А не включить ли нам свет?

А не включить ли нам свет?

Не так давно мой читатель Брэд прислал мне такой вопрос:

«Кажется, что в нашей церкви назревает дискуссия: стоит ли выключать свет, чтобы «создать атмосферу» для лучшего прославления. Каково ваше мнение по этому вопросу?»

Немного позже я получил следующее сообщение от читателя по имени Джереми:

«Не могли бы Вы прокомментировать использование освещения на конференциях WorshipGod. Я вспоминаю конференцию «Псалмы» в 2008 году: меня удивило, что как бы ни было оформлено помещение для мероприятий конференции, во время музыкального прославления освещение оставалось включенным. Сделано ли это специально? Или не специально? Происходит ли это потому, что нет человека, отвечающего за освещение?»

Я рад, что вы спросили. Да, у нас есть человек, ответственный за освещение, и да мы специально не выключаем свет.

Краткая история освещения

Веками церкви собирались при очень тусклом освещении, либо совсем без него. При проведении предрассветных или ночных богослужений они пользовались свечами или факелами, или собирались при лунном свете. С появлением электричества церкви, которые раньше собирались в темноте, смогли встречаться при свете ламп.

И уже даже в начале 20 века прогрессивные пасторы экспериментировали с потенциальными преимуществами (как они думали) воздействия на эмоции людей посредством освещения. В последние несколько десятилетий 20 века молодежные лидеры приглушали освещение во время своих собраний, думая, что полумрак помогал подросткам чувствовать себя менее заметными и давал ощущение большего комфорта. Неяркое освещение должно было дать неверующим возможность услышать Благую Весть.

Потом наступила эпоха рок-концертов, церквей для «ищущих» людей, и современного освещения. Освещение контролировали всеми возможными способами, включая изменение процента освещенности помещения. Свет фокусировали, свет заставляли мигать, свет заставляли двигаться. Освещение делали цветным. Полосу освещения сужали и расширяли. Впервые в истории стало возможно создать любое освещение, соответствующее потребности или пожеланиям.

Но мы этого не делаем.

Все больше и больше церквей делают выбор в пользу выключения света в момент общецерковного пения. Задайте в поисковой строке Google Картинки слово «прославление»: большинство изображений практически совсем темные или затененные. Несколько лет я задавал себе вопрос, почему так. Сегодня я попытаюсь поделиться некоторыми своими мыслями по этому поводу. Сразу скажу, что я не собираюсь затрагивать работу художника по свету в целом. В этом вопросе мы должны руководствоваться принципом, который Джон Пайпер называет «незаметным превосходством»: нужно делать свое дело так искусно, чтобы люди даже не замечали вас. В этой статье я хотел бы сосредоточиться на уровне освещенности во время собрания.

Положительные моменты

Думаю, что могу понять хотя бы некоторые причины, почему свет выключают:

  • это не дает людям отвлекаться
  • это помогает людям сосредоточить внимание на сцене
  • люди чувствуют себя комфортнее, менее заметными
  • в темноте лучше видно изображение на экранах
  • можно использовать свет, чтобы направлять внимание людей
  • сцену сложнее эффективно осветить, когда остальное помещение полностью освещено

Это веские причины для того, чтобы приглушить освещение в помещении. Но возможно нам все же задуматься о том, чтобы оставить чуть больше света в помещении, или даже включить свет.

Я признаю, что этот вопрос далеко не первостепенный - есть более важные вопросы, которые должна решать церковь. Но возможно, что слабое освещение может иметь нежелательные последствия.

Не столь положительные моменты

Брэд спросил, каково мое мнение по поводу идеи «приглушить освещение, чтобы создать настроение для лучшего прославления». Вместе с его вопросом напрашиваются еще несколько:

Почему прославление лучше, если людей в собрании не видно?

Какое «настроение» лучше всего подходит прославления?

Нужно ли пытаться создать настроение посредством освещения?

Оценивая прославление освещенностью и настроением, мы смотрим на него как эмоциональное переживание, которое можно создать человеческими усилиями и которым можно управлять, вместо того, чтобы считать, что прославление вдохновляется Святым Духом как наш ответ на откровение, которое дал о Себе Бог в Евангелии. Прославление – это не просто настроение. Эстетические элементы должны поддерживать и дополнять нашу реакцию на Божье Слово и Евангелие, а не перекрывать ее, не отвлекать от нее и не быть для нее основой. Бог дал нам инструменты для мотивирования и влияния на людей: Слово, молитва, Евангелие. Он дал нам хлебопреломление и крещение как видимые и осязаемые способы помнить о Благой Вести и ее сути. Эстетическая сторона важна, но она вторична. Каждый раз, когда в истории слишком большое внимание уделялось эстетической и художественной составляющей, Евангелие заглушалось, поэтому привожу доводы включить освещение:

Четыре причины включить освещение

1. Мы говорим друг с другом

Когда мы с моей женой Джули идем в кино, то я не против, чтобы кинозал был в полной темноте. Меня нисколько не интересует то, что делают люди вокруг меня. Мне просто хочется видеть, что происходит на экране. Но кинотеатр – это не церковь. Церковь – это встреча христиан с Богом и друг с другом вокруг Евангелия.

Дважды в Новом Завете нам дается указание говорить или учить и наставлять друг друга, когда мы поем (Ефесянам 5:19; Колоссянам 3:16). Это предполагает, что мы не только слышим других, но и видим их. Когда я не веду прославление, я стараюсь несколько раз оглянуться только для того, чтобы осознать, что я пою хвалу Бог вместе с другими святыми, искупленными Христом. Меня вдохновляет их участие и реальность того, что я не один!

Сосредоточение всего освещения в передней части зала может незаметно наводить на мысль о том, что самое значимое действие происходит там. Но ведь мы собираемся как церковь, а не приходим на концерт. Мы - тело, храм, дом. Самое важное звучание в собрании – это голоса людей, а не игра музыкантов. Освещенный зал может помочь усилить этот богословский принцип (см. Псалом 33:3; Псалом 150; Колоссянам 3:16; Откровение 7:9-10).

2. Освещение позволяет лидеру прославления видеть собрание.

Я уже не раз попадал в ситуацию, в которой я не мог видеть людей в зале. Если я замечал это во время репетиции, то просил техническую команду включить освещение. Я хочу понимать, как люди реагируют и вовлечены ли они. Это сложнее определить, если я их не вижу. Возможно кто-то скажет: «Вы не знаете моей церкви. Я стараюсь не смотреть на их лишенные энтузиазма, скучающие, отсутствующие, унылые лица!» Это действительно может удручать людей, которым вы служите, но лучше об этом знать, а не закрыть глаза и проигнорировать.

3. Мы хотим, чтобы люди не стыдились

Когда церковь собирается, чтобы поддержать и укрепить друг друга, мы должны делать все возможное, чтобы поощрять дерзновение и вовлеченность. Вот как Давид описывает свое отношение к тому, что окружающие слушают, когда он славит Бога:

Сердце мое твердо, Боже; буду петь и играть душой моей. Пробудитесь, лира и арфа! Я разбужу зарю. Прославлю Тебя, Господи, среди народов; воспою Тебя среди племен. (Псалтирь 107:2-4) Он вложил мне в уста новую песнь – хвалу нашему Богу. Увидят многие и устрашатся, и будут на Господа уповать. (Псалтирь 39:4)

Давид хочет, чтобы все вокруг видели и слышали, как он славит Бога, который достоин наших сильнейших эмоций. Почему бы и нам также не побуждать людей в наших церквях делать так же? Темное помещение может постепенно провести их от мысли о том, что их роль в собрании не важна, к полному отсутствию вовлеченности.

4. Мы хотим, чтобы у людей была возможность видеть свои Библии.

Во время прославления в темном помещении сложно или невозможно читать бумажную Библию. Иногда мы приглушаем освещение, когда поем, и включаем во время проповеди. Неужели у нас никогда не возникает желания, чтобы люди смотрели в свои Библии во время пения? Или записывали какие-то мысли, которые приходят им во время пения? Конечно, ничто из того, о чем я говорил здесь, не запрещает проведения служений при свечах. И вы можете продолжать петь, даже если выключилось электричество. И как я уже упоминал выше, есть обоснованные причины менять уровень освещенности помещения, когда мы прославляем Бога в пении. Но Бог помещает людей в собрании рядом со мной не для того, чтобы я их игнорировал. Мы поем вместе, чтобы укрепить отношения, которые у нас есть благодаря Евангелию.

Поэтому в следующий раз, когда ваша церковь соберется, попробуйте не выключать свет, ну или хотя бы сделать так, чтобы в зале было светлее, чем обычно. Возможно поначалу это покажется странным. Но если вы уделите немного времени библейскому объяснению ваших действий, то вы можете удивиться тому, как люди в вашем собрании начнут понимать значимость своей роли в воскресное утро.

Не освещение, не архитектура и не эстетика делают прославление в собрании прекрасным. Мы находимся в обычном помещении, но делаем что-то необыкновенное. Мы - Божий народ, радостно соприкасающийся с Создателем вселенной и Искупителем наших жизней в силе Его Духа.

И на это стоит пролить немного света.

Ночи больше не будет. Им уже не нужен будет свет ламп или свет солнца, потому что Господь Бог будет светить над ними. И они будут царствовать во веки веков. (Откровение 22:5)

Новый Завет не проводит четкого и очевидного разграничения между служением на поддержке и так называемой светской работой. На любой ежедневной работе, которую мы имеем по Божьему провидению, Он призывает нас трудиться «не напоказ только, … как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22)

Бог особым образом спланировал и создал души мужчин, которых Он призывает к пасторскому служению. Автор подробно рассматривает речь апостола Павла, записанную в 20-й главе Деяний.

Многие братья на каком-то этапе своего хождения в вере задаются вопросом о Божьем призыве на пасторское служение. Как услышать этот призыв и удостовериться в том, что это не просто желание твоего сердца, но именно Бог побуждает тебя трудиться для общины ради Его Имени? В Писании мы находим много конкретных мест и примеров того, как понять призван ли человек быть старейшиной церкви, что отличает призвание на служение от любой другой работы и какими качествами должен обладать кандидат на пасторское служение. Вместе с Дэвидом Мэтисом давайте изучим этот вопрос подробнее.