Всегда больше, чем двое

Всегда больше, чем двое

Джея Эдварда Адамса (род. 30.01.1929) по праву считают отцом современного библейского душепопечения. Свой «Учебник по христианскому душепопечению» он начинает с главы под названием «Лица, вовлечённые в душепопечение», и первый заголовок звучит так: «Всегда больше, чем двое».

Несмотря на то, что с момента выхода данной книги прошло уже более сорока лет, участие Духа Святого в душепопечительском служении по-прежнему недооценивается, люди относятся к участию Духа с серьёзным пренебрежением. Если это не происходит в теории, то уж точно происходит на практике. Однако, понимая всю полноту библейского учения о Духе Святом, не остаётся сомнений, что эта Божественная Личность не только участвует в душепопечительском процессе, но и занимает в нём главную роль.

Причины пренебрежения работой Духа Святого в душепопечении

Во-первых, на процесс библейского консультирования оказывает влияние светская психология, так как психологическое консультирование — это общение только двух людей. Адамс писал об этом так: «Поскольку неверующие консультанты не знают Духа Святого, они пренебрегают Его служением наставления и не опираются на Его водительство и силу».

Во-вторых, недостаточное внимание в целом к личности Духа Святого порождается оборонительной реакцией на заблуждения и крайности в пятидесятническом и харизматическом движениях. Скудное внимание к личности Духа Святого в проповедях, книгах и вероучительных документах порождает слабое представление о специфике Его деятельности и служения, а также о тех аспектах Его Личности, которые актуальны для душепопечительского процесса.

В-третьих, развитие всё более проработанного и доступного инструментария позволяет упростить и систематизировать душепопечительский процесс, что может привести душепопечителя к иллюзии полной компетентности и самодостаточности, которая станет помехой в осознании зависимости от Бога. Необходимо помнить об опасности, угрожающей служителю, который пытается достичь духовной цели путем усвоения тех или иных навыков, умножения правил и следования внешним принципам, ведь эти навыки, правила и принципы — всего лишь средства, подчинённые Святому Духу.

В-четвёртых, в любом душепопечителе сохраняется греховная плоть, что выражается в том числе во внутренней склонности сердца к самонадеянности и в пренебрежении пониманием зависимости от Бога.

Роль Духа Святого в душепопечительском процессе

Несмотря на огромное практическое значение личности и служения Духа Святого для жизни христианина, верующие люди имеют весьма поверхностное представление о Нём. Однако сама Библия говорит об этой Божественной Личности достаточно часто, используя в отношении Духа целый ряд различных имён. Все эти имена открывают конкретные стороны ответственности Духа Святого, имеющие прямую связь со служением душепопечителя.

Дух — это Дух Святой

Дух Святой — это самое частое наименование Духа на страницах Писания.

Стремление к святости — это общее направление душепопечительского процесса. Душепопечение призвано помочь верующему одержать победу над возникшим грехом и вновь продолжить активное приобретение практической святости, двигаясь по пути освящения. Приобрести такую святость невозможно без участия кого-то, кто сам является абсолютно святым. Таким святым является не душепопечитель, а Святой Дух.

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23). Душепопечитель ожидает увидеть в жизни опекаемого именно эти плоды. Именно их появление может быть объективным критерием эффективности и успеха душепопечения, но это всегда является результатом работы Духа Святого.

Дух Святой находится в постоянной борьбе с греховной плотью верующего: «Плоть желает противного Духу, а Дух — противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5:17).

Дух — это Дух истины

Когда Христос молился Богу Отцу в Гефсиманском саду, Он ходатайствовал об учениках: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Истина является ключевым инструментом в деле освящения и должна занимать важное место в душепопечительском служении.

Дух является непосредственным Создателем Писания и в совершенстве знает Его содержание. Как никто другой, Он искусно использует Слово истины для освящения верующих, является их постоянным Учителем.

Когда в жизни христианина появляется повторяющийся грех, который приводит его к нужде в душепопечении, это всегда является также проблемой его мышления. Вместо веры в истину он поверил в какую-то ложь, которая теперь подталкивает его к греховному поведению. Чтобы освободить такого человека, необходимо вновь открыть ему истину, которую он должен понять и принять. Душепопечитель может провозгласить Божье Слово, но сердечное понимание и согласие — это исключительно результат работы Духа истины.

Более того, простого понимания истины недостаточно для жизни согласно ей. Для следования этим путём и противостояния греху необходимо иметь нечеловеческую силу, которую даёт верующему также Дух Святой.

Дух — это сила

Покидая Своих учеников, Христос повелел им собраться вместе и ожидать того момента, когда на них сойдёт сила — так Он назвал Духа Святого. Только после обретения этой силы Господь позволил им выйти в мир без Него, потому что иначе ученики не смогли бы жить жизнью верных свидетелей Христа.

Понимая, какие решения нужно принять, какие слова сказать или действия сделать, человек нередко восклицает: «У меня нет сил на это!» Однако Дух Святой, живущий в верующем, гарантирует ему достаточно силы, чтобы продолжать жить праведно посреди самых неблагоприятных обстоятельств. Без силы Святого Духа христианин не способен жить праведно хоть сколько-нибудь долго. Однако благодаря Духу, пришедший на душепопечение опекаемый может сказать «нет» греху и «да» служению Христу.

Люди, уходящие в другую крайность и уделяющие служению Духа Святого чрезмерное значение, иногда настолько Его выпячивают, что в их представлении Он затмевает Собой ещё одну Божественную Личность, Которая также имеет важное значение как для христианской жизни, так и для процесса душепопечения — Иисуса Христа. На деле же Дух Святой не только не вытесняет Христа, но, напротив, содействует тому, чтобы сближать верующего с Иисусом всё больше. Это является важным аспектом душепопечительского служения.

Дух — это Дух Христов

Дух Христов отражает глубокую связь между Богом Сыном и Богом Духом, как в Их личных взаимоотношениях, так и в общем служении. Дух Христов служит и Христу, и верующим. Он служит Христу, продолжая Его дело в этом мире, и верующим — всё больше сближая их со Христом. Дух Христов помогает им иметь общение со Христом и находить удовлетворение в Нём. В итоге Дух Христов делает верующих всё более похожими на Иисуса Христа.

Ключевой переменой, к которой стремится верный душепопечитель, всегда будет перемена в сфере поклонения, когда опекаемый перестанет искать радость и удовлетворение в каком-то творении, превратившемся для него в идола, но обретёт счастье во Христе. Однако эта перемена не может быть достигнута без непосредственного участия Духа Христова.

Дух – это Утешитель

Когда Иисус заговорил о том, что скоро уйдёт, сердца учеников встревожились. В те нелегкие минуты они боялись, что останутся одни. Но Иисус заверил, что они не будут оставлены на произвол судьбы. Он обещал послать Того, Кто «придёт другому на помощь», Такого же, как и Он Сам – сострадательного и любящего. Дух Святой ходатайствует о верующих и защищает их перед Богом и людьми. Дух Святой утешает нас в беде.

Нередко за душепопечительской помощью обращаются люди, которые опустили руки и глубоко подавлены неудачами в попытках самостоятельно победить грех. Вернуть им подлинную надежду, без которой успех душепопечения невозможен, способен только Дух Утешитель.

Выводы

Итак, все ключевые цели, которые стоят перед душепопечителем в его служении, достигаются при непосредственном участии Духа и не могут быть реализованы без Него. Более того, если в результате душепопечения произойдут положительные изменения, то это случится исключительно благодаря работе Духа Святого.

Преобладающую роль Духа подчёркивает то, что Он:

  •  намного больше знаний, чем кто-либо из людей (будучи Богом, Он обладает совершенным познанием),

  • имеет намного больший опыт (нередко занимается душепопечением в одиночку, а порой и вовсе совершает его вопреки тем неверным советам, которые опекаемый получает от окружающих),

  • может похвалиться стопроцентным успехом во всех случаях, за которые брался (каждый человек, ставший христианином и начавший процесс освящения, обязательно будет освящён Богом «во всей полноте»).

В заключение, в своём учебнике Джей Адамс предостерегает: «Игнорирование Святого Духа в служении душепопечения представляет собой акт, равнозначный дерзкому мятежу. Христиане не могут опекать души без содействия Святого Духа, не согрешая против Духа и опекаемого человека».

Завершение служения в церкви «Вифлеем» было для Джона Пайпера мучительным из-за долгих объятий и слез, но также оно было и удовлетворительным. В этой статье Пайпер заостряет наше внимание на том, насколько удовлетворительным может быть завершение служения.

Незаменимая церковь

21.07.2022 / Мэтт Сметерст

Если церковь — это то, что происходит на сцене, почему тогда не смотреть служение через интернет? Но если наше восприятие формируется согласно Божьему Слову, то просмотр богослужения из дома станет таким же неприемлемым, как трансляция семейного ужина.

Всегда больше, чем двое

10.07.2022 / Константин Андреев

Джей Адамс встал на защиту Божьего Слова в то время, когда различные светские психологические идеи наводнили церковь, а Библия всё больше стала рассматриваться как учебник теоретического богословия, не способный помочь в решении конкретных и повседневных проблем. Среди более сотни книг, вышедших из-под пера этого служителя, одним из наиболее значимых был «Учебник по христианскому душепопечению», ставший основой для зарождения и развития библейского душепопечения.