15 причин прийти в церковь, а не просто посмотреть прямую трансляцию

15 причин прийти в церковь, а не просто посмотреть прямую трансляцию

Пандемия продолжается. Собрания в церквях всё ещё проходят редко, или, во всяком случае, реже, чем раньше. По тем или иным причинам некоторым людям, возможно, придётся и дальше оставаться дома. Однако даже те члены церкви, для кого вирус считается не настолько опасным или кто уже полностью вакцинирован, похоже, предпочитают смотреть трансляции, и продолжается это гораздо дольше, чем мы предполагали.

Посреди всех этих разнообразных обстоятельств и неопределённостей, нам необходимо быть хорошими лидерами для людей в нашей церкви. Мы должны напоминать нашим братьям и сёстрам о том, что мы теряем, когда не собираемся вживую для совместного прославления. Ниже я привожу 15 размышлений о том, что же мы теряем, когда выбираем в качестве места для богослужения наш диван, а не церковную скамью.

1. В своей книге «Жить вместе» Бонхёффер сказал: «Реальное присутствие других христиан является для верующего источником несравнимой радости и силы». Простое присутствие других христиан оказывает укрепляющее действие на наши души на таком уровне, который мы даже не в силах сознательно распознать. Это одна из причин, почему Библия призывает нас собираться вместе. Мы - тело Христово, мы естественным образом связаны друг с другом: жизнь и сила самого Христа изливается в нас друг через друга.

2. Виртуальное служение – это одностороннее, а не двустороннее участие. Вы получаете, но не можете давать. Вы видите тех, кто ведёт прославление, проповедует, молится, однако они не могут видеть вас. Они не видят ваших глаз, тел, вашего участия. В лучшем случае, вы – число, высвечивающееся на экране ноутбука во время прямой трансляции.

3. Мы используем экраны наших устройств для работы и развлечений, но совместное прославление – это ни то, ни другое. Просмотр служения на экране может в некотором смысле лишить совместное поклонение его уникальности, ведь уже само устройство предполагает переход к более мирским категориям, таким, как работа и развлечения.

4. Прийти на собрание – значит приложить усилие. Вам нужно надеть джинсы вместо пижамы, вам нужно сесть в машину. Если у вас есть дети, то вам нужно сделать так, чтобы они все прилично выглядели и погрузились, наконец, в минивэн. Здесь, на севере страны, вам приходится справляться со снегом, льдом и холодом. Это хорошо. Мы приучаем к этому наших детей и взращиваем в наших собственных душах любовь к совместным собраниям. Уже сами усилия, которые мы тратим на то, чтобы приехать, приучают нас двигаться в правильном направлении, укрепляя осознание незаменимой ценности совместного общения с другими христианами.

5. Дело не только в самом служении, ведь есть ещё и время, проведённое в холле, разговоры мимоходом, приветственное помахивание кому-то на другом конце зала, улыбка на парковке, приветствие во время мытья рук в уборной. Если вы смотрите служение дома, онлайн, то всё это теряется. Вместо того, чтобы сесть в машину в 9:10, приехать в 9:25 и ещё успеть насладиться общением несколько коротких минут до начала собрания, а после служения насладиться уже неспешным общением и взаимным ободрением – вы открываете ноутбук в 9:29 и закрываете его через секунду после финальной молитвы. Продолжительный период виртуального поклонения ослабляет наши отношения.

6. Есть ещё кое-что, что сложнее выразить, хотя это связано с предыдущим пунктом. На интеллектуальном и физиологическом уровне, когда вы едете в церковь, паркуетесь, входите в здание, устраиваетесь на стуле или на скамье, происходит своеобразный, можно сказать, «подъём». И есть определенный «спад», задумчивость, когда вы покидаете зал собраний, едете домой, размышляете над тем, что только что происходило. Всё это пропадает, когда вместо «подъёма» и «спада» поднимается и закрывается крышка вашего ноутбука. К совместному прославлению необходимо готовиться, а затем его нужно впитывать, и физическое присутствие помогает этот процесс стимулировать. Я практически уверен, что этого не происходит, если участвовать в служении с домашнего дивана.

7. Молитва. С кем мы можем помолиться, когда остаёмся дома? Возможно, с супругой или супругом. Но нам необходимы и другие христиане, чтобы вместе молиться. Нам необходимы другие христиане, чтобы молиться за них. Мы хотим учиться проживать нашу жизнь так, как если бы Бог действительно был с нами, потому что на самом деле так и есть. От длительной изоляции такое возрастание сходит на нет.

8. Ободрение. Мы крайне недооцениваем духовную силу ободрения – как для того, кого ободряют, так и для того, кто это делает. Одна из причин, по которой мы собираемся – это ободрение, а ободрить – значит возвысить дух друг другу. Я приветствую своего друга, он спрашивает, как прошла моя неделя, я делюсь сложностью, с которой столкнулся, и он говорит: «Держись! Бог с тобой!» Мы пообщались всего 30 секунд, так, мимоходом, но моя душа уже расправила крылья.

9. Тому, кто проповедует, сложнее, если вы остаётесь дома. Он не может вас видеть. Он знает, что кто-то из вас точно есть по ту сторону экрана, и пытается поприветствовать вас с кафедры, время от времени поглядывая в камеру трансляции. Но ему неизвестно, киваете ли вы, соглашаясь, или же мотаете головой. У него нет никакой обратной связи. Возможно, вы скачете от восторга, но он об этом ничего не знает. Здоровая проповедь – это диалог, проповедник получает заряд энергии для своей проповеди от ваших взглядов, кивков, внимательности. Ему просто необходимо видеть вас.

10. С другой стороны, вам тоже труднее воспринимать проповедь, когда вы дома. Сидеть у себя на диване и смотреть на говорящую голову проповедника на вашем экране – совсем не так приятно, как сидеть на расстоянии 5 метров от него, в помещении с хорошей акустикой, в окружении десятков других христиан, которые слушают вместе с вами. Когда проповедник – это двумерное изображение, отвлечься гораздо проще, чем когда это реальный человек.

11. На совместном служении в вашей церкви не всё подчиняется строгому сценарию. Вы поприветствуете кого-то, кого не ожидали увидеть. Возможно, рядом с вами сядет кто-то из гостей, и у вас появится возможность оказать ему радушный приём. Вы даже, возможно, сыграете свою роль в том, что кто-то придет ко Христу. Но ничего этого не произойдёт, если вы останетесь на своем диване. Тут всё подчинено чёткой программе и случайно с кем-то пообщаться практически невозможно.

12. Когда вы в зале на собрании, вы не можете отключить звук. Вы не можете поставить всё на паузу, чтобы налить себе очередную чашку кофе. Не можете увеличить или уменьшить громкость. У вас меньше соблазна вытащить телефон и посмотреть, кто вам только что написал. Когда вы в церкви, вас удивительным образом захватывает атмосфера. Вы оказываетесь в ловушке вместе с другими христианами перед Богом, и это прекрасно.

13. Пение. Вполне вероятно, что дома через динамики вам слышно, как поют люди в церкви, но все мы знаем, что это совсем не то же самое, что слышать голоса поющих вокруг тебя людей вживую. То же касается совместного чтения Писания, или того момента, когда мы все вместе в унисон произносим исповедание грехов (*в некоторых церквях совместное чтение исповедания грехов включено в программу богослужения – прим. переводчика), пусть даже в масках. Когда это происходит в домашних условиях, где присутствуете только вы и ваша семья, то неизбежно появляется ощущение неестественности. Членам вашей церкви необходимо слышать, как вы поёте. Когда они слышат ваш голос, это укрепляет их. При этом не важно, попадаете ли вы в ноты. Знают они об этом или нет, но своим голосом вы укрепляете их богословие.

14. Причастие. Если мы остаёмся дома, то теряем возможность принять участие в Вечере Господней, а ведь мы верим, что это жизненно важный источник укрепления духа, а не просто акт воспоминания.

15. Время. Чем больше времени проходит и чем комфортнее нам становится в наших попытках участия в поклонении из дома, тем быстрее мы «теряем форму». Мы не тренируем мышцы нашего совместного поклонения. Чем больше мы ждём, тем привычнее нам будет казаться поклонение из дома. Но по причинам, которые я привел выше, это далеко не лучший вариант.

Прийти в церковь в период пандемии – непросто для любого из нас. Будем же терпеливы друг ко другу. Будем любить, проявлять понимание и милосердие друг к другу. Но, соблюдая необходимые меры предосторожности, давайте смело побуждать друг друга собираться вместе для совместного поклонения.

Вирус опасен, я это понимаю. Давайте защищать наши тела, но не ценой наших душ.


Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.