Незаменимая церковь

Незаменимая церковь

Помните, как когда-то давным-давно, в уже ушедшую эпоху посещение церкви было обыденным и закономерным делом, которое часто воспринималось как должное? Не можете припомнить? Что ж, я вас не осуждаю – 2019 год и в самом деле кажется далеким прошлым. Если вдруг вас подводит память, тогда началась глобальная пандемия, из-за которой многие из нас в течение нескольких месяцев проводили воскресенье в домашних штанах, пытаясь попадать в ноты во время пения и молясь о том, чтобы проповедь перестала зависать. Некоторые из нас до сих пор остаются в таком же положении.

Это всё кажется странным, особенно для тех из нас, кто уже давно с подозрением относится к «церкви по интернету». Нам не по себе от мысли о том, что физическое собрание Божьего народа можно заменить какой-то пиксельной моделью. В то время церкви пришлось как никогда раньше очень быстро приспосабливаться к обстоятельствам.

“Зум – это здорово, но он не является вторым посредником между Богом и людьми”

Заставили ли меня эти жизненные обстоятельства пересмотреть ценность и даже необходимость очных собраний? Нисколько. Скорее наоборот, за это время я еще более убедился в том, что онлайн «церковь» никогда не заменит настоящей церкви. Зум – это здорово, но он не является вторым посредником между Богом и людьми.

И я думаю, что я не одинок в своих суждениях.

Часто дар, но не заменитель

Как христиане, мы должны принимать Божий дар современных технологий с благодарностью. Да, нужно подходить к использованию цифровых технологий с осторожностью, но также не стоит недооценивать их преимуществ и потенциала. Будь то записанные видео, служения в прямом эфире или встречи малых групп в Зуме – эти цифровые платформы делают возможными хорошие вещи, которые без них были бы недоступны. Протез конечности, как правило, лучше, чем отсутствие конечности; равным образом цифровые формы общения и поклонения обычно предпочтительнее, чем их полное отсутствие.

Итак, не спешите осуждать технологии, но и не спешите ими довольствоваться – особенно когда дело касается церкви. Некоторые вещи в жизни просто нельзя перевести в цифровой формат, и это не должно удивлять нас, христиан. Мы же с вами служим Богу, Который стал плотью и обитал среди нас (Иоанна 1:14).

Плоть и кровь Иисуса были не дополнительной «изюминкой», а неотъемлемой частью Его искупительной миссии. В отличие от гностиков, мы настаиваем на телесном воплощении; в отличие от мусульман, мы настаиваем на телесном распятии; в отличие от либеральных протестантов, мы настаиваем на телесном воскресении.

Мы поклоняемся не пиксельному Спасителю, и Он искупил нас не для того, чтобы мы были пиксельными людьми. В жизни церкви технологии часто являются даром, но Бог не предназначил их быть заменителем.

Где двое или трое в сети?

Мы часто слышим напоминание о том, что церковь – это люди, а не здание. В общем и целом, это так. Конечно, это необходимое наставление для тех, кто склонен отождествлять церковь со зданием. Но это распространенное заявление не совсем полное. Поместная церковь – это действительно люди, но это нечто большее, чем просто люди: это люди, собранные в одном месте. Церковь без места собрания, церковь, которая никогда не собирается вместе – это не церковь. По крайней мере, с точки зрения Иисуса.

Стих Матфея 18:20, без сомнений, является одним из самых прекрасных обетований Господа: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Заметьте, во-первых, что верующие, о которых Он говорит, находятся вместе. По крайней мере в этот важный момент их объединяет одно место, и эта встреча не случайна – она формирует личности собранных людей. Можно сказать, что собрание людей формирует собранных на нем людей.

“Мы поклоняемся не пиксельному Спасителю, и Он искупил нас не для того, чтобы мы были пиксельными людьми”

Более того, в контексте предыдущих стихов Иисус говорит не о двух или трех верующих, которые обмениваются молитвенными нуждами в «Старбаксе». Он представляет Себе, как вся община собралась для того, чтобы отлучить человека от общения, что является кульминацией церковной дисциплины (Матфея 18:17), и Он обещает тем верующим, собранным для использования ключей от Царства (Матфея 18:18), что Он будет с ними.

Это удивительно! Какой бы непримечательной ни казалась евангельская церковь этому миру, Иисус наделяет её собранных членов полномочиями говорить и действовать от Его Имени с Его властью, чтобы устанавливать границы Его церкви и от имени Неба заявлять, кто принадлежит Ему (Матфея 18:15-20, 1 Коринфянам 5:4).

Те самые «друг друга»

Не забывайте о специфике новозаветных посланий. Они не являются божественными письмами любви для вас, как отдельного христианина, они не были написаны широким массам верующих. Большинство посланий было обращено к целым общинам, которые взяли на себя обязательство вместе помогать друг другу следовать за Иисусом. Поэтому каждое повеление подразумевает группу людей.

Очень много было написано о библейских повелениях относительно «друг друга», и на то есть хорошая причина: на страницах Нового Завета их около шестидесяти. Вот некоторые из них:

  • Любите друг друга (Иоанна 13:35)
  • Принимайте друг друга (Римлянам 15:7)
  • Заботьтесь друг о друге (1-Коринфянам 12:25)
  • Будьте единомысленны (2-Коринфянам 13:11)
  • Носите бремена друг друга (Галатам 6:2)
  • Прощайте друг друга (Ефесянам 4:32)
  • Научайте друг друга (Колоссянам 3:16)
  • Ищите добра друг другу (1-Фессалоникийцам 5:15)
  • Признавайтесь друг перед другом в проступках (Иакова 5:16)
  • Будьте страннолюбивы друг ко другу (1-Петра 4:9)

Просматривая этот список в наш век технологий, мы должны преисполниться благодарности, ведь даже во время изоляции мы частично можем исполнять эти повеления.

Слава Богу, мы можем любить на расстоянии. И все же это абсолютно не равноценно, правда? Два любящих друг друга человека, разделенные войной, вынуждены писать письма. Вряд ли, когда наступит мир, они скажут: «давай просто продолжим писать друг другу».

Несмотря на все благословения цифрового века, христианская жизнь – то есть жизнь церковная – несомненно ослабевает, когда мы порознь. Повиновение заповедям «друг друга» на расстоянии – это то же, что писать письма во время войны. На какое-то время сгодится, но никогда не заменит живые отношения.

Служение посещения

Повеление верующим физически собираться вместе дано в Писании не случайно. Это жизненно необходимо для нашего духовного существования. Обратите внимание на слова автора послания к Евреям:

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евреям 10:24-25).

Вчитайтесь в эти слова, и вы увидите вопрос, подразумеваемый после фразы «к любви и добрым делам» – это вопрос «как?». Как на практике поощрять друг друга к благочестивой жизни? Ответ: прийти в церковь! Автор послания к Евреям был убежден в том, что основная тема всей главы – потрясающая слава Евангелия – воплощается и совершается во время повторяющихся собраний церковной семьи, неделю за неделей.

Одна из моих любимых пресвитерских обязанностей – это проведение собеседований с новыми членами церкви. Я всегда призываю человека, присоединяющегося к церкви, в первые несколько месяцев не пытаться заниматься всем, а посвятить себя лишь одному служению – служению посещения. Я объясняю это так: «лучший способ для вас узнать, служить и любить нас, и лучший способ для нас узнать, служить и любить вас – это просто присутствовать, когда мы собираемся».

Почему же я называю это служением посещения, а не просто, к примеру, дисциплиной посещения? Потому что служение является здесь правильным словом! Еще раз взгляните на стих: «… Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга]». Видите структуру «не…; но…»? «Не будем оставлять собрания своего; но» – какова альтернатива тому, чтобы остаться дома? «Увещевать [друг друга]». Прийти в церковь значит послужить другим; собираться вместе значит увещевать. Разве может быть по-другому? Невозможно регулярно увещевать тех, кого видишь только время от времени.

“Прийти в церковь значит послужить другим; собираться вместе значит увещевать”

Без служения посещения нас не будут знать; если нас не знают, нас не смогут увещевать; если нас не увещевают, мы не устоим. Поэтому мы собираемся, чтобы увещевать друг друга, и мы увещеваем друг друга, чтобы вместе устоять. Этот призыв напрямую связан с достижением желанного конца: «и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евреям 10:25).

Освященное восприятие

Наше восприятие со временем меняется – это происходит с каждым поколением. Немыслимое становится возможным, и через какое-то время возможное становится желаемым. Это далеко не всегда плохо. Но мы настолько сформировали в себе восприятие церкви, как еженедельного продукта или события – духовной пищи в автокафе или назидательного представления со сцены, что мы не будем против цифровых версий.

(Для более глубокого понимания этой тенденции см. введение в книгу Джонатана Лимана Одно Собрание).

Будем честны: если церковь — это то, что, по сути, происходит на сцене, почему тогда не остаться в домашних штанах и не смотреть служение через интернет? Но если наше восприятие формируется и перестраивается согласно Божьему Слову, если мы все более и более воспринимаем совместное поклонение как семейную встречу, то просмотр богослужения из дома станет таким же неудовлетворительным, как трансляция семейного ужина.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.