Незаменимая церковь

Незаменимая церковь

Помните, как когда-то давным-давно, в уже ушедшую эпоху посещение церкви было обыденным и закономерным делом, которое часто воспринималось как должное? Не можете припомнить? Что ж, я вас не осуждаю – 2019 год и в самом деле кажется далеким прошлым. Если вдруг вас подводит память, тогда началась глобальная пандемия, из-за которой многие из нас в течение нескольких месяцев проводили воскресенье в домашних штанах, пытаясь попадать в ноты во время пения и молясь о том, чтобы проповедь перестала зависать. Некоторые из нас до сих пор остаются в таком же положении.

Это всё кажется странным, особенно для тех из нас, кто уже давно с подозрением относится к «церкви по интернету». Нам не по себе от мысли о том, что физическое собрание Божьего народа можно заменить какой-то пиксельной моделью. В то время церкви пришлось как никогда раньше очень быстро приспосабливаться к обстоятельствам.

“Зум – это здорово, но он не является вторым посредником между Богом и людьми”

Заставили ли меня эти жизненные обстоятельства пересмотреть ценность и даже необходимость очных собраний? Нисколько. Скорее наоборот, за это время я еще более убедился в том, что онлайн «церковь» никогда не заменит настоящей церкви. Зум – это здорово, но он не является вторым посредником между Богом и людьми.

И я думаю, что я не одинок в своих суждениях.

Часто дар, но не заменитель

Как христиане, мы должны принимать Божий дар современных технологий с благодарностью. Да, нужно подходить к использованию цифровых технологий с осторожностью, но также не стоит недооценивать их преимуществ и потенциала. Будь то записанные видео, служения в прямом эфире или встречи малых групп в Зуме – эти цифровые платформы делают возможными хорошие вещи, которые без них были бы недоступны. Протез конечности, как правило, лучше, чем отсутствие конечности; равным образом цифровые формы общения и поклонения обычно предпочтительнее, чем их полное отсутствие.

Итак, не спешите осуждать технологии, но и не спешите ими довольствоваться – особенно когда дело касается церкви. Некоторые вещи в жизни просто нельзя перевести в цифровой формат, и это не должно удивлять нас, христиан. Мы же с вами служим Богу, Который стал плотью и обитал среди нас (Иоанна 1:14).

Плоть и кровь Иисуса были не дополнительной «изюминкой», а неотъемлемой частью Его искупительной миссии. В отличие от гностиков, мы настаиваем на телесном воплощении; в отличие от мусульман, мы настаиваем на телесном распятии; в отличие от либеральных протестантов, мы настаиваем на телесном воскресении.

Мы поклоняемся не пиксельному Спасителю, и Он искупил нас не для того, чтобы мы были пиксельными людьми. В жизни церкви технологии часто являются даром, но Бог не предназначил их быть заменителем.

Где двое или трое в сети?

Мы часто слышим напоминание о том, что церковь – это люди, а не здание. В общем и целом, это так. Конечно, это необходимое наставление для тех, кто склонен отождествлять церковь со зданием. Но это распространенное заявление не совсем полное. Поместная церковь – это действительно люди, но это нечто большее, чем просто люди: это люди, собранные в одном месте. Церковь без места собрания, церковь, которая никогда не собирается вместе – это не церковь. По крайней мере, с точки зрения Иисуса.

Стих Матфея 18:20, без сомнений, является одним из самых прекрасных обетований Господа: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Заметьте, во-первых, что верующие, о которых Он говорит, находятся вместе. По крайней мере в этот важный момент их объединяет одно место, и эта встреча не случайна – она формирует личности собранных людей. Можно сказать, что собрание людей формирует собранных на нем людей.

“Мы поклоняемся не пиксельному Спасителю, и Он искупил нас не для того, чтобы мы были пиксельными людьми”

Более того, в контексте предыдущих стихов Иисус говорит не о двух или трех верующих, которые обмениваются молитвенными нуждами в «Старбаксе». Он представляет Себе, как вся община собралась для того, чтобы отлучить человека от общения, что является кульминацией церковной дисциплины (Матфея 18:17), и Он обещает тем верующим, собранным для использования ключей от Царства (Матфея 18:18), что Он будет с ними.

Это удивительно! Какой бы непримечательной ни казалась евангельская церковь этому миру, Иисус наделяет её собранных членов полномочиями говорить и действовать от Его Имени с Его властью, чтобы устанавливать границы Его церкви и от имени Неба заявлять, кто принадлежит Ему (Матфея 18:15-20, 1 Коринфянам 5:4).

Те самые «друг друга»

Не забывайте о специфике новозаветных посланий. Они не являются божественными письмами любви для вас, как отдельного христианина, они не были написаны широким массам верующих. Большинство посланий было обращено к целым общинам, которые взяли на себя обязательство вместе помогать друг другу следовать за Иисусом. Поэтому каждое повеление подразумевает группу людей.

Очень много было написано о библейских повелениях относительно «друг друга», и на то есть хорошая причина: на страницах Нового Завета их около шестидесяти. Вот некоторые из них:

  • Любите друг друга (Иоанна 13:35)
  • Принимайте друг друга (Римлянам 15:7)
  • Заботьтесь друг о друге (1-Коринфянам 12:25)
  • Будьте единомысленны (2-Коринфянам 13:11)
  • Носите бремена друг друга (Галатам 6:2)
  • Прощайте друг друга (Ефесянам 4:32)
  • Научайте друг друга (Колоссянам 3:16)
  • Ищите добра друг другу (1-Фессалоникийцам 5:15)
  • Признавайтесь друг перед другом в проступках (Иакова 5:16)
  • Будьте страннолюбивы друг ко другу (1-Петра 4:9)

Просматривая этот список в наш век технологий, мы должны преисполниться благодарности, ведь даже во время изоляции мы частично можем исполнять эти повеления.

Слава Богу, мы можем любить на расстоянии. И все же это абсолютно не равноценно, правда? Два любящих друг друга человека, разделенные войной, вынуждены писать письма. Вряд ли, когда наступит мир, они скажут: «давай просто продолжим писать друг другу».

Несмотря на все благословения цифрового века, христианская жизнь – то есть жизнь церковная – несомненно ослабевает, когда мы порознь. Повиновение заповедям «друг друга» на расстоянии – это то же, что писать письма во время войны. На какое-то время сгодится, но никогда не заменит живые отношения.

Служение посещения

Повеление верующим физически собираться вместе дано в Писании не случайно. Это жизненно необходимо для нашего духовного существования. Обратите внимание на слова автора послания к Евреям:

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евреям 10:24-25).

Вчитайтесь в эти слова, и вы увидите вопрос, подразумеваемый после фразы «к любви и добрым делам» – это вопрос «как?». Как на практике поощрять друг друга к благочестивой жизни? Ответ: прийти в церковь! Автор послания к Евреям был убежден в том, что основная тема всей главы – потрясающая слава Евангелия – воплощается и совершается во время повторяющихся собраний церковной семьи, неделю за неделей.

Одна из моих любимых пресвитерских обязанностей – это проведение собеседований с новыми членами церкви. Я всегда призываю человека, присоединяющегося к церкви, в первые несколько месяцев не пытаться заниматься всем, а посвятить себя лишь одному служению – служению посещения. Я объясняю это так: «лучший способ для вас узнать, служить и любить нас, и лучший способ для нас узнать, служить и любить вас – это просто присутствовать, когда мы собираемся».

Почему же я называю это служением посещения, а не просто, к примеру, дисциплиной посещения? Потому что служение является здесь правильным словом! Еще раз взгляните на стих: «… Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга]». Видите структуру «не…; но…»? «Не будем оставлять собрания своего; но» – какова альтернатива тому, чтобы остаться дома? «Увещевать [друг друга]». Прийти в церковь значит послужить другим; собираться вместе значит увещевать. Разве может быть по-другому? Невозможно регулярно увещевать тех, кого видишь только время от времени.

“Прийти в церковь значит послужить другим; собираться вместе значит увещевать”

Без служения посещения нас не будут знать; если нас не знают, нас не смогут увещевать; если нас не увещевают, мы не устоим. Поэтому мы собираемся, чтобы увещевать друг друга, и мы увещеваем друг друга, чтобы вместе устоять. Этот призыв напрямую связан с достижением желанного конца: «и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евреям 10:25).

Освященное восприятие

Наше восприятие со временем меняется – это происходит с каждым поколением. Немыслимое становится возможным, и через какое-то время возможное становится желаемым. Это далеко не всегда плохо. Но мы настолько сформировали в себе восприятие церкви, как еженедельного продукта или события – духовной пищи в автокафе или назидательного представления со сцены, что мы не будем против цифровых версий.

(Для более глубокого понимания этой тенденции см. введение в книгу Джонатана Лимана Одно Собрание).

Будем честны: если церковь — это то, что, по сути, происходит на сцене, почему тогда не остаться в домашних штанах и не смотреть служение через интернет? Но если наше восприятие формируется и перестраивается согласно Божьему Слову, если мы все более и более воспринимаем совместное поклонение как семейную встречу, то просмотр богослужения из дома станет таким же неудовлетворительным, как трансляция семейного ужина.

Завершение служения в церкви «Вифлеем» было для Джона Пайпера мучительным из-за долгих объятий и слез, но также оно было и удовлетворительным. В этой статье Пайпер заостряет наше внимание на том, насколько удовлетворительным может быть завершение служения.

Незаменимая церковь

21.07.2022 / Мэтт Сметерст

Если церковь — это то, что происходит на сцене, почему тогда не смотреть служение через интернет? Но если наше восприятие формируется согласно Божьему Слову, то просмотр богослужения из дома станет таким же неприемлемым, как трансляция семейного ужина.

Всегда больше, чем двое

10.07.2022 / Константин Андреев

Джей Адамс встал на защиту Божьего Слова в то время, когда различные светские психологические идеи наводнили церковь, а Библия всё больше стала рассматриваться как учебник теоретического богословия, не способный помочь в решении конкретных и повседневных проблем. Среди более сотни книг, вышедших из-под пера этого служителя, одним из наиболее значимых был «Учебник по христианскому душепопечению», ставший основой для зарождения и развития библейского душепопечения.