Призывает ли меня Бог на пасторское служение?

Призывает ли меня Бог на пасторское служение?
Новый Завет не проводит четкого и очевидного разграничения между служением на поддержке и так называемой светской работой. На любой ежедневной работе, которую мы имеем по Божьему провидению, Он призывает нас трудиться «не напоказ только, … как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22). Апостол Христа увещевает всех работников: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23-34; также Еф. 6:6-8).

Разница не в том, живет ли человек на поддержку как освобожденный служитель или на зарплату на светской работе. Главное — это призвание. Возможно, стоит лучше задать себе вопрос: призван ли я быть старейшиной церкви? По крайней мере, у нас есть конкретные тексты Писания, которые могут внести ясность.

Стоит отметить, что старейшины в Новом Завете (также называемые пресвитерами, пасторами или епископами) — духовно зрелые люди (1 Тим. 3:2; Титу 1:6). Не любые христиане, не любые мужчины, но зрелые мужчины. «Старейшина» — фактически, то же самое, что «пастор» (такой вывод можно сделать на основании использования слов «пастор», или «пастырь» в Ефесянам 4:11 и глагола «пасти» в Деяниях 20:28 и 1 Петра 5:2). Еще в четырех текстах мы видим, что ту же самую роль исполнял «епископ» (Деян. 20:28; Фил. 1:1; 1 Тим. 3:1-2; Титу 1:7). Сосредоточившись именно на призвании к пасторству, а не просто на служении на поддержке или без поддержки, мы можем обратиться к некоторым конкретным текстам, которые помогут нам лучше сориентироваться в этом вопросе.

Желаю ли я этого? (Желание)

Во-первых, Бог хочет, чтобы пасторы желали исполнять свой труд. Он хочет видеть пресвитеров, которые с радостью отдают себя этой тяжелой с эмоциональной точки зрения работе, «не с огорчением и не с принуждением» (2 Кор. 9:7). Богу нравятся счастливые пасторы.

Когда апостол Павел перечисляет требования к пасторам, пресвитерам и епископам, сначала он упоминает желание. «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1). Богу нужны люди, которые хотят совершать труд, а не просто работают из чувства долга. Он захватывает сердце пастырей, а не выкручивает им руки.

Наверное, Петр выразил это наиболее убедительно. Христос хочет, чтобы пресвитеры пасли Его стадо «не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Пет. 5:2). Насколько примечательно то, что пасторство, совершаемое с охотой и желанием, а не из чувства долга и обязанности, является «богоугодным». Вот какой у нас Бог — трудящийся с желанием (не из чувства долга). Бог, который хочет, чтобы пасторы выполняли свою работу охотно, а не просто потому, что обязаны. Наш счастливый Бог хочет, чтобы руководители Его церкви совершали свой труд «с радостью, а не вздыхая, ибо это не полезно» для Его детей (Евр. 13:17).

Фактически, когда мы слышим, как мужчины, молодые или не очень, выражают желание стать пасторами, нашим первым побуждением должно быть не стремление поставить это под сомнение, подавить их желание или отговорить их. Скорее, мы должны довериться тому, что Бог действует. Такое желание является не естественным, а скорее сверхъестественным. Начнем с ободрения мужчин, которые показали настолько необычное расположение сердца.

Желание исполнять свой труд играет значительно большую роль в церковном служении, чем на любой другой должности. Вы можете работать там, где вам не нравится, просто делать свое дело, и какое-то время ничего страшного не случится. Но фундаментальная разница между пасторским служением и любой другой работой заключается в необходимости желания выполнять эту работу.

Подобное желание часто знаменует начало призыва на пасторство, но никогда не является призванием во всей его полноте. Желание — отличное начало, но само по себе оно не является призванием. Затем Бог подтверждает призвание на двух уровнях: через подтверждение от других людей и через реальную жизненную возможность.

Есть ли у меня дары? (Подтверждение)

Почувствовав субъективное желание осуществлять пасторское служение, необходимо перейти к более объективным вопросам, касающимся наших даров. Видел ли я хотя бы небольшие плоды своего служения Словом через библейское учение или наставление? Еще важнее собственной оценки своего служения задать вопрос: подтверждают ли братья и сестры наличие у меня даров для пасторского служения?

Здесь мы переходим от желания сердца к реальной сути вопроса — восполнению нужд окружающих. Церковное служение существует не просто для духовной самореализации или подтверждения духовной зрелости, но для заботы о братьях и сестрах. Требования к пресвитерам, в некотором роде, ничем не примечательны. Пресвитеры не должны быть единственными людьми в церкви, соответствующими этим требованиям. Скорее, пресвитеры — те мужчины из числа подходящих под эти критерии, которые готовы пойти на дополнительные жертвы (на какое-то время или на длительный срок), чтобы заботиться о церкви и восполнять ее нужды. Желание играет важную роль, но призыв к пасторскому служению формируется не столько вследствие внутреннего устремления сердца, сколько вследствие необходимости удовлетворить нужды других людей.

Это противоположно идеологии «следуй за своим сердцем» и призывам «не соглашайся ни на что меньшее, чем твои мечты», которые мы так часто слышим в обществе. Самое важное в распознании Божьего призыва — не реализовать в этом мире желания своего сердца, а позволить нуждам других сформировать наши сердечные устремления.

Таким образом, с течением времени мы сравниваем то, что мы хотим делать и то, что у нас, по всей видимости, хорошо получается делать на благо других. Удовольствие от совершения определенных видов труда растет по мере того, как восполняются реальные нужды, и другие подтверждают наши дары и усилия. Зачастую мы даже обнаруживаем призвание и дары, необходимые для служения, через наблюдения и ободрение других людей, а только потом через собственное желание.

Прежде чем вы начнете искать возможности пастырства в будущем, убедитесь, что вы уже способны удовлетворить реальные духовные потребности окружающих, и ищите подтверждения вашего призвания у вашей поместной церкви и христианского сообщества.

Открыл ли Бог дверь? (Возможность)

Третье, и, возможно, наиболее пренебрегаемое в христианских рассуждениях о призвании условие, — реальная, фактическая, открытая Богом дверь. Вы можете чувствовать призвание, и другие могут подтвердить, что вы движетесь в правильном направлении, но фактически вы не «призваны» к конкретно пасторскому служению, пока Бог не откроет дверь.

Бог в Своем провидении совершает основную часть работы. Он начал процесс, дав вам желание, и Он подтвердил ваш путь, когда Его Дух произвел Свой плод через ваши дары; теперь Он укрепляет вас в вашем призвании, открывая нужную дверь в нужное время. В конечном итоге Бог, а не человек, Бог, а не собственное «я», призывает на пасторское служение.

Бог Дух Святой — Тот, кто «поставил вас блюстителями» (Деян. 20:28).
Бог Сын — Тот, кто «поставил одних апостолами, других — пророками, иных — евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершенствованию святых на дело служения» ((Еф. 4:11-12).
Господин жатвы — Тот, Кого мы «молим, чтобы выслал работников на жатву свою» (Мф. 9:37-38).
Бог — Тот, Кто посылает проповедующих. «И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10:15).
Бог — Господин, Который «поставил» верных и благоразумных домоправителей (Лк. 12:42).
Господь Иисус Христос — Тот, от Кого мы принимаем служение, которое должны исполнить (Кол. 4:17).

Согласно моему опыту, мы часто упускаем этот последний этап проверки. Мы говорим, что семинарист, который имеет желание проповедовать и получил одобрение своей поместной церкви, «призван к служению». Ну, пока еще нет. Слава Господу, он желает быть освобожденным служителем, и некоторые люди нашли его дары полезными. Он уже на верном пути. Но чего еще не достает этому стремящемуся к служению, одобренному другими брату, чтобы подтвердить, имеет ли он призвание к пасторству, так это реальной жизненной возможности, когда какая-то христианская организация или церковь предоставит ему вакансию, перечень его обязанностей, и скажет: «Мы готовы принять тебя у нас в качестве пастора. Ты согласен?»

До тех пор, пока Бог через конкретную поместную церковь не поставит его блюстителем (Деян. 20:28), не поставит его пастырем (Еф. 4:11), не вышлет его как работника (Мф. 9:37-38; Рим 10:14-15), и не поставит его как домоправителя (Лк. 12:42), мы не можем сказать, что он по-настоящему призван.

Какое же это чудо и благословение, когда Бог дает человеку желание стать пастором, необходимые дары для восполнения нужд церкви через научение Словом и мудростью, одобрение реального собрания верующих и открывает перед ним дверь для служения и руководства конкретной поместной церковью! Тогда он точно знает, что он призван.


Новый Завет не проводит четкого и очевидного разграничения между служением на поддержке и так называемой светской работой. На любой ежедневной работе, которую мы имеем по Божьему провидению, Он призывает нас трудиться «не напоказ только, … как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Кол. 3:22)

Бог особым образом спланировал и создал души мужчин, которых Он призывает к пасторскому служению. Автор подробно рассматривает речь апостола Павла, записанную в 20-й главе Деяний.

Многие братья на каком-то этапе своего хождения в вере задаются вопросом о Божьем призыве на пасторское служение. Как услышать этот призыв и удостовериться в том, что это не просто желание твоего сердца, но именно Бог побуждает тебя трудиться для общины ради Его Имени? В Писании мы находим много конкретных мест и примеров того, как понять призван ли человек быть старейшиной церкви, что отличает призвание на служение от любой другой работы и какими качествами должен обладать кандидат на пасторское служение. Вместе с Дэвидом Мэтисом давайте изучим этот вопрос подробнее.