Что Библия говорит о возрождении умирающих церквей?

Что Библия говорит о возрождении умирающих церквей?

Во многих странах мира есть довольно большое количество евангельских церквей.

Многие из этих церквей похожи на мусор, оставленный на углу улицы — они заставляют людей переходить на другую сторону, чтобы избежать их. Люди, принадлежащие к таким церквям, утверждают, что верят в Евангелие, и их исторические утверждения о вере вторят Евангелию. И некоторые истинные христиане принадлежат к таким церквям. Но в целом жизнь церкви говорит о чем угодно, только не о послании Евангелия. Эти церкви вместо этого производят токсичные отходы, а не питательную пищу, в которой нуждаются люди.

Некоторые церкви в такой ситуации уже не подлежат восстановлению. Но, печально то, что многих евангельских христиан, кажется, устраивает игнорирование таких церквей и, оставляя их в покое, они просто идут создавать новые.

Основание новых церквей стратегически важно, и я рад видеть, как все больше людей заняты этой работой.

Но если бы вы увидели, что ваш сад зарос сорняками, то стали бы вы сажать красивые новые ирисы прямо посередине? Если бы вы не смогли услышать новости по телевизору из-за того, что громко кричит радио, то вы бы, наверное, просто сделали звук ТВ погромче?

Предполагаю, что возрождение церквей (т.е. оживление умирающих церквей через решение проблем их упадка и наставление в верности) — это и есть библейская забота. То есть, когда мы видим, что подобные церкви действуют как анти-свидетели Христа, мы должны, согласно Писанию, взять это бремя на себя и сделать что-то. Цель этой статьи — отстоять эту точку зрения.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ: АПОСТОЛЬСКИЙ ПРИОРИТЕТ

Рассмотрим первое послание Коринфянам. Павел основал церковь в Коринфе примерно в 50 г. н.э. и написал это письмо несколько лет спустя в ответ на слухи, которые он слышал о церкви, а также давая ответы на некоторые вопросы, которые ему задавала церковь. Каковы же были причины, побудившие Павла написать? Рассмотрите следующие:

  • Разделения и группировки: некоторые говорят: «я — Павлов», другие: «я — Аполлосов» (1:10-17);
  • Терпимость к сексуальной безнравственности (5:1-13);
  • Судебные иски между членами церкви (6:1-8);
  • Путаница относительно брака и безбрачия (7: 1-40);
  • Разделение во мнениях по поводу границ христианской свободы (8:1-13; 10:1-33);
  • Войны о поклонении (гл. 11-14);
  • И ложное учение о воскресении (глава 15).

Если вы присмотритесь и скорректируете культурные особенности, то согласитесь с тем, что церковь в Коринфе около 55 г. н.э. является точной копией многих евангельских церквей, которые существуют сегодня. И сегодня многие церкви сталкиваются с такой же мощной смесью ложного учения, безнравственности, разделения, борьбы внутри церкви и мирским отношением ко многим вопросам. Сегодня многие церкви нуждаются в радикальной пасторской хирургии, чтобы спасти жизнь и восстановить здоровье церкви.

Что сделал Павел, столкнувшись с этими проблемами в Коринфе? Он не сказал: «Эти люди безнадежны. Они представляют собой толпу ложных и гордых верующих, упрямых религиозных людей. Вы же не хотите, чтобы эти люди были в вашей церкви». А затем поручил Тимофею пойти и основать новую церковь в Коринфе.

Вместо этого он умолял их. Он приходил к ним снова и снова. Он бранил их и поучал их, и возился с ними. Короче говоря, он работал над возрождением церкви Божьей, которая была в Коринфе.

Да, между ситуацией, в которой был Павел и нашей есть разница. Например, в то время эта церковь была единственной церковью в Коринфе. Но мысль все равно одна: вместо того, чтобы оставить церковь в Коринфе гнить в своем грехе, Павел прилагал большие усилия, чтобы реанимировать и восстановить ее. Подобный процесс восстановления — это именно то, что сегодня нужно многим евангельским церквям.

И это согласуется с более широкими приоритетами Павла как апостола. В отличие от некоторых современных миссионеров, Павел не просто пытался основать как можно больше новых церквей в максимально короткие сроки. Вместо этого Павел после своего первого миссионерского путешествия заявил: «И через несколько дней Павел сказал Варнаве: «пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут» (Деяния 15:36). Итак, Павел «проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви» (Деян.15:41).

Павел был так обеспокоен здоровьем церквей, которые он основал, что даже при наличии огромных регионов Средиземного моря, которые еще нуждались в евангелизации, и стремления сделать это лично (Рим. 15:20), он всё же вернулся в область, в которой он уже трудился, чтобы укреплять церкви. Я бы предположил, что, если мы будем следовать по стопам Павла, как призывает нас Священное Писание (1Кор.4:17, 11:1, Фил.3:17), тогда и мы должны переживать ответственность за дальнейшее благополучие и силу общин, называющими себя «христианами» и исповедующими Евангелие.

Церкви не должны представлять из себя компостную кучу. И когда они начинают бродить, они могут разносить зловоние в течение многих лет или десятилетий, или даже столетий, что полностью подавляет благоухание Христово. Когда церковь разделяется, она провозглашает тем самым, что Христос разделился (1Кор.1:13). Когда церковь терпит безнравственность, она говорит миру, что Христос не свят, и что блудники, и идолопоклонники, и пьяницы, и мошенники унаследуют Царство Божье (см. 1-е Коринфянам 6: 9-11).

Поэтому мы, как и Павел, должны взять на себя ответственность в восстановлении, оживлении и возрождении церквей, находящихся на разных стадиях болезни. И у нас нет недостатка в этих церквях, особенно в Америке.

ИИСУС — ТОТ, КТО ВОЗРОЖДАЕТ ЦЕРКВИ.

В послании семи церквям в Откровении 2 и 3 Иисус сам трудится над изменением этих местных общин. Он обращается к этим церквам исправить то, что сломано; исцелить то, что болеет; обличить то, что ложно; и дать новую жизнь тому, что умирает.

Вот примеры: Иисус упрекает ефесян, которые доктринально здоровы, но не имеют любви (Отк.2:2-7). Он благодарит церковь в Пергаме за то, что она «содержит имя» Его, но в то же время упрекает их за то, что они открыты к лжеучениям, и призывает их покаяться (Отк.2:13-17). В церкви в Фиатире были некоторые, кто придерживался лжеучения, и Иисус обещает осудить их (Отк.2:20-23), но остальную часть церкви Он одобряет и призывает продолжать оставаться верными (Отк. 2:19, 24-28). А к церкви в Сардисе Иисус говорит:

«…ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся… Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны» (Отк.3:1-4).

Если вам нужен один стих в подтверждение библейской идеи о возрождении церкви, то его можно найти в Откровении 3:2, где говорится: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти» (в англ. «Укрепите то, что осталось и вот-вот умрет»).

Да, правда, что этот стих был написан для самой церкви, но не должны ли церкви-сестры и начинающие пастора явить Христово сострадание церквям, подобным той, что была в Сардисе? Разве мы не должны испытывать аналогичную заботу о верующих в таких церквях, которые страдают от лжеучителей?

Иисус изменял и возрождал церкви — семь из них только в этих двух главах. Так и нам стоит так же поступать.

БОЖЬИ ЛЮДИ, НОСЯЩИЕ ИМЯ БОГА

Еще один мотив, который дает нам Писание для изменения и восстановления церкви состоит в том, что народ Божий носит имя Бога. Христиане крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Христиане — храм последних времен, воплощение того самого места, где Бог пожелал обитать Его имени (1Цар.8:17,19). Церковь — это люди, которые названы именем Божьим и которых Он создал и сформировал для Своей славы (Ис.43:7).

Кроме того, Бог ревнив к славе Своего имени (Исаия 48:9-11), поэтому и мы, как Его народ, должны так же к ней относиться.

Однако, как я уже сказал, когда церкви прозябают в грехе, разделении и номинализме, имя Бога становится нарицательным в обществе. Такие церкви клевещут на имя Бога, а не украшают и возвеличивают Его.

Загнивающая, пронизанная грехом церковь похожа на маяк со сломанным фонарем и зеркалом. Вместо того, чтобы отражать свет Божьей славы на многие километры и призывать грешников в убежище Божьей милости, такая церковь оставляет ночь такой же темной, как и прежде или даже темнее. Это похоже на радиостанцию, которую захватили: независимо от того, во что, по их утверждению, они верят, такая церковь вещает о Боге ложь, а не истину.

Поэтому ответственность за имя Бога, которую Он возложил на Своих людей и на их собрания (Мф 18:20), вдохновляет нас изменять и возрождать церкви. Как часто говорит Марк Девер, возрождение церкви есть царство два в одном: вы разрушаете искаженное свидетельство и одновременно устанавливаете на его месте верное.

НУ И ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ?

Если это действительно библейский принцип, что же мы должны делать? Я бы просто сказал, что, поскольку мы думаем о том, как распространять Евангелие и свидетельствовать о Царстве, возрождение церквей должно быть основным вариантом этого процесса. Это должно стать тем, о чем думают наши церкви, на чем строят стратегию и за что молятся. Церкви, которые хотят распространять Евангелие, должны заботиться, как Иисус и Павел, об укреплении и восстановлении свидетельства борющихся церквей.

Подумайте о том, что может сделать ваша поместная церковь, чтобы помочь другим церквям, которым нужна такая помощь. Познакомьтесь с ними. Откройте для себя их нужды. Выстраивайте отношения с ними. Будьте готовы помогать им любыми способами, в том числе, если возникнет такая возможность, послать пастора и людей, чтобы помочь в проведении изменений.

Если вы хотите заниматься основанием церквей, подумайте о возрождении церкви в качестве еще одного компонента в дополнение к созданию новой общины. Если вы вовлечены в возрождение церкви, то вы сможете прославить Бога и служить Его народу не только путем основания новой церкви (к чему, по сути, часто реформирование и сводится), но и через очищение мусора, который ваши братья и сестры оставили в вашем городе. Как и с физической уборкой вашего района, вы можете быть удивлены тем, насколько ваши соседи оценят духовно отреставрированную церковь. И кто знает, сколько церквей может быть основано или возрождено с помощью вашей обновленной общины!

Возрождение церкви должно быть нашей ответственностью, потому что это ответственность Бога, как видно в личном служении Господа Иисуса Христа и апостола Павла. Божьи люди носят Божье имя, поэтому мы также должны стремиться укреплять то, что осталось и вот-вот умрет.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.