Пандемия разделений

Пандемия разделений

Я прочитал книгу Фрэнсиса Шеффера «Знак христианина» практически сразу после ее публикации в 1970 году. В то время я был шестнадцатилетним новообращенным, только начавшим изучать, как защищать Евангелие перед друзьями и семьей. В книге Шеффера я тогда увидел, что он назвал христианскую любовь и единство «решающим аргументом» и главной защитой нашей веры.

Решающий аргумент

В своей книге Шеффер процитировал слова Христа из Евангелия от Иоанна 13:35: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Затем автор привел цитату из молитвы Иисуса в Иоанна 17:21, где говорится о том, что ученики должны быть «все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня». Шеффер провел связь между этими двумя отрывками, истолковав их следующим образом. В Иоанна 13:35 говорится о том, что если в жизни отдельно взятого христианина не видно любви по отношению к другим истинным христианам, мир имеет право сделать вывод, что он или она фактически не является христианином. А в Иоанна 17:21 Иисус утверждает нечто еще более глубокое: мы не можем ожидать от людей из мира веры в то, что Отец послал Сына, что заявления Иисуса истинны, что христианство истинно, если они не увидят истинное единство среди настоящих христиан. Какая изящная библейская пощечина!

Так Шеффер помог мне увидеть то, что должно быть и так очевидно в словах Христа: любовь верующих друг к другу — величайшее доказательство того, что мы по-настоящему следуем за Иисусом. Если нам не удается жить в единстве любви, то мир (а именно — наша семья и друзья) будет иметь меньше оснований для веры в Евангелие.

Наше глубокое разделение

За 52 года следования за Иисусом я видел бесчисленное множество конфликтов между верующими, однако прошедший год побил все рекорды. Многие в сердцах покинули церкви, которые ранее любили. Верующие, которые прежде выбирали церкви по принципу христоцентричности библейского учения и поклонения, теперь выбирали их по несущественным признакам, включая политические взгляды и соблюдение ковид-протоколов.

Сейчас церкви переживают пандемию борьбы между внутренними группировками. Жизнь в нескончаемых упреках и непрощении губительна для любви и единства, о которых говорил Иисус. Мышление, резко разделяющее абсолютно все на черное и белое, не оставляет места для ситуационных тонкостей и нюансов. Изредка одни члены церкви признают частичную верность взглядов других людей, но делают это исключительно ради компромисса, а не справедливости или милосердия.

Следование стратегии сатаны

В Откровении 12:10 сатана назван клеветником на детей Божьих. Его цель – разделить церкви и удержать людей от веры в Евангелие. «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10). Однако, к сожалению, мы слишком часто сами выполняем его работу, потому что, когда нам не удается любить друг друга, мы поступаем, как дети дьявола. Это разрушает наше христианское свидетельство миру, провоцирует насмешки и презрение со стороны неверующих и даже заставляет верующих задуматься, помогает ли им церковь или больше ранит.

Сказано: «И не давайте места диаволу» (Еф. 4:27). Чтобы противостоять дьяволу, мы должны «возлюбить Господа всем сердцем своим, и ближнего, как самого себя». Эта центральная заповедь является сердцем и душой всего Писания.

Единство среди разных мнений

Когда Павел писал верующим в Риме, он затрагивал вопросы о том, какое мясо считать «нечистым» и в какой день проводить служение. Каждый из этих вопросов в культуре того времени был даже более спорным, чем большинство политических вопросов сегодня.

Но Павел решительно заявляет, что люди с одинаково христоцентричным богословием могут иметь разные мнения, приводящие к тому, что они принимают разные – даже диаметрально противоположные – решения по вере. «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14:5). По сути, он говорит, что хотя любви и единства невозможно достичь, пренебрегая основополагающими библейскими истинами, это всё же можно достичь, оставив в стороне наши личные предпочтения, касающиеся второстепенных вещей. Иными словами, мы не должны «спорить о мнениях» (Рим. 14:1). Для того, чтобы любить, не обязательно иметь единое мнение по всем вопросам. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его» (Рим. 14:3).

Сам Бог принимает людей, имеющих противоположные мнения по второстепенным вопросам. Если Богу нравятся и те, кто ест различную еду, находившуюся под запретом согласно ветхозаветному закону, и те, кто не ест ее, и те, кто проводит собрания по субботам, и те, кто делает это в другой день недели, то не могут ли Ему быть угодны и те, кто прививается, и те, кто не прививается, и те, кто носит маски, и те, кто их не носит? Таким образом, мы можем занимать противоположные позиции по второстепенным вопросам, но, тем не менее, прославлять Бога, превознося любовь выше собственного мнения.

Ищите того, что служит к миру

Мир и назидание не приходят сами собой, для этого требуется действие Духа. Призыв «искать» мира (или «прилагать все старание», как сказано в современном переводе) означает, что нужно высказывать или писать что-либо, только если для этого есть важная причина, если вы искали Божьего водительства в этом вопросе, чувствуете Его руководство и можете говорить с благодатью. В противном случае оставьте это между собой и Богом. Иметь твердую убежденность в чем-то – вовсе не означает иметь Божий призыв к распространению этой убежденности среди окружающих. Помните: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен» (Пр. 10:19)

Более того, Бог предостерегает нас от попыток примерять на себя роль судьи, будто мы обладаем всеведением. «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Рим. 14:4). С чего мы взяли, что решения, сердце и мотивы нашего брата или сестры неверны? «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга» (Рим. 14:12-13). В конечном итоге, мы будем отчитываться не друг перед другом, но перед Богом, и именно за себя.

«Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, перед Богом» (Рим. 14:19, 22).

Шаги по направлению к любви и единству

Приведу еще несколько практических шагов по направлению к любви и единству, которые мы можем делать в периоды разрозненности.

  1. Применяйте слова Иакова 1:19. Если мы хотя бы будем «скоры на слышание, медленны на слова, медленны на гнев», то одно это увеличит любовь и единство в грандиозном масштабе.

  2. Если вы не согласны с кем-то, то, если возможно, встретьтесь и поговорите наедине. Не рвите друг друга на клочки публично.

  3. Спросите себя – чего вы хотите добиться? Приближают ли людей к Иисусу ваши слова и посты в соцсетях или же отдаляют от Него?

  4. Ожидайте любви и единства в своей церкви, но не ожидайте, что они появятся сами собой.

  5. Покайтесь в том, что вы были инициатором споров. Возьмите обязательство стать миротворцем.

  6. Поговорите с церковным руководством. Честно и четко опишите существующие проблемы и спросите, как вы можете помочь взращивать любовь и единство в вашей общине.

  7. Молитесь за тех, кто вас обидел.

  8. Просите Бога помочь вам отвергнуть гордость и развивать истинное смирение. Мыслить ясно – значит мыслить смиренно. «Не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно» (Рим. 12:3). 

Заключение

Перечитав «Знак христианина» 50 лет спустя, когда дух разделения буквально витает в воздухе, я был еще более впечатлен. Мысль Шеффера звучит вполне правдоподобно: когда мы взываем к Господу, прикладываем совместные усилия для жизни в смиренной любви и единстве, тогда люди видят Иисуса и некоторые обращаются к Нему.

Помните, что истинное единство основано на вере в основополагающие истины об Иисусе Христе, на отказе превозносить второстепенные вопросы над основополагающими истинами, на выражении искренней любви к Иисусу и к окружающим, на сверхъестественной работе Святого Духа.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.