Всегда больше, чем двое

Всегда больше, чем двое

Джея Эдварда Адамса (род. 30.01.1929) по праву считают отцом современного библейского душепопечения. Свой «Учебник по христианскому душепопечению» он начинает с главы под названием «Лица, вовлечённые в душепопечение», и первый заголовок звучит так: «Всегда больше, чем двое».

Несмотря на то, что с момента выхода данной книги прошло уже более сорока лет, участие Духа Святого в душепопечительском служении по-прежнему недооценивается, люди относятся к участию Духа с серьёзным пренебрежением. Если это не происходит в теории, то уж точно происходит на практике. Однако, понимая всю полноту библейского учения о Духе Святом, не остаётся сомнений, что эта Божественная Личность не только участвует в душепопечительском процессе, но и занимает в нём главную роль.

Причины пренебрежения работой Духа Святого в душепопечении

Во-первых, на процесс библейского консультирования оказывает влияние светская психология, так как психологическое консультирование — это общение только двух людей. Адамс писал об этом так: «Поскольку неверующие консультанты не знают Духа Святого, они пренебрегают Его служением наставления и не опираются на Его водительство и силу».

Во-вторых, недостаточное внимание в целом к личности Духа Святого порождается оборонительной реакцией на заблуждения и крайности в пятидесятническом и харизматическом движениях. Скудное внимание к личности Духа Святого в проповедях, книгах и вероучительных документах порождает слабое представление о специфике Его деятельности и служения, а также о тех аспектах Его Личности, которые актуальны для душепопечительского процесса.

В-третьих, развитие всё более проработанного и доступного инструментария позволяет упростить и систематизировать душепопечительский процесс, что может привести душепопечителя к иллюзии полной компетентности и самодостаточности, которая станет помехой в осознании зависимости от Бога. Необходимо помнить об опасности, угрожающей служителю, который пытается достичь духовной цели путем усвоения тех или иных навыков, умножения правил и следования внешним принципам, ведь эти навыки, правила и принципы — всего лишь средства, подчинённые Святому Духу.

В-четвёртых, в любом душепопечителе сохраняется греховная плоть, что выражается в том числе во внутренней склонности сердца к самонадеянности и в пренебрежении пониманием зависимости от Бога.

Роль Духа Святого в душепопечительском процессе

Несмотря на огромное практическое значение личности и служения Духа Святого для жизни христианина, верующие люди имеют весьма поверхностное представление о Нём. Однако сама Библия говорит об этой Божественной Личности достаточно часто, используя в отношении Духа целый ряд различных имён. Все эти имена открывают конкретные стороны ответственности Духа Святого, имеющие прямую связь со служением душепопечителя.

Дух — это Дух Святой

Дух Святой — это самое частое наименование Духа на страницах Писания.

Стремление к святости — это общее направление душепопечительского процесса. Душепопечение призвано помочь верующему одержать победу над возникшим грехом и вновь продолжить активное приобретение практической святости, двигаясь по пути освящения. Приобрести такую святость невозможно без участия кого-то, кто сам является абсолютно святым. Таким святым является не душепопечитель, а Святой Дух.

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23). Душепопечитель ожидает увидеть в жизни опекаемого именно эти плоды. Именно их появление может быть объективным критерием эффективности и успеха душепопечения, но это всегда является результатом работы Духа Святого.

Дух Святой находится в постоянной борьбе с греховной плотью верующего: «Плоть желает противного Духу, а Дух — противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5:17).

Дух — это Дух истины

Когда Христос молился Богу Отцу в Гефсиманском саду, Он ходатайствовал об учениках: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Истина является ключевым инструментом в деле освящения и должна занимать важное место в душепопечительском служении.

Дух является непосредственным Создателем Писания и в совершенстве знает Его содержание. Как никто другой, Он искусно использует Слово истины для освящения верующих, является их постоянным Учителем.

Когда в жизни христианина появляется повторяющийся грех, который приводит его к нужде в душепопечении, это всегда является также проблемой его мышления. Вместо веры в истину он поверил в какую-то ложь, которая теперь подталкивает его к греховному поведению. Чтобы освободить такого человека, необходимо вновь открыть ему истину, которую он должен понять и принять. Душепопечитель может провозгласить Божье Слово, но сердечное понимание и согласие — это исключительно результат работы Духа истины.

Более того, простого понимания истины недостаточно для жизни согласно ей. Для следования этим путём и противостояния греху необходимо иметь нечеловеческую силу, которую даёт верующему также Дух Святой.

Дух — это сила

Покидая Своих учеников, Христос повелел им собраться вместе и ожидать того момента, когда на них сойдёт сила — так Он назвал Духа Святого. Только после обретения этой силы Господь позволил им выйти в мир без Него, потому что иначе ученики не смогли бы жить жизнью верных свидетелей Христа.

Понимая, какие решения нужно принять, какие слова сказать или действия сделать, человек нередко восклицает: «У меня нет сил на это!» Однако Дух Святой, живущий в верующем, гарантирует ему достаточно силы, чтобы продолжать жить праведно посреди самых неблагоприятных обстоятельств. Без силы Святого Духа христианин не способен жить праведно хоть сколько-нибудь долго. Однако благодаря Духу, пришедший на душепопечение опекаемый может сказать «нет» греху и «да» служению Христу.

Люди, уходящие в другую крайность и уделяющие служению Духа Святого чрезмерное значение, иногда настолько Его выпячивают, что в их представлении Он затмевает Собой ещё одну Божественную Личность, Которая также имеет важное значение как для христианской жизни, так и для процесса душепопечения — Иисуса Христа. На деле же Дух Святой не только не вытесняет Христа, но, напротив, содействует тому, чтобы сближать верующего с Иисусом всё больше. Это является важным аспектом душепопечительского служения.

Дух — это Дух Христов

Дух Христов отражает глубокую связь между Богом Сыном и Богом Духом, как в Их личных взаимоотношениях, так и в общем служении. Дух Христов служит и Христу, и верующим. Он служит Христу, продолжая Его дело в этом мире, и верующим — всё больше сближая их со Христом. Дух Христов помогает им иметь общение со Христом и находить удовлетворение в Нём. В итоге Дух Христов делает верующих всё более похожими на Иисуса Христа.

Ключевой переменой, к которой стремится верный душепопечитель, всегда будет перемена в сфере поклонения, когда опекаемый перестанет искать радость и удовлетворение в каком-то творении, превратившемся для него в идола, но обретёт счастье во Христе. Однако эта перемена не может быть достигнута без непосредственного участия Духа Христова.

Дух – это Утешитель

Когда Иисус заговорил о том, что скоро уйдёт, сердца учеников встревожились. В те нелегкие минуты они боялись, что останутся одни. Но Иисус заверил, что они не будут оставлены на произвол судьбы. Он обещал послать Того, Кто «придёт другому на помощь», Такого же, как и Он Сам – сострадательного и любящего. Дух Святой ходатайствует о верующих и защищает их перед Богом и людьми. Дух Святой утешает нас в беде.

Нередко за душепопечительской помощью обращаются люди, которые опустили руки и глубоко подавлены неудачами в попытках самостоятельно победить грех. Вернуть им подлинную надежду, без которой успех душепопечения невозможен, способен только Дух Утешитель.

Выводы

Итак, все ключевые цели, которые стоят перед душепопечителем в его служении, достигаются при непосредственном участии Духа и не могут быть реализованы без Него. Более того, если в результате душепопечения произойдут положительные изменения, то это случится исключительно благодаря работе Духа Святого.

Преобладающую роль Духа подчёркивает то, что Он:

  •  намного больше знаний, чем кто-либо из людей (будучи Богом, Он обладает совершенным познанием),

  • имеет намного больший опыт (нередко занимается душепопечением в одиночку, а порой и вовсе совершает его вопреки тем неверным советам, которые опекаемый получает от окружающих),

  • может похвалиться стопроцентным успехом во всех случаях, за которые брался (каждый человек, ставший христианином и начавший процесс освящения, обязательно будет освящён Богом «во всей полноте»).

В заключение, в своём учебнике Джей Адамс предостерегает: «Игнорирование Святого Духа в служении душепопечения представляет собой акт, равнозначный дерзкому мятежу. Христиане не могут опекать души без содействия Святого Духа, не согрешая против Духа и опекаемого человека».

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.