Законничество, или легализм, это попытка делать добрые дела без веры ради того, чтобы обрести Божье благоволение и благословение. Морализм - попытка исполнять или заставлять окружающих исполнять библейские законы этики без Евангелия Иисуса Христа.
Множество проповедей, звучащих в христианских церквях, представляют из себя всего лишь набор законнических и морализаторских увещеваний. Грэм Голдсуорси предполагает, что этот подход к проповеди так распространен потому, что "все мы в душе законники" (Preaching the Whole Bible as Christian Scripture, стр. 118). И либеральные, и консервативные проповедники часто применяют одну и ту же морализаторскую методологию, пусть и с разных сторон и с противоположными точками зрения на мораль. Цель большей части проповедей и в либеральных, и в консервативных церквях - сделать хороших людей еще чуточку лучше. Но это никогда не работает.
Законническая, морализаторская проповедь усиливает грех, а не умерщвляет его. Задумайтесь о причинах, почему так происходит.
1. Законническая проповедь кормит нашу плоть
Ни одна из истин Писания не должна преподаваться отдельно от других. Можно проповедовать исключительно истины из Писания и при этом вводить слушателей в заблуждение. Когда этические и моральные повеления провозглашаются так, как будто их одних достаточно - особенно если они провозглашаются отдельно от Христа, - то мы получаем христианство без креста, главное в котором - призыв жить по Божьим правилам. Поэтому даже если слушатель изменит свое поведение после проповеди, то он будет делать это, черпая силы из своего успеха. Это питает его самоправедность и учит его надеяться на свою плоть. Евангелие - единственное условие, при котором может существовать искреннее повиновение Богу по вере. Законническая проповедь морит голодом веру и питает плоть, которая, будучи хорошо откормленной, всегда мешает нам подавлять грех. Законническая проповедь выглядит ярым противником греха, но при этом создает условия, при которых грех питается, и его рост и распространение становятся неизбежны.
2. Законническая проповедь терзает душу и при этом всегда требует еще
Законническая проповедь, звучащая с христианской кафедры, жестока, потому что только упоминает Евангелие или принимает его как данность, намекая при этом на то, что благословения Евангелия нужно заслужить. Таким образом законнические проповеди постоянно терзают своих слушателей Божьим Законом, но при этом не создают ощущение отчаяния от того, что слушатель не может его исполнить. Они всегда требуют еще. Неважно, насколько слушатель повинуется Богу или нет - ему напоминают, что он все время стремится достичь цели, но не достигает ее. Законнические проповеди похожи на беговую дорожку, на которой вместо кнопки "Выключить" постоянно мигает надпись "Еще пару метров и можно сойти". Но эта надпись никогда не гаснет совсем и продолжает требовать еще пару метров.
В законнической проповеди Закон Божий выступает не в роли детоводителя ко Христу (Гал. 3:24), а в роли похитителя-садиста, который не планирует убивать свою жертву, а сохраняет ей жизнь чтобы пытать. Проповедник-законник делает из слушателя заключенного, живущего в постоянной боли и страдании, но который уверен, что спасение вот-вот придет. Законнические, морализаторские проповеди похожи на мираж в пустыне: они дают надежду, но никогда не питают.
3. Законническая проповедь представляет любовь как самоубийственное действие
Законнические, морализаторские проповеди вынуждают сравнивать себя с остальными. Слушатели оценивают сами себя на основании того, насколько они больше или меньше повинуются Богу, чем другие. Молитва фарисея "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь" (Лк. 18:11) негласно поощряется как единственно возможное мировоззрение, а не обличается как антипод Евангелия. Законническая проповедь создает больную церковную общину, в которой достижения кого-то из членов лишает других радости и сил, потому что у них сразу возникает ощущение, что нужно духовно подтянуться. Слушателей приучают находить себя в своем послушании, а не во Христе - и в результате мы получаем церковь без благодати. Когда кто-то находит себя в том, что он считает себя выше остальных, то такой человек не будет любить тех, кто ниже его, служить им и помогать, потому что это разрушит его самомнение. Чтобы "расти" в этой системе законничества, нужно чтобы твои успехи были больше, чем неудачи остальных.
Христоцентричная экспозиционная проповедь не вырывает текст Писания из общего контекста, чтобы найти применение ему. Наоборот, она должна дать слушателю встретиться с этим текстом, так сказать, в его естественной среде обитания. Задача не в том, чтобы притянуть текст на мировоззрение слушателя, а привести слушателя в мир текста. Верная Слову проповедь помещает слушателей в удивительно разностороннюю, но тем не менее единую канву библейского повествования, чтобы они смогли найти себя во Христе и в истории Его Царства. Любая библейская истина извращается, если рассматривается вне Евангелия. Когда мы игнорируем связь библейских истин с Евангелием Иисуса Христа, мы теряем библейскую перспективу и извращаем Божий дар.
Мета-жанр Писания - Евангельская история, и нам нужно читать Библию осознавая ее жанровую принадлежность. Христоцентричная, фокусирующаяся на Евангелии экспозиционная проповедь не отменяет призыва подчиниться моральным и этическим повелениям Писания (1 Кор. 10:11). Наоборот, такая проповедь подкрепит призыв быть послушными, потому что создаст единственные условия, при которых может существовать повиновение по вере. Освящение, как и оправдание, происходит только по вере. Настоящая духовная мотивация в проповеди должна быть только в контексте Евангелия. Прежде, чем слушатели смогут жить в свободе, их нужно освободить. Мы все постоянно испытываем искушение снова впасть в законничество и морализаторство, поэтому нам нужно слышать Евангелие снова и снова.