Потворствующее богословие

Потворствующее богословие

В психологии есть такое понятие как "потворствовать" (или "потакать"). В смысле, в котором я его использую, этот термин означает поведение созависимого человека (созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека, часто зависимого - алкоголика или наркомана). Обычные примеры: когда созависимые люди гасят финансовые долги зависимых людей, помогают скрывать факт зависимости от окружающих или "щадят" зависимых от последствий их зависимости (например, жена препятствует привлечению мужа к уголовной ответственности за побои).

Я хотел бы применить этот же термин к богословию. Что я здесь имею в виду? В своей работе священнослужителем и не только я наблюдаю ситуации, в которых богословие и толкование Библии используются христианами - вольно или невольно - для того, чтобы "потворствовать" разрушительному поведению. В частности, меня интересует не столько то, как сами обидчики используют богословские доводы, а сколько это делают сами обиженные и третьи лица.

Позвольте, я приведу два примера.

В одной христианской семье муж начал грешить, попал в зависимость. Тут случаи разные могут быть: злоупотребление компьютерными играми, злоупотребление алкоголем, порнография, увлечение азартными играми. Но этот грех мужа имеет финансовые последствия, сказывается на семейных отношениях и мешает его работе. Однако супруга, отчасти из-за страха перед мужем и перед последствиями, в надежде, что "все утрясется", понимает свои обязанности так: она должна быть верной и послушной, терпеть это поведение, не "пилить" своего мужа и не разглашать проблему за пределами семьи. Такое понимание обязанностей жены могут подтверждать и третьи лица, которые могут наставлять супругу в этом.

Второй пример касается ситуации, в которой есть начальник, который имеет большую власть и несет большую ответственность - к примеру, на работе. Этот начальник известен своим сильным характером и решительностью. Лучше не злить его. Кто-то раньше злил его и пожал плоды этого. В такой ситуации, опять же из-за страха перед этим человеком и в надежде, что "все утрясется", люди потворствуют обидчику. К примеру, они могут не брать на себя ответственность вмешиваться в эту ситуацию: "Не вникай. Не наше дело противостоять начальнику. Он поставлен Богом. Просто займись своим делом и не вмешивайся". А на самом деле эти робкие подчиненные ищут пути выживания, как бы не разозлить обидчика и избежать последствий для себя. Порой они могут что-то делать, чтобы задобрить его (как говорится, "кормить дракона"). Кто-то, возможно, готов смело отстоять истину перед обидчиком, но при этом другие подчиненные не поддерживают смелого поступка этого человека и не проявляют ему солидарность, переживая о собственной "шкуре".

Как мне кажется, очень важно в межличностных отношениях и воообще во всех сферах жизни иметь четкое представление не только о своих обязанностях, но и о правах. Если кому-то не нравится понятие "права", то можно использовать библейское понятие "суд" ("мишпат", иврит), то есть то, что положено человеку перед Богом в соответствии с Божьими обетованиями (сравните, к примеру, с Исход 21:9). Бог может, конечно, допускать несправедливость, как мы видим в 1 Петра 2:19, но никто не "заслуживает" быть обиженным или репрессированным. Есть принципиальная разница между капитуляцией перед несправедливостью и тем, с каким достоинством Господь Наш Иисус Христос принял несправедливую казнь для нашего искупления.

Потворствующее богословие, в том смысле, в котором я использую этот термин, - это когда богословие и толкование Библии используют для поддержки разрушительных людей и отношений. Истинно библейские истины и обязанности используют для того, чтобы поддержать совсем небиблейское, греховное поведение, и в итоге подрываются любые попытки исправить ситуацию. К примеру, подчинение рассматривается как высшая обязанность всех людей во всех ситуациях, в то время как в Библии подчинение всегда "в Господе" и в свете абсолютного господства Бога (смотрите Деяния 5:29). Также часто к выполнению своих обязанностей призывают только обиженных - а обидчик может делать то, что хочет. В основе всего лежит пассивность и фатализм ("если надо, Бог разберется"), что идет вразрез с христианским поведением (например, Притчи 3:27). И часто такое поведение со стороны подчиненных движимо не высокими моральными принципами, а инстинктивным страхом перед обидчиком и перед последствиями от его действий.

Труднейшая задача в жизни - отстоять свои права, права других и справедливость вообще. Очень легко этого не делать. Намного проще капитулировать перед насилием, угрозами или порицанием. Намного проще уступать неправде ради "спокойной жизни".

Завершение служения в церкви «Вифлеем» было для Джона Пайпера мучительным из-за долгих объятий и слез, но также оно было и удовлетворительным. В этой статье Пайпер заостряет наше внимание на том, насколько удовлетворительным может быть завершение служения.

Незаменимая церковь

21.07.2022 / Мэтт Сметерст

Если церковь — это то, что происходит на сцене, почему тогда не смотреть служение через интернет? Но если наше восприятие формируется согласно Божьему Слову, то просмотр богослужения из дома станет таким же неприемлемым, как трансляция семейного ужина.

Всегда больше, чем двое

10.07.2022 / Константин Андреев

Джей Адамс встал на защиту Божьего Слова в то время, когда различные светские психологические идеи наводнили церковь, а Библия всё больше стала рассматриваться как учебник теоретического богословия, не способный помочь в решении конкретных и повседневных проблем. Среди более сотни книг, вышедших из-под пера этого служителя, одним из наиболее значимых был «Учебник по христианскому душепопечению», ставший основой для зарождения и развития библейского душепопечения.