Чему отношения внутри Троицы учат мужа и жену?

Чему отношения внутри Троицы учат мужа и жену?

Пример обычно учит намного быстрее, чем теория. Возможно, поэтому Господь оставил на страницах Библии немало ярких образов мужчин и женщин, родителей и детей, пастырей и служителей, причем как отрицательных образов, так и положительных. Изучение и размышления над поступками и действиями этих людей помогают учиться тому, как поступать в схожих ситуациях. В качестве яркого, практичного и исчерпывающего примера для супругов может выступить сама Божественная Троица, которая имеет важные параллели с семьей. Вопреки расхожему мнению, изучая Священное Писание, узнать о взаимоотношениях между Божественными Личностями можно намного больше, чем кажется на первый взгляд. Взаимоотношения между Ее Личностями могут преподать немало ценных уроков для супругов.

В данной работе сначала будет приведено библейское обоснование сравнения взаимоотношений в Троице и в браке, а затем представлен ряд практических уроков для супругов, почерпнутых из жизни и сущности Троицы.

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРАВНЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ТРОИЦЕ И В СЕМЬЕ

Есть ряд причин, делающих уместным проведение практических параллелей между взаимоотношениями в семье и в Троице.

Во-первых, такие параллели проводит сама Библия. В 11 главе Первого послания к коринфянам апостол излагает библейское учение о положении мужа и жены по отношению друг ко другу. Он учит, что, несмотря на равную личную ценность мужчины и женщины, роль женщины уникальна и связана с подчинением власти мужчины. Первым аргументом для такого расклада апостол называет его взаимосвязь с аналогичным форматом взаимоотношений между личностями Троицы (1 Кор 11:3). В частности, Павел указывает, что как «жене глава — муж», так и «Христу глава — Бог». Учитывая то, что хронологически Троица является первичной, а семья, будучи творением, вторичной, семья создана по примеру Троицы и, соответственно, призвана её иллюстрировать и отражать.

Во-вторых, поскольку брак имеет в своей основе тот же формат устройства, что и в основе Троицы, будет логичным, чтобы муж и жена учились у совершенных Божественных Личностей практической реализации этого формата взаимоотношений. Наблюдая за тем, как данную модель воплощают между Собой Личности Святой Троицы, супруги могут переносить всё, что можно перенести (согласовывая это с открытым во всем Писании), в собственные семейные взаимоотношения.

В-третьих, Сам Христос выражал желание, чтобы взаимоотношения между верующими были аналогичны взаимоотношениям в Троице. Обращаясь в молитве к Богу Отцу, Он просил: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:20-21). В данных словах Христос показывает желание и намерение, чтобы верующие вошли во взаимоотношения между Отцом и Сыном и обрели с Ними подлинное единство. Это значит, что взаимоотношения между верующими должны стать такими же, как и между Отцом и Сыном. Раз это то, к чему Бог желает привести Своих детей, значит подражать взаимоотношениям внутри Троицы христиане могут уже сегодня. Раз все верующие должны в своих взаимоотношениях подражать Троице, то тем более это относится к мужу и жене.

Следуя здравым принципам герменевтики, христиане, изучая земную жизнь Христа, всегда руководствуются принципом наличия в тексте одного значения, но множества применений. Рассматривая какой-то поступок Христа, они понимают, что у совершаемого Иисусом есть одно конкретное значение, однако то, что Он делает, отражает вечный принцип, который будет иметь свои, отличные от этого, применения в тысячах других различных ситуаций. Наблюдения за жизнью Личностей внутри Троицы могут таким же образом преломляться в плоскости применения к совершенно различным ситуациям и контекстам, и брачные отношения — один из таких контекстов.

Библия не раз учит, что подражание Богу является призванием верующих: христиане должны подражать Богу во всём (2 Кор. 3:18), христиане должны постоянно уподобляться образу Иисуса Христа (Рим. 8:29). Подражание же и уподобление будет невозможным без знания Бога.

Суть вечной жизни — это познание Бога (Иоан. 17:3). Верующие должны постоянно познавать Бога во всех гранях и аспектах Его природы и личности. Это, конечно же, подразумевает и познание тех взаимоотношений, которые есть внутри Троицы — настолько, насколько это возможно, насколько на сегодняшний день это приоткрыто. Помимо этого, все наши знания о Боге мы должны применять к различным сферам жизни, подражая Ему во всем, где мы будем находить параллели.

В-четвёртых, для наименования лиц Троицы Сам Бог использует семейные роли (Отец, Сын). Это вновь подчёркивает, что семья была создана Творцом для того, чтобы отражать Свою уникальную природу.

В-пятых, уместность поиска взаимосвязей между божественными отношениями и отношениями человеческими, в том числе семейными, подтверждает то, что Бог сотворил людей «по образу Своему, по образу Божию» (Быт. 1:26). Человек — единственное Божье творение, сотворенное по Его образу. Остальное Божье творение отражает Его величие, силу и мудрость (Рим. 1:20), но только человек отражает черты Божьей Личности. Это определяет уникальность человека по отношению к Богу. Человек является живым существом, способным воплотить свойства общения, присущие Богу. Важно обратить внимание, что, заявляя в Бытие 1:26-27 о сотворении человека, Бог, с одной стороны, делает это заявление от лица всей Троицы («И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему...»), что крайне редко встречается на страницах Писания. С другой стороны, говоря о сотворенном по Божественному образу человеке, Бог сообщает о том, что сотворены были как мужчина, так и женщина («мужчину и женщину сотворил их»). Исходя из этого, можно предположить, что, говоря о сотворении человека по Своему образу и подобию, Господь, в том числе, имел ввиду и те параллели, которые есть между взаимоотношениями Личностей Троицы и взаимоотношениями вступивших в брачный завет мужчины и женщины.

В-шестых, со стремлением Троицы ввести верующих в общение и единство с Собой соглашались Отцы церкви. Ириней (II в.), Афанасий (IV в.), Августин и Кирилл Александрийский (V в.) не раз выражали в своих трудах такое понимание Божественного замысла.

УРОКИ ДЛЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В БРАКЕ, ПОЧЕРПНУТЫЕ ИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ТРОИЦЕ

Занавес над взаимоотношениями в Троице приподнимается в различных местах Священного Писания. Однако есть книга Библии, которая, как никакая другая, проливает мощный свет софит на то, что происходит в таинственных и загадочных отношениях между тремя самыми восхитительными Личностями во Вселенной. Это Евангелие от Иоанна. Из главы в главу Христос снова и снова открывает различные подробности, особенности и детали того, что соединяет воедино Святую Троицу. Лишь две из двадцати одной главы этого Евангелия не содержат каких-либо прямых указаний на взаимоотношения между Божественными Личностями. По праву эту тему можно считать одной из ключевых тем данной книги Священного Писания. По этой причине изучение взаимоотношений между Личностями Троицы и рассмотрение вытекающих из них практических уроков для брака будет сосредоточено именно на Евангелии от Иоанна. Итак, чему же Троица может научить мужа и жену? Сделанные наблюдения можно обобщить в 17 конкретных практических уроков.

1. Они равные по Своей личной ценности

«И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5:18).

«Я и Отец – одно» (Иоан. 10:30).

Каждая из трёх Личностей Троицы является полноценным Богом и тем самым никто из них не является более ценным, значимым или важным. То же самое можно сказать о супругах: каждый из них является человеком и поэтому, как личности, они абсолютно равны.

2. Они разные по Своим функциям

«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1:32-33).

Каждая из трёх личностей в этом тексте занимается Своим делом. Наряду с равным положением как участники Троицы, так и участники брака имеют различия в ролях, в распределении полномочий. Это выражается в том числе и в имеющейся иерархии: в Троице главенствующее положение занимает Отец, а Сын и Дух Ему подчиняются, в семье же главенствующее положение занимает муж, а жена находится под его властью (1 Кор. 11:3). Так, рассматривая Троицу, видно, как Отец даёт Христу поручения, а Христос всецело посвящён исполнению воли Отца («Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» Иоан. 4:34; «Я всегда делаю то, что Ему угодно» Иоан. 8:29). Причем послушание, которое демонстрирует Христос, является беспрекословным и полным: «как заповедал Мне Отец, так и творю» (Иоан. 14:31). Такого же послушания супругу, обладающему правом руководить, Бог ожидает и в браке: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22).

3. Они знают друг друга

«Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Иоан. 10:15).

Личности Троицы глубоко знают друг друга. Они знают желания друг друга: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан. 4:23). Они знают намерения друг друга: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоан. 6:39). Они знают ценности и предпочтения друг друга: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). Подобно Троице супруги также должны стремиться ко всё более глубокому познанию друг друга — познанию желаний, намерений, ценностей, предпочтений и всего остального.

4. Они общаются друг с другом

Они много общаются друг с другом: снова и снова Христос уединяется, чтобы провести время в общении со Своим Отцом. В любое время Лица Троицы доступны и открыты к общению друг с другом: «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя...» (Иоан. 17:1). Общение между Божественными Личностями отличается глубокой открытостью и искренностью: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего!» (Иоан. 12:27). Общаясь, они открывают друг другу свои желания: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною...» (Иоан. 17:24). Они дают друг другу обещания и обращаются друг к другу с просьбами: «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Иоан. 17:1). Также их общению не чуждо выражение благодарности: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Иоан. 11:41). Бог желает, чтобы также и между супругами в браке было близкое общение, чтобы они всегда были доступны и открыты друг для друга.

5. Они доверяют друг другу

«...ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Иоан. 8:28).

Христос доверяет Отцу и не добавляет ничего от Себя к тому, чему Тот Его научил – между лицами Троицы царят отношения глубокого и полного доверия. Это доверие выражается в том, что Они абсолютно уверены и не сомневаются друг в друге: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет» (Иоан. 6:37). Также доверие выражается в полном безропотном согласии и принятии решений друг друга, даже если эти решения несут трудности и тяготы: «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Иоан. 18:11). Помимо этого, Личности Троицы доверяют друг другу распоряжение тем, что представляет для них ценность: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб...» (Иоан. 17:11-12). Доверие в браке – невероятно важный элемент взаимоотношений. Распространяющийся формат «гражданских» браков свидетельствует о нежелании людей кому-то доверять.

6. Они стремятся прославить друг друга

«Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Иоан. 17:1).

Личности Троицы восхищаются друг другом и выражают это в прославлении. Отец прославляет Сына: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой...» (Иоан. 8:54), а Сын стремится прославить Отца: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Иоан. 14:13). Супруги также должны находить причины для восхищения друг другом и хвалить друг друга, как это делает муж из главы Притч: «...муж – хвалит её: «Много было жён добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит. 31:28-29).

7. Они имеют полное единство

«Да будут все едино: как Ты Отче во мне и Я в тебе...» (Иоан. 17:21).

Личности Троицы находятся в полном единстве друг с другом. Они имеют единомыслие: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Иоан. 7:16). Они имеют единодушие: «Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (Иоан. 8:18). Муж и жена также призваны Богом искать всё большего единства: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Единство в браке должно быть не внешним и поверхностным, но выстраиваться на возрастании в единомыслии и единодушии.

8. Они преданно любят друг друга

«Я люблю Отца» (Иоан. 14:31). 

«Отец любит Сына» (Иоан. 3:35).

Между Божественными Личностями царит преданная любовь. Эта любовь выражается в ревности и пылкости: «И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Иоан. 2:16- 17). Также их любовь выражается в почтении и уважении: «Я чту Отца Моего» (Иоан. 8:49). В преданности и верности друг друга они абсолютно уверены: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16:23). Бог призывает супругов возрастать в подобной преданной любви: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19). Любовь в браке должна быть ревностной, пылкой и почтительной, в таком преданном отношении друг к другу супруги должны быть уверены.

9. Они служат друг другу

«ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан. 6:38).

Личности Троицы ставят интересы другого выше Своих и, стремясь угождать и служить друг другу, делают то, что хочет другой. В своем служении Они участливо помогают и не оставляют друг друга: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного...» (Иоан. 8:29). Они жертвуют Собой ради друг друга: приближаясь к смерти, Христос по- человечески хотел её избежать, однако продолжал идти к ней, видя в этом возможность прославить имя Отца: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое» (Иоан. 12:27-28). Пример Троицы учит мужа и жену служить и угождать друг другу, ставя интересы супруга выше своих, участливо помогая, не оставляя в трудностях и жертвуя собой.

10. Они служат другим

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан. 3:16-17).

Личности Троицы служат не только друг другу, но и другим. Для этого они даже на время расстаются: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Иоан. 16:28). Подобно и супруги не должны быть сконцентрированы друг на друге настолько, чтобы не замечать нужд и боли тех, кто вокруг. Господь ожидает, что муж и жена будут служить не только друг другу, но и другим. Иногда, чтобы пойти и послужить кому-то, им нужно будет даже на время расставаться.

11. Они трудятся вместе

«Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23).

Личности Троицы сообща занимаются одним делом. Несмотря на то, что на разных этапах их задачи могут отличаться, в конечном итоге их цель одна: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5:17). Семья — это команда, двигающаяся в одном направлении. Муж и жена должны быть объединены общими целями и, даже выполняя разные задачи, понимать, что трудятся для одного дела.

12. Им достаточно друг друга

«Я живу Отцем» (Иоан. 6:57).

Лица Троицы находят полноту радости в отношениях друг с другом. Когда Бог увидел, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18), то сотворил для Адама Еву, и это стало решением проблемы. Муж и жена должны находить полноту радости и удовлетворения друг в друге.

13. Они думают друг о друге

«Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Иоан. 16:25).

Живя на земле, Христос снова и снова говорит об Отце. Библия учит, что «от избытка сердца говорят уста» (Матф. 12:34): то, что занимает много места на устах — занимает много места в мыслях и сердце. Следовательно, Христос много и часто думает о Своём Отце. Бог желает, чтобы и супруги в своих мыслях могли находить много места друг для друга.

14. Они чутки к просьбам и желаниям друг друга

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Иоан. 14:16).

Подобно Троице, муж и жена должны быть чуткими, внимательными и отзывчивыми к просьбам и желаниям друг друга.

15. Они поддерживают друг друга в тяжёлые моменты

«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Иоан. 16:32).

Супруги должны быть поддержкой и опорой друг для друга в тяжёлые моменты. Особенно тогда, когда помощь оказать больше некому.

16. У них всё общее

«все Мое Твое, и Твое Мое» (Иоан. 17:10).

Как и Личности Троицы, муж и жена, вступая в брак, разделяют друг с другом всё, чем обладают. Это касается даже физического тела: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 6:4).

17. Им хорошо друг с другом

«Я живу Отцем» (Иоан. 6:57).

Отношения внутри Троицы настолько важны и значимы для Христа, что Он называет их Своей жизнью. Муж и жена должны быть настолько близки, чтобы они могли искренно произнести такие же слова в отношении друг друга.

Итак, Священное Писание рассказывает о Троице вообще и взаимоотношениях между Её Личностями в частности намного больше, чем может казаться. Внимательный взгляд на эти отношения помогает увидеть много общего с теми отношениями, которые Бог задумал для супругов. Таким образом, сама Троица может стать образцом и примером для мужа и жены в том, как выстраивать и развивать отношения друг с другом.

Новый Завет не проводит четкого и очевидного разграничения между служением на поддержке и так называемой светской работой. На любой ежедневной работе, которую мы имеем по Божьему провидению, Он призывает нас трудиться «не напоказ только, … как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22)

Бог особым образом спланировал и создал души мужчин, которых Он призывает к пасторскому служению. Автор подробно рассматривает речь апостола Павла, записанную в 20-й главе Деяний.

Многие братья на каком-то этапе своего хождения в вере задаются вопросом о Божьем призыве на пасторское служение. Как услышать этот призыв и удостовериться в том, что это не просто желание твоего сердца, но именно Бог побуждает тебя трудиться для общины ради Его Имени? В Писании мы находим много конкретных мест и примеров того, как понять призван ли человек быть старейшиной церкви, что отличает призвание на служение от любой другой работы и какими качествами должен обладать кандидат на пасторское служение. Вместе с Дэвидом Мэтисом давайте изучим этот вопрос подробнее.