Как ошибки превращаются в лестницу, ведущую наверх

Как ошибки превращаются в лестницу, ведущую наверх
В молодости я ожидал, что лидерство будет подразумевать бремя ответственности и принятие сложных решений. Однако я не знал, что лидерство также будет означать множество неудач.

Я не имею в виду масштабные, шокирующие провалы, из-за которых человек теряет свое право оставаться в пасторском служении. Нет, я имею в виду, в основном, более привычные ошибки и неверные шаги, иногда греховные, иногда нет, из-за которых сознательные лидеры часто испытывают стыд и хотели бы сделать или сказать что-то по-другому, если бы это только было возможно.

 Я имею в виду не слишком удачные проповеди. Тишину вместо активных обсуждений на малых группах по изучению Библии. Немудрые шутки, рассказанные в собрании, общественные суждения, высказанные слишком поспешно. Новые направления в служении, которые бодро начинаются, потом постепенно замирают и сходят на нет. Решения, которые, оглядываясь назад, оказались совершенно неверными. Новообращенных христиан, которые находят своих наставников в других местах.

 Стать лидером означает стать человеком, который будет совершать ошибки, переживать сожаления и множество мелких, но болезненных неудач. И на своем опыте могу сказать, что для того чтобы остаться лидером, нужно наступить на эти ошибки — признать их, извлечь из них уроки и сохранить стабильность во Христе, чтобы, несмотря на неудачи, продолжать свое руководство.

Лидеры ошибаются

Конечно, в некоторой степени каждый грешный человек знаком с неудачей. Ошибки преследуют нас с рождения, мы учимся сожалению наряду с алфавитом. Но, по крайней мере, по двум причинам лидерство особым образом притягивает неудачи.

 Во-первых, лидерство делает достоянием общественности ошибки, к которым мы были склонны и раньше, но незаметно для окружающих. Разумеется, были промахи и у Моисея в созидании семьи, и у Давида, когда он пас овец своего отца, и у Петра, когда он ловил рыбу в Галилейском море. Но их ошибки были более или менее незаметными, как редкая и мелкая рябь от камешков, брошенных в пруд.

 Но затем Моисей начал созидать народ, Давид — пасти нацию, а Петр стал ловцом человеков. И вдруг их незаметные ошибки стали общеизвестными и привлекающими к себе пристальное внимание. Не обязательно быть лидером подобного масштаба для того, чтобы пережить столь же неприятное разоблачение. Достаточно того, что раньше мы совершали ошибки за закрытыми дверьми, а теперь — под всеобщим наблюдением.

 Во-вторых, руководящая позиция предоставляет гораздо больше возможностей для падения, чем раньше. У главы семьи, пастуха, рыбака есть шанс ошибиться, но гораздо более ограниченный. Когда Моисей, Давид и Петр были призваны из своих маленьких мирков, в которых они чувствовали некоторое подобие успеха и контроля, и стали лидерами, их шансы на неудачу умножились.

 Лидерство, по сути, предполагает общественную инициативу, зачастую рискованную. Лидеры начинают нечто новое, они стремятся, по Божьей благодати, воплотить в жизнь новые проекты, призывают людей следовать по еще не проторенным путям. И иногда усилия даже лучших лидеров оказываются безуспешными, а последствия рисков дают им пощечину.

Два общепринятых пути

Пара неудач и ошибок жалят. Десятки – ранят. А со временем, когда ошибки становятся более значительными, мы можем почувствовать, как будто стоим перед горой сожалений, которая кажется памятником нашей некомпетентности. В этот момент у лидера возникает искушение пойти по одному из двух неправильных путей.

 Первое искушение — защититься от уязвимости лидерства, надев чугунную броню. Критика больше не касается. Неудачи больше не ранят, потому что мы отказываемся чувствовать боль. И постепенно некогда смиренный сын Киса становится гордым царем Саулом, самоуверенным, превозносящимся и свободным от жала неудачи — и также свободным от Божьей благодати.

 Второе и, наверное, более распространенное искушение, — скрыться. Дезертировать. Сбежать. Последовать за Петром обратно в Галилею, в рыбацкую лодку, к чему-то знакомому, в уединенное место, где никто не смотрит на меня, а я уверен в том, что знаю, что делаю (Ин.21:3). Или, как вариант, продолжать «руководить», но перестать стараться. Жить без рисков и покорения новых вершин. Руководить с позиции безопасности.

К слову, иногда оставить лидерское служение — это правильно. Может быть, после какой-то особенно резкой неудачи — или после длительной серии неправильных шагов — нам действительно нужно на время оставить служение, чтобы вновь найти свое самоопределение в спокойном общении со Христом. Может быть, через некоторое время мы снова вернемся к лидерскому служению. Или, может быть, после долгих молитв и душепопечения мы решим больше не возвращаться к официальному служению. И в некоторых случаях это будет нормально. В Теле Христа много членов, и все они незаменимы, но только небольшая часть из них является лидерами (1 Кор. 12:22).
Тем не менее, если бы каждый лидер, испытавший боль неудачи, ушел, в церкви не осталось бы лидеров. Значит, так или иначе, нам нужно найти другой путь, научиться относиться к ошибкам как к ступенькам, по которым с течением времени наш Господь поднимает нас на высоты все более верного и плодотворного служения. Нам нужна благодать не только для того, чтобы увидеть, что лидеры творят ошибки, но что ошибки творят лидеров.

Каждая неудача — ступенька

В Своей благости Бог наполнил Писание историями лидеров, которые совершали ошибки, но на этом все не закончилось; которые потерпели крах, но не сгорели окончательно. Да, мы читаем и о таких людях, как Димас, Саул, Иуда, лидерах, чьи неудачи свели их в могилу. Но мы также читаем о таких людях, как Моисей, Давид, Петр и других апостолах, которые возросли в зрелости, поднявшись по лестнице, сделанной из неудач.

 Нам может быть особенно полезен пример Петра. Его троекратное падение, возможно, является значительно большей неудачей, чем та, которую мы переживаем, но его история все же является для нас примером того, как мы можем подняться на уровень выше благодаря своим собственным ошибкам, большим или маленьким.

Шаг первый: признание вины

Утром Страстной пятницы Петр увидел себя с новой стороны. Только накануне вечером он клялся, что лучше умрет, чем отречется от Иисуса, а затем трижды сказал: «Я не знаю Его» (Лк. 22:57). Петух запел. Иисус взглянул. И в тот самый миг Петр увидел себя таким, какой он есть.

Вместо того, чтобы избегать столь мучительного откровения, он принял его. Сначала «выйдя вон, горько заплакал» (Лк. 22:62). Потом вернулся к своим друзьям (Лк. 24:10-12). И затем, наконец, тем ранним утром на берегу Галилейского озера он не стал предлагать никакого рационалистического объяснения или оправданий (Ин. 21:1-17). Утром Страстной пятницы Петром овладел грех, — и теперь, стоя перед своим полным благодати Господом, Петр признал его. Иногда, конечно, наши ошибки скорее результат слабости, чем греха. Возможно, ошибка обнаруживает не греховность, а незрелость, незнание, некомпетентность в некоторых областях. В любом случае, раскрываются те стороны нашей личности, которые нужно увидеть. Иногда мы отчаянно нуждаемся в этом прозрении, поэтому полное признание наших неудач — это все равно путь смирения и мудрости. Признайте. Примите.
Сила для столь болезненного принятия в значительной степени исходит из уверенности в том, что неудача входила в Божий суверенный план для нашего блага. Без падения Петр оставался бы самоуверенным и находился бы в самообмане; то же самое верно и для нас. Таким образом, в Своей суверенной воле Иисус иногда позволяет Своим детям проходить через полосу неудач (Лк. 22:31-32). Однако, Он не оставляет их там навсегда.

Шаг второй: извлечение уроков

Если мы, подобно Петру, откажемся сбегать, почувствов боль, то обнаружим, что после неудачи все же есть будущее. Мы также увидим, что ошибки могут преподать тысячи уроков тем, кто готов взять паузу, посмотреть им в лицо и попросить их научить нас.

 Слишком часто я позволяю боли в текущем моменте удержать меня от того, чтобы извлечь уроки из ошибок. Сегодня эта неудача ранит меня. Сегодня мне стыдно. Сегодня я предпочел бы лучше успокоиться или отвлечься, чем разбираться с ошибками. Я забываю о том, что, позволив мне ошибиться, Бог чаще думает о завтрашнем дне.

«И ты некогда, обратившись», — Иисус говорит Петру, — «утверди братьев твоих» (Лк. 22:32). Иисус знал, что когда Петр обратится, опустошенный, а затем исцеленный, он будет уже совсем другим Петром. За пределами того темного двора самоуверенность вытекла из Петра горькими слезами. А на том берегу Галилейского моря любовь к Иисусу стала огромной, как чудесный улов рыбы. Неудачи сегодняшнего дня сделали из Петра более зрелого апостола в будущем — отныне гораздо сильнее во Христе, гораздо осторожнее в самооценке. Но только потому, что он научился на своих ошибках.

Иногда мысленное возвращение к нашим промахам приводит только к обострению чувства стыда и самоосуждения. Но что если представить, что мы возвращаемся к этой ситуации разоблачения не в одиночестве, а бок о бок с нашим прощающим Господом? И что если мы просим Его помочь нам разобраться с ошибками с целью изменить завтрашний день? Возможно, мы обнаружим, что ошибки превращаются в смирение, промахи — в зрелость, сожаления — в мудрость, осознание своего несовершенства — в полноту во Христе, а неудачи становятся надежной лестницей, ведущей наверх.

Шаг третий: продолжение служения

Признав свои ошибки и научившись от них всему, чему можно, мы можем представить, как Иисус поднимает нас, смотрит нам в глаза и предлагает одновременно вопрос и призыв.

 «Любишь ли ты Меня?» — спрашивает он Петра (Ин. 21:15-17). До падения любовь Петра была настоящей, но поверхностной; теперь, когда его воскресший Искупитель восстанавливает его, любовь становится не только настоящей, но и глубокой.

Удивительным образом неудачи могут совершить то же самое и с нами — помочь увидеть любовь Иисуса не в теории, а на практике, сделать любовь к Иисусу сильнее, чем раньше.
Этот вопрос также возвращает и Петра, и нас к реальности. Если лидерство в основном касается нас, нашей похвалы, нашего признания, тогда неудачи заставят нас либо бежать, либо одеться в броню. Но если руководство в конечном итоге совершается ради Иисуса, поклонения Ему, Его славы, тогда мы можем снова стать уязвимыми ради Него. Да, мы потерпели неудачу. Да, мы можем снова совершить ошибку и почувствовать всю боль падения. Но мы любим Его. А ради любви можно пойти на риск уязвимости.

Наконец, задав вопрос, Он мотивирует нас вновь ответить на призыв, который мы слышали ранее: «Иди за Мною» (Ин. 21:19). Подготовьте проповедь. Запланируйте следующую встречу. Набросайте новый курс. И, по чудесной Божьей благодати, продолжайте руководить.

Зрелый в семье

12.05.2025 / Марк Жук

Как должен поступить член церкви, когда к нему подойдет неверующий мужчина и спросит, как следует мужчине-христианину относиться к своей жене?

Сексуальные грехи нельзя идентифицировать просто как «болезнь», — это было бы преуменьшением проблемы. Если мы хотим серьезно подойти к ее решению, мы не можем позволить себе заблуждаться. Реальная проблема скрыта глубоко внутри. Малейшее проявление похоти — указание на глубочайшую развращенность человеческого сердца. Ее невозможно победить с помощью какой-то реабилитационной программы и работой над поведением. Внутренность человека настолько испорчена грехом, что человек ничего не может с этим поделать своими силами. Чтобы противостоять кризису, мы должны правильно понимать природу проблемы, просить Бога исследовать наши сердца и посвятить себя восстановлению каждого пойманного в совершении сексуального греха «в духе кротости» (Гал. 6:1).

В молодости я ожидал, что лидерство будет подразумевать бремя ответственности и принятие сложных решений