Евангелие Процветания и Библейское Богословие

Евангелие Процветания и Библейское Богословие

Псалом 22 является одним из самых любимых отрывков Библии и поэтому, пожалуй, к нему более всего обращались во все времена. Обетования и слова ободрения в нем настолько ясны, что вряд ли нуждаются в толковании. Самое большое, что учителям Библии приходилось напоминать верующим, что «Господь—Пастырь мой,» о котором говорится в этом псалме, есть Господь Иисус Христос. Иисус положил Свою жизнь за Своих овец и тем самым исполняет обетования псалма.

Однако, с точки зрения тех, кто толкует Библию ради личной выгоды, первый стих обещает, что ни один верующий никогда ни в чем не будет иметь нужду: «Господь — мой пастырь; Я ни в чем не буду нуждаться».

По их толкованию, верующие имеют доступ к сокровищам Бога, давая им достаток во всем, что они пожелают. Просто назовите и потребуйте!

ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ, ДАВАЙТЕ … ОСОБЕННО УЧИТЕЛЮ

Но эти учителя на этом не останавливаются. Опять же неверно истолковывая Писание, они объясняют, что это обещанное изобилие, чтобы стать явью требует определенных условий. Богатое даяние от Бога зависит от того, как много даете вы, как правило, учителю! И здесь аргументами становятся многие места из Писания:

«…дай ему [взаймы] и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками» (Второзаконие 15:10)

«Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином». (Притчи 3:9-10)

«Иной сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет [других], тот и сам напоен будет». (Притчи 11:24-25)

«Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего». (Притчи 22:9)

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:10)

«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей…» (2 Коринфянам 9:6-10)

Понятно, почему Евангелие процветания снискало такую популярность в церкви. Оно не только подпитывается греховной жадностью как учителей, так и слушателей, но кажется, что сам Бог учит, что за даянием следует получение.

Итак, как же мы начнем бороться с этим ложным учением, которое разрушает церковь? 

БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ НЕВЕРУЮЩИЙ ИЛИ НЕПРОСВЕЩЕННЫЙ ХРИСТИАНИН?

У нас в Южной Африке, как, несомненно, и в других местах, сначала нужно понять, учит ли этот лжеучитель этому пути как безнравственный неверующий или как непросвещённый христианин?

Многие проповедники процветания проповедуют этот путь, будучи врагами Божьими. Они не придерживаются правильных взглядов в учении о Божестве или о том, что спасение дается только через Христа. Те, кто попадают в эту категорию, требуют наших молитв и усилий в благовестии. Они ведут себя и своих последователей в ад, проповедуя то, что вовсе не является Евангелием.

Но есть еще одна очень распространенная группа (по крайней мере, в Южной Африке): непросвещенные христиане.

Эти непросвещенные проповедники верят и учат Евангелию процветания скорее из-за невежества, чем по причине нечестия. Их искреннее желание состоит в том, чтобы отстаивать Слово Божье, но их способ толкования Писания довольно груб, и их неосведомленность в правилах учета жанра или роли текста в широком библейском контексте, уклоняет их от истины.

НАМ НУЖНО: БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Что же нужно людям этой второй группы? Их нужно учить библейскому богословию.

Фразу «библейское богословие» можно просто понять как богословие, основанное на Библии. Но я использую его здесь в более техническом смысле, имея ввиду, что Библию надо читать как единую историю, от одного автора, об одном Господе и Спасителе, Иисусе Христе. Библейское богословие учит нас читать каждый отрывок Писания в свете личности и дела Христа (см., например, Луки 24:27, 44-47, Иоанна 5:39).

На первый взгляд буквальный способ чтения любого отрывка Писания, такого как «Господь — мой пастырь; Я ни в чем не буду нуждаться», многими видится как признак истинного следования. Но если прочтение не вбирает в себя правила жанра или не видит текст частью большой Библейской истории, то оно искажает Божье Слово. Такие прочтения должны быть аккуратно разоблачены как неполноценный способ толкования всего смысла Библии. 

БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ БОГАТСТВА И ПРОЦВЕТАНИЯ

Например, что говорит Библия о богатстве и процветании?

В первых же главах Библии ясно говорится, что Бог, как Творец, является хозяином всего (Пс.88:11). Из этого следует, что все богатство принадлежит Ему (Пс.49:10) и должно использоваться для того, чтобы управлять землей и приносить славу Ему через поклонение Его Сыну и служение Его народу.

Как хозяин всего, Бог желает, чтобы мы, Его создания и правители на земле, желали отношений с Ним, вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что Он создал для нашего пользования (Мф.6: 31-33). Однако человечество постоянно поклонялось делам своих рук, а не Создателю и использовало материальные вещи для эгоистических целей.

Так было всегда, на протяжении всей истории человечества, и поэтому стало неожиданностью то, что Бог милостиво обратился к Аврааму, пообещав ему и его потомкам великолепное царство, которое Он благословит материально. Бог хотел, чтобы Авраам и его потомки могли выполнить предназначенное Богом для Адама задание: господствовать над творением с целью поклонения Богу и служения другим, а также быть светом для народов (Быт. 12: 1-3, 15: 1-18). Народы должны были смотреть на Израиль и видеть в нем мудрый и благословенный народ, чтобы обратиться к их Богу и стать частью Его народа (Второзаконие 4: 1-8).

Чтобы подготовить их к тому, чтобы быть этим светом и подготовить их к жизни в Обетованной Земле, Бог дал своему народу Закон (Исх.19-20). После этого Он пообещал, что те, кто подчинятся Его правлению, получат материальное благословение, а те, кто отвергнет Его правление, столкнутся с Его проклятием, часто выраженном в материальной бедности (Втор. 28: 1-68).

Однако, несмотря на это предостережение, пророки провозглашали предупреждающие слова тем, кто решил стремиться к своему собственному богатству, а не богатеть в Боге (например, Исаия 5: 8-10). Даже после того, как они за отказ от полной преданности Богу подверглись наказанию изгнания, народ Божий продолжал выбирать свой комфорт и удовольствие, нежели славу Бога (Аггея 1: 4).

На протяжении всего периода Ветхого Завета писатели мудрости учили народ Божий, что нет мудрости в выборе чего-либо вне Творца. Мудрость, основанная на характере Бога, говорила, что щедрость будет иметь положительные результаты в жизни дающего, а эгоцентризм приведет к бесполезности.

Только один человек послушался предупреждению и имел мудрость подчиниться Божьему призыву. Иисус, несмотря на искушения сатаны, жил в совершенном послушании закону Божьему (Мф 4: 1-11). В результате Он проявлял совершенное владычество над всем творением, как видно из его усмирения бури (Мф. 8: 23-27), исцеления больных (Мф. 8: 14-17) и даже через владычество над смертью (Мф. 28: 1-20).

Призыв Иисуса к людям был и остается в том, чтобы мы мудро и послушно подчинялись Божьему плану для нашей жизни: раскаялись в грехе и жили верой в Иисуса — Царя, назначенного Богом. Его смерть на кресте дает прощение, в котором так нуждаются эгоцентричные люди, а Его воскресение гарантирует вечную жизнь с Ним.

Писатели Нового Завета вторили учению Иисуса, который благодаря своему совершенному послушанию, стал самым мудрым человеком и пророком Израиля. Они предупреждали о любви к деньгам и убеждали народ Божий стремиться к довольству и щедрости ради роста Божьего Царства (1 Тим.6: 6-10, 17-19). Благодаря их учению мы знаем, что тем, кто собирается вокруг Иисуса, обещана ежедневная забота и обеспечение Бога (Фил. 4:19). Но это обещание материального обеспечения, и даже благословения, не гарантируется таким же образом, как это было с Израилем, который показал, что материальное имущество не является признаком их верности или послушания. На самом деле, Иисус учил, что Он может с любовью призвать церковь пострадать для Его славы, чтобы быть свидетелем миру, зацикленному на себе, проявляя желание дорожить Им превыше всего (Мф.5:3-12). Для любого верующего это страдание будет радостью, потому что он знает, что Христос — его сокровище, и что ничто никогда не сможет отделить его от Христа (Римлянам 8: 35-39).

Для верующего, вечность — это наслаждение Христом, как его сокровищем,  и это даже превосходит обетование Бога о великом изобилии и благословении, которые изольются на Его народ в вечности.

Любое учение, выходящее за рамки этого простого обзора Библии, обещающего больше процветания, чем само Священное Писание, нуждается в исправлении. Только Христос — наше сокровище. Он наше благословение! Те, кто учат, и те, кто слушает, должны понимать, что никакая часть Писания не может восприниматься как противоречащая этой общей идее Писания или предлагать благословение, отличное от Христа, или от иного источника, чем Христос.

Как дисциплина, библейское богословие требует задавать вопросы тексту, которые критичны для каждого верующего, чтобы смиренно получать ответы. «Для кого был написан этот текст? Когда это было написано? Зачем было написано?». Только после того, как на эти вопросы будут получены ответы, учитель может перейти от «они, там, тогда» к «мы, здесь, сейчас». 

БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ – САМОЕ ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ.

Изучение библейского богословия, или проще, чтение любого текста Библии в его контексте, является самым лучшим средством для исправления непросвещенных, придерживающихся учения о процветании.

Библейское богословие требует, чтобы мы не читали Библию выборочно.

Библейское богословие требует, чтобы мы подчиняли каждую мысль или идею Слову Божьему.

Библейское богословие требует, чтобы мы признали, что центром Библии является господство и слава Иисуса, а не наш собственный комфорт и процветание.

Библейское богословие требует, чтобы мы увидели исторический контекст, кому предназначалось послание, кем были первые читатели, в какой ситуации они оказались, до того, как мы слишком быстро станем применять текст к самим себе в двадцать первом веке.

И требует, чтобы мы рассматривали настоящее в свете обещанной вечности, не позволяя нашим сегодняшним кратковременным страданиям затмить важность вечной славы.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.