
Когда мы вспоминаем об обещании Иисуса построить свою церковь (Матфея 16:18), быть может, мы рассчитываем на впечатляющие шатры, великолепие, фанфары и фейерверки? Или, возможно, подобно Илии, мы гонимся за могучим ветром, землетрясениями и огнем, но находим Христа в присущем Ему тихом веянии ветра?
Но Иисус открывает нам Свой сравнительно скромный, поразительно непримечательный замысел о церковном руководстве: поставить в поместных церквях команды рассудительных учителей. Звучит не слишком впечатляюще. Возможно, мы ожидали ярких выдающихся личностей, умнейших людей планеты и проницательных руководителей, но план Христа скромен, и некоторых это приводит в замешательство. Христос избрал в Свою церковь не многих мудрых по плоти, сильных и благородных, но незнатное мира, немощное и ничего не значащее (1-Коринфянам 1:26-28).
Рассмотрим четыре неожиданных аспекта замысла Христа для его сопастырей, идущие вразрез с современной культурой.
Близость: рядом, а не вдалеке
Попытка людей заменить Жениха каким-то «папой» или «патриархом» — это трагедия и чистое безумие, потому что Сам Христос является всемирным главой Своей церкви. Она не нуждается в новом международном лидере. Чтобы физически воплотить Свое руководство в поместных церквях, «Он поставил… пастырей и учителей» (Ефесянам 4:11).И Павел, и Петр подчеркивают важность «близости» в поместных церквях: «вы знаете, как я с первого дня… все время был с вами», Деяния 20:18, «Пастырей ваших умоляю: пасите Божие стадо, какое у вас» (1-Петра 5:1-2). Пастыри находятся среди людей, а люди — среди пастырей. Пастыри в первую очередь сами являются членами общины, частью паствы, и уже во вторую очередь, поставленные Духом и утвержденные подопечными, выполняют роль сопастырей под водительством «Пастыреначальника» (1-Петра 5:4).
Пастыри и пресвитеры несут служение не на расстоянии, а настолько близко, что находятся посреди людей, а люди посреди них. Такие пресвитеры с радостью откликаются на призыв сосредоточить свое внимание и силы на попечении о своей конкретной поместной церкви, а не на всем мире, распыляясь на проблемы где-то вдалеке.
Множественность: не соло, а команда
В плане Христа Его исключительное главенство над церковью сопровождается множественностью пасторов в поместных церквях. Он призывает Своих сопастырей к командной работе. По примеру Его апостолов, в церкви должно быть несколько пасторов. Даже в сельской местности, где идея команды пасторов кажется нереалистичной, мы должны стремиться к новозаветному идеалу множественности служителей. В 1-Петра 5:1-5 Петр два раза обращается к пастырям во множественном числе; в Деяниях описывается поместная церковь, в которой служат несколько пасторов (Деяния 14:23; 20:17), то же мы видим в пасторских посланиях (1-Тимофею 4:14; 5:17; Титу 1:5) и в Иакова 5:14. Фактически во всех примерах Нового Завета подразумевается командная работа.Иисусу принадлежит вся слава, как единственному руководителю и главе Его церкви; под Его началом после вознесения множество апостолов служили в качестве глашатаев Его Слова, которое дошло до нас в новозаветных Писаниях; сегодня же множество пасторов, подчиняясь авторитету Писания, служат в качестве учителей апостольских слов в поместных церквях.
Рассудительность: самообладание и уравновешенность
Рассудительность, возможно, является самым недооцененным из пятнадцати качеств для пасторов, перечисленных в 1 Тимофею 3:1-7. В служении пастора ключевую роль играет не только учение (и проповедь), но и «надзор» (1 Петра 5:2). Пасторы-пресвитеры не только «трудятся у вас» в роли учителей, но и «направляют вас в Господе» (1 Фессалоникийцам 5:12).Пресвитер «должен хорошо управлять домом своим», потому что команде пресвитеров поручено заботиться о Божьем доме — о церкви (1 Тимофею 3:4-5, 15). Пастор достоин чести не только как проповедник и учитель, и «двойной славы» (вознаграждения), если этот труд является его пропитанием, но и как управляющий церковью, как «достойно начальствующий пресвитер» (1 Тимофею 5:17). Пасторы-пресвитеры учат и управляют, то есть ведут и направляют. Это требует духовной ясности ума, которую Новый Завет называет «рассудительностью».
Рассудительные люди уравновешены и сдержанны. Они не бездействуют, но всегда сохраняют самообладание. Они не бросаются в крайности, не увлекаются мифами, домыслами и слухами, не ввязываются в глупые споры. Они способны различить, какие задачи и действия могут поставить под угрозу их руководство — приоритет их служения (1 Тимофею 1:4), и держатся самого важного и непреходящего. В центре их жизни «первоначально» Евангелие (1 Коринфянам 15:3), и они способны, в отличие от многих людей нашего времени, быть «бдительными во всем» (2 Тимофею 4:5).
Безусловно, такая рассудительность необходима и для проповеди — в принятии решений о том, чему, как и когда учить. Но подобная ясность ума особенно важна для руководства, которое требует постоянной бдительности. «Будьте бдительны и бодрствуйте» (1 Петра 5:8 и 1 Фессалоникийцам 5:6). «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями» (Деяния 20:28). Пасторы — это те люди, которые «неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт» (Евреям 13:17). Поэтому они должны быть «трезвомыслящими» (1 Тимофею 3:2), и «обо всем судить трезво» (2 Тимофею 4:5).
Дидактичность: сердечное стремление учить
И, в конце концов, дидактичность или сердечное стремление учить. Слово дидактический происходит от греческого «дидахе», что означает «учение». Греческое прилагательное «дидактикос» означает «способный учить», но не просто обладающий мастерством, а испытывающий к этому стремление. Это пастор, который не просто учит по необходимости, а стремится к этому при любой возможности. Он любит учить, он учитель в душе. Подобно тому, как общительный человек «любит и склонен общаться», такой человек любит и склонен учить.Новозаветные руководители, то есть пасторы и пресвитеры, должны быть учителями. Христианство — это движение, которое подразумевает учение, ведь Иисус был непревзойденным учителем. Он избрал и наставлял своих подопечных быть учителями, которые также будут наставлять других (Матфея 28:19; 2-Тимофею 2:2).
После вознесения Христа апостолы стали Его голосом и руководили первой церковью через учение, а после их смерти непреходящей путеводной звездой для научения церквей стали их писания, наряду с книгами Ветхого Завета. Итак, по самой природе христианской веры Христос ставит на служение людей, которые имеют сердечное стремление учить, дидактичны (1 Тимофею 3:2; 2 Тимофею 2:24), то есть людей, которые не только сами наставлены и укоренены в здравом учении (1 Тимофею 4:6), но эффективно и с желанием учат других (оказывая сопротивление волкам, Титу 1:9).
Воскресший Христос, создавая церковь по Своим принципам, а не по правилам этого мира, совершил смелый шаг, поставив учителей (пасторов и пресвитеров) руководить ею. Этот выбор одновременно удивителен, ведь, работая вместе, учителя могут быть слишком идеалистичны и малопродуктивны, и вдобавок уместeн, поскольку христианство — это движение, подразумевающее учение. То, что Христос сделал учителей пасторами, указывает на то, что Он куда более заинтересован в эффективности церкви, а не в ее продуктивности.
Облаченные в смирение
И последнее качество, которое подводит итог всему, — это смирение. Контркультурный и неинстинктивный подход Христа к организации церкви, предусматривающий близость, множественность, рассудительность и сердечное стремление учить со стороны ее руководителей, требует от них смирения во всех четырех аспектах:- смирение искать всемирной славы Христа (а не своей), верно служа поместной церкви и признавая собственную ограниченность и недостаток сил;
- смирение трудиться в команде, жертвуя личным комфортом, удобствами и своим «я»;
- смирение подчинять свои мысли и сердца власти Христа, формировать свою жизнь по Слову Божьему и проявлять необыкновенную духовную рассудительность, которая основана на твердом основании нашей веры — Евангелии, а не на популярных и нелепых веяниях;
- смирение поддерживать и взращивать учение из уст другого, смирение желать оказаться верным, а не оригинальным.
Они с радостью служат к радости своих церквей (2 Коринфянам 1:24; Евреям 13:17).
Именно такие поместные команды рассудительных учителей, подчиняющихся авторитету Христа и подотчетных друг другу, именно такие пасторы нам всем нужны, и именно под их руководством мы будем духовно преуспевать.