дочери Иерусалима»), что Он нашёл её, как брошенное дитя, и приютил её (Иез. 16:4-14). В Законе Бог неоднократно напоминает Израилю, чтобы они были гостеприимны, принимали странников, так как сами однажды были странниками: «И вам следует любить чужеземцев, потому что вы сами были чужеземцами в Египте» (Втор. 10:19). Бог проявил Свою благодать к народу, который был беспомощен в рабстве и знал, что значит быть угнетённым. Израильтяне получили освобождение в дар от Бога, и потому теперь должны были показывать такую же милость и любовь к чужеземцам. Они должны были снова и снова напоминать себе и другим о своём чудесном избавлении, о необыкновенном сердце Бога, тем самым прославляя Бога и укрепляя Его репутацию как Бога благодати. Неисполнение этой заповеди говорит о гордости и самоуверенности народа, забывшего о милости Бога и Его праведности.

Кем были эти чужеземцы в Ветхом Завете? Люди перемещались с место на место не так часто, как это происходит сейчас. Как правило, это было связано с несчастьем – засуха и голод в стране (путешествие Иакова и семьи Ноемини), война и плен (переселение 10-ти колен Северного царства Израиля и заселение их территории другими племенами по решению Ассирийского царя, переселение жителей Иерусалима в Вавилон). Не всегда люди мигрировали со всем своим скарбом и огромным семейством по повелению Бога, как это сделал Авраам. Чужеземцами, странниками и пришельцами зачастую были люди, лишённые своих корней, защиты сообщества, связей и перспектив на будущее. Именно поэтому повеления о пришельцах часто сгруппированы с повелениями, касающимися сирот и вдов – самых беззащитных и уязвимых категорий людей (Зах. 7:9-10). Бог особенно милостив к тем, от кого нет видимой пользы, к беззащитным и обездоленным.

Какое отношение это имеет к моей жизни сейчас? Бог вывел меня из царства тьмы и ввёл в царство Своего любимого Сына (Кол. 1:13-14). Он сделал это, когда мы были грешниками, мёртвыми, с охотой шли за всем тем, что было Ему противно (Еф. 2:1-3). Он не выискивал тех, кто будет более послушен или отзывчив по отношению к Нему. Нет, Он собрал по канавам мёртвых псов, поклонников сатаны, извергов и открыл им доступ в Святое Святых. Мы – пришельцы, нашедшие в Боге дом и убежище. Бог милостив к тем, кто ничем не может Ему отплатить.

Что это означает для того, как я строю отношения? Я не выискиваю тех, кто может быть полезен мне. Отражение Божьей славной благодати означает, что за моим столом будут сидеть люди, чьи положение, связи, таланты и место жительства не имеют практической ценности для меня. Когда я накрываю на стол и замечаю в себе надежду на то, что эти люди пригласят меня или чем-то отплатят мне – я умираю для этой надежды. Это означает, что я не буду скупиться на свои эмоциональные ресурсы из-за того, что человек передо мной – не отсюда. Я буду делиться своими ресурсами с радостью, полагаясь на Бога, Который заботится о нас и восполняет все наши нужды.

Заключение

Всё в этом мире – в мире моего дома, моего городка и моей церкви, а также там, где меня нет и откуда появляются пришельцы и странники – всё это стоит и существует для Христа, Христом, через Христа (Кол. 1:15-17). Другими словами, человек, появившийся на моём пороге – от Христа и для Христа. Мой дом – для Христа, Христом и от Христа. Моя пища, мои эмоциональные ресурсы, моё время – для Христа, Христом и от Христа.

Жизнь по вере в такого Господа, заведующего всем в моей жизни, часто будет противоречить моим представлениям о комфорте. Однако в такой жизни – настоящие радость и удовлетворение. Именно в такой жизни я жизнь обретаю – по мере того, как я теряю её, капля за каплей.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.