Христоцентричная проповедь являет свет Христа

Христоцентричная проповедь являет свет Христа

Можно ли отнести фильм «Принцесса-невеста» к классике мирового кино? Если ставшие крылатыми реплики хоть чего-то стоят, то, несомненно, да! Одну из таких реплик в этом фильме произнес Иниго Монтойя, сбитый с толку часто повторяемым восклицанием своего компаньона Виззини: «Невообразимо!» В конце концов, Монтойя отреагировал: «Почему ты постоянно говоришь это слово? Не думаю, что оно означает то, что ты думаешь».

Когда я размышляю о такой часто повторяемой характеристике проповеди, как «христоцентичность», то я словно слышу упрекающий голос Иниго Монтойя. Мы без конца твердим это слово, но я не уверен, что мы действительно понимаем его значение.

Ложные представления о христоцентричности

Краткий список ошибочных утверждений относительно христоцентричности проповеди может помочь нам уточнить границы нашего понимания этого слова:

  • Ошибочно полагать, что проповедь христоцентрична уже по той простой причине, что она основана на Библии. Писание можно проповедовать стих за стихом, выбирая отрывки непосредственно о Христе, и при этом все равно упускать Евангелие. Иудейские священники и левиты были большими знатоками Писания, однако Иисус упрекал их как раз в том, что они упустили из виду свидетельства Писания о Нем (Ин. 5:39-40).

  • Ошибочно полагать, что проповедь христоцентрична уже по той простой причине, что она утешает людей благодатью. Евангелие о Христе дает не только утешение, но побуждение к действию. Оно оправдывает и освещает, укореняет нас своими свидетельствами и взращивает своими повелениями: Твои грехи прощены; теперь иди и впредь не греши!

  • Ошибочно полагать, что проповедь христоцентрична уже по той простой причине, что она указывает грешникам на смерть и воскресение Христа. Разумеется, смерть и воскресение Христа являются сердцевиной евангельской вести (1 Кор. 15:1-4). Однако ее изложение по зову долга, как если бы это было обязательным пунктом контрольного списка, – конечно же, не то, что мы понимаем под христоцентричностью.

Метафора о христоцентричности

Отчасти в нашей путанице виновно само это слово «центричность». Что, в сущности, значит быть «центричным» по отношению к благовествованию о Христе? Позвольте мне предложить такой образ: нам следует стремиться сделать Евангелие центром своих проповедей с такой же силой, с какой все планеты солнечной системы притягиваются к Солнцу. В нашей солнечной системе всё вращается вокруг Солнца, всё им освещается и согревается. Его огромная масса создает гравитационное притяжение, которое удерживает воедино всю систему в целом. Исходящие от Солнца свет и тепло распространяются на все небесные тела на его орбите.

То же самое должно быть и с Евангелием в наших проповедях. Христос Спаситель – это солнце, а Библия – это солнечная система. Каждый ее отрывок, каждая доктрина, каждая тема – все вращается вокруг спасительной работы Иисуса Христа. Его жизнь, смерть и воскресение освещают и согревают все Божье откровение, а также самих слушающих Слово и самого проповедующего. То, в какой степени проповедь отражает эту действительность, и есть мера её христоцентричности. 

В христоцентричной проповеди Евангелие подобно Солнцу вбирает в свою орбиту каждый аспект проповедуемой истины, обнимая его своим светом и теплом. Христоцентричная проповедь распространяет свет и тепло Христа.

Проверочные вопросы

Сравнение проповедования с нашей гелиоцентрической системой полезно в том смысле, что оно дает нам образное представление христоцентричности, но нам нужно быть чуть более практичными. Есть ли способ оценить то, насколько центрально Евангелие в нашей проповеди? Ниже представлены проверочные вопросы, которые могут помочь нам оценить свою проповедь. По сути, эти вопросы сформулированы в противовес лжеутверждениям, представленным выше.

1. Осветило ли Евангелие, подобно Солнцу, текст проповеди?

Главный смысл текста должен быть провозглашен в свете Евангелия. При этом тематика текста может быть самой разной. Содержательно она может быть посвящена творению, мужчинам и женщинам, завету, храму, жертве, святости, суду, благословению и проклятию, чистоте, молитве, супружеству и одиночеству, единству, правосудию, предназначению, Небесному Отцу, Святому Духу – чему угодно. Главное, чтобы основной смысл текста был проповедан с ясным пониманием того, как это содержание воплощается, трансформируется, становится возможным и позволительным благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа. Одним словом, главный смысл текста должен просматриваться в ясной связи со спасительной работой Иисуса Христа. По-настоящему христоцентричная проповедь никогда не будет принята с одобрением в синагоге или мечети.  

2. Осветило ли Евангелие, подобно Солнцу, жизнь слушающего?

Важно, чтобы Евангелие озарило не только смысл текста, но и жизнь слушающих его. Сосредоточенность на Евангелии должна окрасить как толкование, так и применение текста. Людей следует призвать жить в соответствии с Евангелием. В свете Божьей благодати во Христе, неверующих проповедь должна побудить к покаянию, вере и спасению; верующих же – к оставлению плотского я, обновлению ума и облечению в нового человека. В по-настоящему христоцентричной проповеди сияет жизнепреобразующий свет благодати. Евангельские повеления рождаются из евангельских свидетельств, и ни те, ни другие не должны быть в пренебрежении.

3. Осветило ли Евангелие, подобно Солнцу, сердце проповедника?

Уважительное, формальное упоминание Евангелия намного лучше, чем не упоминание его вовсе. Однако в поистине христоцентричной проповеди проповедник сам захвачен значением текста. Он сам увидел тот свет и ощутил то тепло, которые исходят от Солнца; и в таком состоянии он стоит перед паствой, ощущая себя в меньшей степени Плутоном и в большей степени Меркурием. Он сам торжествует во Христе. Именно поэтому проповедник горячо желает, чтобы собрание людей разделило с ним его ликование. Он провозглашает Евангелие не между делом, как будто это некролог в газете, а как самое важное и значимое известие, публикуемое на первой полосе.

Невообразимо!

В идеале христоцентричная проповедь возвещает Евангелие так, что оно, словно яркими солнечными лучами, сияет из самого текста, наполняя своим светом слушающих и самого проповедника. Невообразимо, когда проповедник представляет себе христоцентричность иным образом. Поэтому поразмыслите над этими лжеутверждениями. Задайте себе проверочные вопросы. Научитесь проповедовать Евангелие так, как если бы оно было восходящим солнцем, которое «выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (Пс. 18:6-7). Христоцентричная проповедь являет свет Христа.

Изначальный текст статьи публиковался на сайте 9Marks: ссылка. Переведено и использовано с разрешения автора.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.