Музыка может стать вашим Богом

Музыка может стать вашим Богом

Помню, что впервые сел за пианино, когда мне было шесть лет, получается около пятидесяти восьми лет назад. В старшей школе я пел в различных хоровых коллективах, в колледже получил образование пианиста. После этого я восемь лет путешествовал с христианской музыкальной группой.

В 1984 году я ушел из группы и служил пастором поклонения, все последние сорок лет продолжая писать и арранжировать песни. Согласно моему iTunes, у меня в библиотеке музыки больше, чем на сто дней прослушивания, и там есть поп, классика, джаз, рок, госпел, рэп, фолк, кантри, инди, хоровое пение, оркестровая музыка и т.д. Вы скажете, что музыка занимает значительное место в моей жизни, и будете правы. 

Музыка как дар от Бога

Музыка – это Божий дар, который может нас поддержать, утешить, объединить в стремлении к общей цели, быть для нас прибежищем в сложные времена, вдохновить нас, помочь нам выразить то, что у нас на сердце, глубоко нас тронуть, порой гораздо глубже, чем любые слова.

Я испытываю особое чувство благодарности за музыку в церкви. Даже учитывая, что не всегда это возвышенно, невозможно сосчитать, сколько раз я пел вместе со всем собранием и был глубоко впечатлен, тронут даже до слез. У Духа есть способ показать нам свое присутствие, когда мы вместе поем (Ефесянам 5:18-19). 

Наша общая проблема

Но как бы я не любил музыку, я осознал, что можно перепутать чувство, вызванное музыкой с чувством, вызванным правдой. Около тысячи шестисот лет назад Августин в своей Исповеди предельно честно говорил об этой проблеме. Он соглашался с тем, что петь и слушать пение других – это хорошо и полезно, и что слабая душа, по его словам, может даже при этом исполниться благочестия. Однако далее он признавался в следующем: «Когда же со мной случается, что меня больше трогает пение,  чем то, о чем поется, я каюсь в тяжком прегрешении; я заслужил наказания и тогда предпочел бы вовсе не слышать пения».

Если даже такой духовный гигант как Августин испытывал сложности с тем, чтобы ценить духовные чувства выше, чем те, что вызывает музыка, то нам наверняка тоже будет сложно. Но мне почему-то кажется, что большинство из нас не будут относиться к этому как к «тяжкому прегрешению». А может, стоило бы. 

Говоря о том, как нужно петь, Павел говорил: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Колоссянам 3:16). Не музыкальным переживаниям мы должны позволять вселяться в нас обильно. Не техническим находкам, громкости, навыкам, мастерству или «атмосфере». Это Слову Христову мы должны позволить вселяться в нас обильно. «Слово Христово» — это слово о Христе, которое мы часто называем «Евангелием». Это благая весть о том, что Иисус Христос принял плоть, чтобы иметь возможность возложить на себя наши грехи и понести наказание, чтобы оправдать нас перед Богом и привести нас в Его семью. Именно эта истина должна обильно вселяться в нас, когда мы поем.

Почему Иисус лучше

Однако, если быть честными, звуки музыки могут легко оттеснить слово Христово в самый дальний угол нашей души. И когда так происходит, дар становится идолом. Как узнать, что это случилось? По опыту могу назвать несколько признаков:

  • Мы более эмоционально реагируем на арранжировки и инструменты, чем на содержание.

  • Пение по воскресеньям часто наводит на нас скуку.

  • Нас больше заботит то, что мы почувствуем, слушая песни, а не то, о чем в них говорится/

  • На самом деле, мы особо не думаем о том, что поем.

  • Нам сложно иметь общение с Богом, когда нет музыки. А особенно наших любимых песен.

Если для вас справедливо одно или несколько утверждений, то у меня есть для вас хорошие новости: музыка – это хорошо, но Иисус лучше. Давайте посмотрим на пять доводов, которые это подтверждают.

1. Даритель лучше любого подарка 

Однажды на Рождество я сделал своей жене сюрприз, подарив ей большой обеденный стол. Никогда не забуду ее реакцию: когда она его увидела, она подбежала и начала его обнимать, гладить, целовать, и все время повторяла: «Стол, я люблю тебя, я тебя люблю». Шучу, конечно. Все это было, но вся эта радость досталась мне! Глупо дорожить музыкой настолько, чтобы потерять из виду Христа. Павел увещевает нас «все почитать тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Филиппийцам 3:8). Нам следует почитать музыку за сор (если не за что-нибудь похуже) в сравнении с Иисусом. Знать и любить дарителя – это куда лучше, чем сам подарок. 

2. Вечное утешение лучше, чем временное

Всякому случалось включать свой любимый плейлист, исполнителя, или песню, чтобы найти поддержку во время трудностей, горя или утрат. Но музыка – это не Иисус. Только Он может дать непреходящее, глубокое утешение – утешение, преобразующее жизнь. Во 2 Фессалоникийцам 2:16-17 Павел молится: «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом».

Кто дает нам утешение? Иисус Христос. Как? Утешением вечным и надеждой благой во благодати. Если пение или прослушивание песен прославления не приводит нас к более ясным, более глубоким и истинным отношениям со Христом, значит, оно вводит нас в заблуждение.

3. Истина лучше того, что на нее указывает 

Гармонии, ритмы, мелодии, аранжировки, динамика, структура и звуки музыки могут вдохновить и тронуть нас. Могут побудить нас  приложить больше усилий или успокоить нас в моменты тревог. Но музыка сама по себе не может выразить удивительную весть о том, что «Безгрешный Агнец был казнён, Заплачен выкуп за меня, Гнев Божий удовлетворён, Мне святость Сына вменена».

И мелодии как таковые не могут привести нас к пониманию того, что «Он не позволит моей душе погибнуть; его обещания останутся в силе». Сама по себе музыка никогда не заменит непреложных фактов и вечных истин, в которые мы верим. Их можно найти только в Иисусе, живом Слове.

4. Истинное единство лучше, чем ощущение единства

Петь во всю силу вместе со множеством окружающих тебя людей – это мощный опыт. Все знают слова, никто не отвлекается, и ощущение единства переполняет вас. Однако, в отличие от музыки, Иисус на самом деле объединяет нас. А наше пение выражает то единство, которое Иисус сделал возможным через крест (Ефесянам 2:14-15).  

Кстати, петь весте с другими верующими – это совсем не то же самое, что петь на рок-концерте, спортивных соревнованиях или в караоке. И если мы не видим разницы, то, вероятно, ценим музыку больше, чем Иисуса.

5. Только Иисус может спасать

Музыка не может заплатить за наши грехи и примирить нас с Богом. А Иисус может. Музыка не может воскресить нас из мервых. А Иисус может. Музыка не может победить сатану. А Иисус может. Музыка не может ввести нас в присутствие Божие. А Иисус может.

Музыка не может изменять наши сердца. А Иисус может. Музыка не может возместить наши потери. А Иисус может. Музыка не может гарантировать того, что в вечности мы будем наслаждаться блаженством одесную Бога. А Иисус может.

Мы испытываем искушение считать музыку чем-то большим, чем Иисус, только потому, что не осознаем, насколько велик Иисус на самом деле.

Во всей полноте

Итак, какие же шаги мы можем предпринять, чтобы взрастить любовь к Иисусу, которая будет сильнее нашей любви к музыке?

Мы могли бы более целенаправленно концентрироваться на словах, которые поем, а не на музыкальном сопровождении. Когда мы чувствуем уныние или тревогу, мы могли бы обращаться к словам библейских псалмов, прежде чем надеть наушники. Когда мы за рулем, можно попробовать не слушать музыку, а просто помолиться или прочесть вслух стихи из Писания.

Что бы мы не предпринимали, наши усилия стоят того. Джоната Эдвардс ободряет нас следующими словами: «Если мы изберем Христа своим другом и своим уделом, то с этого момента мы будем настолько приняты Им, что ничто не будет препятствовать полному наслаждению Им, удовлетворению самых больших желаний наших душ. Мы можем во всей полноте удовлетворить нашу духовную жажду по святым наслаждениям. Тогда Христос скажет нам, как в Песне Песней 5:1: «Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!». И это будет нашей усладой в вечности! И этому счастью не будет конца, и ничто не помешает нашему наслаждению. 

Даже в вечности мы не сможем испытать переполнения славой Христа. Готовы ли вы быть полностью удовлетворенными во Христе? Тогда я призываю вас позволить музыке занять ее законное место в качестве дара от Бога, каким она и должна была быть. Вкусите и увидите, как благ Господь (Псалом 33:9). Он сам гораздо лучше, чем любой из Его даров. 


Пандемия продолжается. Однако даже те члены церкви, кто уже вакцинирован, нередко предпочитают смотреть трансляцию. Дейн Ортланд приводит 15 размышлений о том, что мы теряем, когда выбираем в качестве места для богослужения наш диван, а не церковную скамью.

Как христиане, каждое воскресенье мы собираемся всей общиной, чтобы поклоняться Богу через то, что называется «церковными служениями». Но совершая одни и те же действия неделю за неделей, мы рискуем столкнуться с тем, что красота христианского богослужения ускользнёт от нас, превратившись в рутину. Предлагаем пасторам и другим служителям несколько простых идей, которые добавят воскресным собраниям новизны, но при этом не будут отвлекать от их основной сути.

Многие люди интересуются Божьим призывом в своей жизни. Как его понять? Призывает ли Дух Святой стать миссионером в другой стране? Джон Пайпер объясняет, как распознать призвание к миссионерству.