Когда твоих усилий недостаточно

Когда твоих усилий недостаточно

Как мы должны реагировать, когда кажется, что служение терпит провал?

Возможно, вы посвятили всё миссии, которая, насколько вы можете об этом судить, так и не принесла плода. Возможно, в вашей семье есть кто-то, кому вы пытались служить и благовествовать всю вашу жизнь, но непохоже, чтобы он проявлял какой-либо интерес ко Христу или Его Царству. Возможно, вы ощущаете сильный гнев из-за отвержения или всепоглощающую печаль при мысли о вечных последствиях. Или же, возможно, и то, и другое вперемешку.

Библейская реакция на бесполезность служения

Иисус предвидит кажущуюся бесполезность служения в Матфея 10:5-15, когда посылает Своих учеников распространять весть о царстве Божьем. Он оснащает их, чтобы они использовали всевозможные подтверждающие знамения: исцеление, изгнание бесов и даже воскрешение людей из мёртвых. Но в то же время Он знает, что, несмотря на эти доказательства, будут те, кто не будет слушать. Он даёт Своим ученикам ещё одно повеление на тот случай, когда они встретят жестокосердных людей: отрясите прах от ног ваших, чтобы это послужило против них на грядущем суде (Матфея 10:14).

Но это не единственная библейская реакция на бесполезность служения. Иисус показывает другую реакцию, когда плачет после триумфального въезда в Иерусалим (Луки 19:41). Почему Он плачет? Он плачет потому, что жители этого священного города не захотели обращаться к Нему, к Тому, Кто любил бы и защищал бы их, как птица защищает птенцов своих (Матфея 23:37).

Прах и слёзы. По-видимому, это – библейская реакция на разочарование в служении. Пока вы находитесь в гуще этих тревог и огорчений, вы можете начать задумываться о том, почему всё так происходит. Что это говорит о Боге? Что это говорит о вас? Что это говорит о будущем?

Что это говорит о Боге?

Для многих из нас, когда мы зализываем раны от болезненного разочарования в служении, первая реакция – задаться вопросом, говорит ли это что-то о Боге. Может ли быть, что Он в чём-то менее могуществен, чем мы верили раньше? Заботится ли Он обо мне меньше, чем я верил раньше? Заботится ли Он о людях или о человеке, которому я служу, меньше, чем я?

Наш поиск ответов можно понять. Чем больше мы вкладываем свою душу во что-то, тем больше боли испытываем, если не получаем никакого результата. Винс Ломбарди (тренер по американскому футболу – прим. перев.) был известен как ярый поборник того, чтобы понуждать свою команду тренироваться больше, чем другие. Когда его спросили, зачем он это делает, он дал ответ, ставший крылатым выражением: “Чем усерднее работаешь, тем сложнее сдаться”. Если это истинно в отношении чего-то столь малого, как футбол, насколько же это более истинно в отношении чего-то настолько значимого, как чья-то бессмертная душа?

Но иногда у нас нет выбора. Иногда Бог ясно показывает, что поле, на котором мы сейчас трудимся – это не то поле, на котором Он желает, чтобы мы продолжили трудиться. В такой ситуации подчиниться Богу – особенно если человек ради служения оставил работу, семью, друзей – бывает невыносимо. И всё же огорчение в служении не противоречит характеру Бога, открытому в Писании, а скорее подтверждает то, что Бог уже пообещал в Своем Слове: “Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?” (Матфея 10:24-25).

Здесь нет пустых слов. И хотя они могут не заглушить боль, но точно могут помочь понять её смысл. Такие слова может произнести только реальный Бог – Тот, Кто действительно существует, действительно всемогущ, действительно заботливый, действительно Тот, Кто близок и понимает. Действительность состоит в том, что, когда эти слова на самом деле сбываются, это может причинить острую боль. Но вместо того, чтобы привести к кризису веры, это станет твёрдым заверением, на котором будет стоять наша вера.

Что это говорит обо мне?

У некоторых боль и гнев находят другую мишень. Вместо того, чтобы задавать вопросы о Боге, мы начинаем обвинять себя. Например, мы не дали идеальный ответ на вопрос, почему мы верим в Бога. Мы решили легкомысленно отнестись к своей вере, чтобы предотвратить конфликт. Мы сосредоточились на мирском больше, чем на Божьем. Все эти эпизоды вызывают всепоглощающую волну вины и стыда. Что говорит разочарование – или, что ещё хуже, провал в служении – обо мне? Бог меня не любит? Он на меня гневается?

Сосредоточенность на себе имеет свое место. После огорчений в служении бывает уместно провести честную оценку наших собственных усилий. Бог часто использует наши неудачи, чтобы чему-то нас научить. Эти уроки могут быть ценным даром. Нассим Талеб в своей книге “Антихрупкость” говорит, что неудачу следует рассматривать как цену будущего успеха. Мы не должны позволять боли, которую испытывает наше «эго» при столкновении с неудачами, стать препятствием на пути к усвоению уроков. Эти уроки нужны нам для того, чтобы быть более эффективными в будущем.

При всём этом, подобную оценку не стоит проводить сразу после того, как мы испытали разочарование в служении. Нужно время для отдыха. Нужно время для того, чтобы погоревать, быть раздосадованным, принести все свои эмоции к Господу и воззвать вместе с псалмопевцем: “Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?” (Псалом 9:22). И затем вспомнить Его ответ: “Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших” (Исайи 55:8-9).

Но, прежде всего, это время для того, чтобы погрузить свою душу в Евангелие благодати, услышать Христа, призывающего: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас” (Матфея 11:28). Это время для того, чтобы вспомнить: “Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться” (Римлянам 8:16–17).

Что это говорит о будущем?

Мне доводилось смотреть в глаза мужчин и женщин, которые возвращались с миссионерского поля с невероятной болью и огорчением. Мы вместе горевали, вместе задавались вопросами, вместе оценивали себя и свое служение, вместе наслаждались Евангелием благодати. Но, возможно, наиболее трудная часть состояла в том, чтобы снова разжечь в их сердцах стремление к евангельскому служению. Переживание того, как любимый человек беззастенчиво отворачивается от тебя, когда столь многим жертвуешь ради служения, оставляло их с ощущением полной непригодности для будущего служения.

Но вот в чём дело: не существует совершенного объяснения Евангелия. Не существует идеального метода основания новой церкви. Нет такого самопожертвования, которое гарантировало бы, что хотя бы один человек увидит Христа более ясно. Если даже такой одарённый благовестник, как апостол Павел, самый успешный миссионер в Новом Завете, чувствовал себя недостойным и неспособным служить своими собственными силами (2 Коринфянам 2:16), то нам стоит испытывать то же. Благодарение Богу, что Он, по Своей благодати, снова может сделать нас способными к тому, к чему Он нас призывает – сейчас и в будущем (2 Коринфянам 3:5–6). 

Более того, служение – это высокое и святое призвание, ради которого стоит рисковать и даже терпеть неудачи: “Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!” (Римлянам 10:14–15).

Окунитесь в благодать

Немногие из событий так сильно лишают нас ощущения призвания к служению и уверенности в Евангелии, как провал в служении. Но, дорогой друг, не забывай свою первую любовь (Откровение 2:4). Твой Господь не смотрит на тебя свысока с презрением, потому что нет такого человека, который когда-либо служил и не испытал неудач. Нельзя этого сказать и об апостолах. Наоборот, во Христе твой Бог смотрит на тебя сверху с улыбкой, говоря: “Хорошо, добрый и верный раб” (Матфея 25:21). Поэтому омой свою душу в потоке благодати! Он оживит, пробудит и окрылит твою веру, зажжёт пламя радости и смелости, чтобы ты снова мог пойти и стать провозвестником Благой вести.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.