Ленни известен тем, что ему недостает мягкости. Ленни, один из главных героев повести Джона Стейнбека «О мышах и людях», — настоящий богатырь, сильный, как бык, с небольшими умственными отклонениями. У него большие мышцы и большое сердце. Ему нравится гладить кого-то маленького, но он не понимает масштабы своей силы. Сначала он случайно убивает мышку, которую решил погладить. Потом нечаянной жертвой становится щенок. И, наконец, он случайно ломает шею женщине, и она умирает.
Проблема Ленни не в его силе. Сила — это дар. Другим сила Ленни приносит пользу, особенно его другу Джорджу. Ленни нуждается не в том, чтобы потерять свою силу, а в том, чтобы быть способным контролировать её и использовать в добрых целях, то есть использовать для помощи другим, а не во вред.
Сила в различных проявлениях — это благой Божий дар, который люди должны использовать для Его Царства. Так же, как и другие благие дары, сила опасна, когда её используют не так, как положено. Избежать этой опасности можно не через потерю силы, а через приобретение христианской добродетели под названием кротость.
Давайте вернем кротость
В наши дни кротость — это, наверное, самый неверно понимаемый плод Духа из девяти, перечисленных в Галатам 5:22–23: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, вера, воздержание». Два тысячелетия спустя слово кротость часто понимают как синоним слабости, но с положительным оттенком значения. Однако кротость в Библии — это явно не недостаток силы, а её богоугодное проявление.Кротость показывает не недостаток способности, а дополнительную способность так управлять своей силой, что она служит добрым, жизнеутверждающим целям, а не злым, отнимающим жизнь.
Возьмём в качестве примера дождь. Проливной ливень уничтожает жизнь, а мелкий дождь даёт жизнь (Втор. 32:2). Сильный ливень приносит вред, а не пользу. Сельскохозяйственные работники молятся не об отсутствии дождя, не о редком дожде, а о мелком дожде. Способ проявления очень важен. Нам нужна вода (и сила жизни, которую она даёт), но она должна доставляться нам мягко, а не разрушительно. Мягко значит не слабо, а подходящим образом — давая жизнь, а не отнимая её.
Также и «кроткий язык — дерево жизни» (Пр. 15:4). Кроткий не значит слабый, но достаточно сильный, с живительной сдержанностью, не изрыгающий нечто доброе, как из брандспойта, но зная меру. Или подумайте о хождении под парусами. Мягко дующий ветер (Деян. 27:13) — ответ на молитвы моряка, в то время как ураган приносит беду (Деян. 27:18).
Кротость лучше всего видна в Самом Боге, Который «грядёт с силой» (Ис. 40:10). Как Он проявляет силу в отношении Своего народа? «Как Пастырь, Он будет пасти стадо Своё; Агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40:11). Жестокость — это разрушительное использование силы (Ис. 22:17), кротость — проявление жизнеутверждающей силы.
Чего хотят наши дочери
Когда апостол Пётр сравнивает хорошую власть с плохой, справедливых правителей с несправедливыми, он описывает хороших господ как «добрых и кротких» (1 Пет. 2:18). Противоположностью сурового господина является не слабый — кто захочет быть под защитой слабого господина? — но «добрый и кроткий». Мы хотим иметь кротких руководителей, а не слабых. Мы хотим иметь руководителей, обладающих силой и властью, которые они будут использовать не против нас, чтобы причинить нам вред, но для нас, чтобы помочь нам. Именно поэтому изображение руководителя как пастыря и в Ветхом, и в Новом Заветах является столь подходящим. Овцы явно слабы и уязвимы. Им нужны сильные пастыри, а не слабые. Им нужны добрые пастыри, которые будут использовать свою силу, чтобы помочь овцам, а не использовать или угнетать их.Моей четырёхлетней дочери не нужен слабый папочка. Она хочет, чтобы я был сильным, и чтобы использовал эту силу, помогая ей, а не причиняя боль. Больше всего она нуждается в том, чтобы я не направлял силу своих мышц против неё. И так понятно, что папочка больше и сильнее. Ей нужно видеть, что я мягкий, что её папа не просто достаточно сильный, чтобы защитить её, но что она может доверять мне, потому что я буду использовать свою силу, чтобы служить ей и благословлять её, а не причинять ей вред.
Слабые мужчины часто озабочены тем, чтобы похвалиться своей силой и показать её. По-настоящему сильные мужчины тратят своё внимание и энергию не на то, чтобы похвастаться своей силой, а на то, чтобы показать свою кротость. Они способны правильно использовать свою очевидную силу на благо других. Неуверенные в себе мужчины напрягаются и угрожают. Мужчины, уверенные в своей силе и силе своего Господа, не только желают, но и стремятся сделать свою кротость известной всем людям (Фил. 4:5).
Кроткие мужчины в церкви
Поэтому неудивительно, что Христу нужны такие руководители в Его церкви: «не бийца, но тих, миролюбив» (1 Тим. 3:3). Четыре из пятнадцати явленных нам требований к пресвитерам в 1 Тимофею 3:2–7 — отрицательные: «не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив». Только одно из этих отрицаний имеет положительный антоним: «не бийца, но тих, миролюбив». Возможной причиной, по которой Павел не упоминает противоположное качество для остальных трёх негативных, является тот факт, что это невозможно выразить одним словом. Да, пасторы должны быть трезвыми, стремиться к миру и быть щедрыми, но ни один из этих простых контрастов не передаёт полный спектр желаемого смысла так, как «тих, миролюбив».Наличие антонимов «тих, миролюбив» помогает выявить дополнительные оттенки значения качества «не бийца». Изначально предполагается, что пресвитеры будут иметь сильный характер. У них будет власть. Вопрос не в том (особенно если они будут служить в команде), будет ли у них сила, но смогут ли они использовать свою силу, помогая другим, а не причиняя им вред. Они должны знать и показывать на своём примере, как использовать Божий добрый дар силы с соответствующей сдержанностью и самоконтролем. И каждый из них по отдельности, и вместе как команда, они должны быть кроткими.
Из других пасторских посланий очевидно, что Павел не случайно упоминает кротость. Это не возможное, а обязательное качество руководителя церкви. «Ты же, человек Божий… преуспевай в… кротости» (1 Тим. 6:11). Истинная кротость пастырей не только наполняет собрание жизнью, но и является примером стаду, как быть источником жизни для мира: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, … быть…тихими и проявлять всякую кротость ко всем людям» (Титу 3:1-2). И, пожалуй, самое важное для всех руководителей: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, умеющим учить, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2:24, 25). Из всего, что можно сделать грубо и жёстко, первым приходит на ум именно наставление противников, но даже это нужно делать с кротостью.
Сама Кротость
Наконец, и в членах церкви, и в пасторах, и в мужчинах, и в женщинах, и в мужьях, и в жёнах, и в отцах, и в матерях, и в начальниках, и в подчинённых настоящая библейская кротость создаётся и формируется Самим Богом. Когда мы восхищаемся кротостью Бога — а Он является её образцом — мы не радуемся Его слабости. Скорее, как Его слабые овцы, мы радуемся тому, что наш Пастырь бесконечно силён, и тем более достоин восхищения, потому что Он умеет пользоваться Своей властью так, чтобы давать жизнь, а не душить тех, кого Он любит.Наш Бог не похож на Ленни. Сильный и кроткий, Он пришёл не как властный и жестокий царь, но как добрый и кроткий Господь. «Я кроток и смирен сердцем», — сказал Он (Мф. 11:29). Он с кротостью сошёл в наш мир, родившись в Вифлееме, возрос в мудрости в Назарете, учил с твёрдостью и нежностью в Галилее, и въехал в Иерусалим «кроткий, сидя на … молодом осле» (Мф. 21:5), чтобы положить Свою жизнь за нас. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии праведному» (1 Пет. 2:23) — не потому, что был слабым или бессильным, но потому что был достаточно сильным для того, чтобы быть Самой Кротостью.
Поэтому мы, как апостол Павел, принимаем это и стремимся подражать «кротости и снисхождению Христову» (2 Кор. 10:1). Своей силой Он освободил нас от необходимости угрожать и повелел нам явить свою кротость всем людям (Фил. 4:5). Он даёт пастырям Своих церквей силу и мощь для служения стаду, не подчиняя его. Он даёт Своим детям власть влиять и руководить, не опасаясь потерять её или завидовать, когда Он наделяет большей властью других. Какой бы властью мы ни обладали, она не принадлежит нам по праву, но дана нам взаймы, на время, чтобы использовать её для достижения великих целей в этом мире — с кротостью.