Библии не было до IV века?

Библии не было до IV века?

Тезис звучит так: "Библии не было до IV века. Библия якобы была составлена на первом вселенском соборе 325 года в городе Никее и позже. А до этого была церковь, которая собственно и написала Библию и признала канон Библии (что входит а что не входит в Библию) и авторитет Библии. Нечего верить в Библию, если не веришь в церковь, которой она "принадлежит".

Так ли это? Нет, конечно.

Давайте разберем этот вопрос, начиная с IV века. Что тогда случилось? В IV веке окончательно решился вопрос о каноне Нового Завета. Афанасий Великий в окружном пасхальном послании 367 года провозгласил тот канон, который сегодня повсеместно принят. Между прочим, Афанасий и те соборы, которые подтвердили канон, не придали авторитетности этим книгам, а только признали за ними уже существовавшую авторитетность. С конца IV века уже все имели полный канон.

А до того? Возьмем, к примеру, Оригена. Он жил в III веке и много написал о христианстве. А на каком основании он это делал? Естественно, на основании Священного Писания. Ориген в своих беседах (мы бы сказали "экспозиционных проповедях") по порядку проходил целые книги Нового Завета. На тот момент еще существовали споры о том, какие книги входят в канон, а какие - нет. Он пишет о том, что для некоторых спорны послание к Евреям, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Иакова, Иуды, также как и впоследствии признанные неканоническими послание Варнавы, Пастырь, Дидахэ, Евангелие от Евреев. Но, читая беседы Оригена, редко сталкиваешься с каким-то доводом, основанным не на канонической Библии.

За век до того жил Ириней Лионский. Он считается отцом богословия, в частности, восточно-христианского. Была ли Библия у Иринея? Естественно, была. В своих трудах, таких как "Против ересей", он цитирует такие тексты, как, к примеру, Ефесянам 1:10. Скорее всего, каноном Ириней считал так называемый канон Муратори (названный по фамилии того археолога, который этот канон установил). Туда входили все 4 Евангелия, Деяния Апостолов, все послания Павла (но без послания к Евреям), 1 Петра, 1 Иоанна и Откровение. Ириней считал "Пастыря Ермы" священным писанием, хотя и не включал его в список апостольских писаний.

Еще раньше жили и трудились мужи апостольские, такие как Игнатий Антиохийский и Климент Римский (конец I века - начало II века). У них не было Библии? Никоим образом! Они больше цитируют Ветхий Завет, но они также ссылаются и на такие места, как послание к Коринфянам, к Филиппийцам, к Евреям и Иакова, а также на тексты из синоптических Евангелий (Матфей, Марк, Лука).

А прежде мужей апостольских, то есть до конца I века? Сами Писания были написаны Апостолами и их помощниками в течение этого первого столетия христианства. У Римской церкви было послание к Римлянам, у христианской диаспоры в Понте было 1 Петра и так далее. Самим последним было написано Евангелие от Иоанна (ок. 100 г.). У нас даже есть фрагмент этого Евангелия, который датируется 125 г. н.э.

А до этого? Что насчет периода с самих событий и до того, как был записан текст Нового Завета? Первые, максимум, 30 лет, возможно, не было письменных текстов, - но было устное учение Апостолов. Это то же Слово Божье, что потом было записано в Новом Завете - но пока еще в устном виде. Судя по таким текстам, как Деяния 10:36-43, это устное Евангелие было устроено так, чтобы было легко запомнить и передать его. Потом это устное учение было запечатлено в Новом Завете, чтобы достичь новых слушателей и читателей и чтобы запечатлеть устное свидетельство Апостолов перед тем, как они отошли в вечность.

Из этого мы можем смело сделать вывод, что церковь Христова никогда не была без Слова Божьего, - ведь она и родилась от Слова, которое было "сначала проповедано Господом" а потом и Апостолами и другими. Уже к концу I века христианские мыслители цитируют книги Нового Завета, и чем дальше, тем точнее закрепляется канон.

Завершение служения в церкви «Вифлеем» было для Джона Пайпера мучительным из-за долгих объятий и слез, но также оно было и удовлетворительным. В этой статье Пайпер заостряет наше внимание на том, насколько удовлетворительным может быть завершение служения.

Незаменимая церковь

21.07.2022 / Мэтт Сметерст

Если церковь — это то, что происходит на сцене, почему тогда не смотреть служение через интернет? Но если наше восприятие формируется согласно Божьему Слову, то просмотр богослужения из дома станет таким же неприемлемым, как трансляция семейного ужина.

Всегда больше, чем двое

10.07.2022 / Константин Андреев

Джей Адамс встал на защиту Божьего Слова в то время, когда различные светские психологические идеи наводнили церковь, а Библия всё больше стала рассматриваться как учебник теоретического богословия, не способный помочь в решении конкретных и повседневных проблем. Среди более сотни книг, вышедших из-под пера этого служителя, одним из наиболее значимых был «Учебник по христианскому душепопечению», ставший основой для зарождения и развития библейского душепопечения.