5 признаков лидера с сердцем служителя

Все исповедующие христиане согласны в том, что христианский лидер должен иметь сердце служителя. Иисус выразил это абсолютно ясно:
«Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк. 22:25-26).
Разногласия касаются того, в чем должно проявляться сердце служителя в каждой конкретной ситуации. Иногда служащий лидер, так сказать, моет другим ноги (Ин. 13:1-17), но в других ситуациях он обличает (Мф. 16:23) и даже подвергает дисциплине (Мф. 18:15-20). Иногда он сам зарабатывает себе на жизнь и параллельно служит (1 Кор. 9:7), а в других ситуациях довольно-таки резко высказывается (1 Кор. 5:2; 11:16).

Входя в туманную область

Другие факторы делают определение термина «сердце служителя» еще более туманным. Начать хотя бы с того, что во всех христианских лидерах живет грех, и это значит, что даже на самом пике своей зрелости они все еще остаются несовершенными служителями. Кроме того, большинство служителей еще не достигло пика своей зрелости. К тому же, во всех остальных христианах еще живет грех, и большинство из нас также не достигло вершины зрелости. Разные темпераменты, опыт, дарования, призвания влияют на то, как определенные лидеры склонны служить, а определенные члены церкви – воспринимать их руководство: искренняя попытка лидера служить может быть воспринята искренним членом церкви как проявление над ним власти в плохом смысле этого слова (2 Кор. 1:24). А еще есть волки, переодетые в овец, эгоистичные лидеры, которые, обманывая членов своих церквей, иногда ведут себя очень похоже на настоящих лидеров с сердцем служителя.
Итак, требуется милосердная, терпеливая, смиренная проницательность, чтобы определить, исходят ли поступки и решения лидера из сердца, похожего на Христа. Это не просто. Нет универсального описания лидера с сердцем служителя. Нужды и контекст служения в церквях по всему миру обширны и разнообразны и требуют множества различных дарований и различных лидеров. Мы должны отказаться от собственных уникальных критериев, оценивая сердца служителей. Каждого из нас привлекают определенные типы лидеров, но наши предпочтения могут быть основаны на ненадежных и даже немилосердных стандартах.

Признаки лидера с сердцем служителя

И все же Новый Завет учит нас проявлять должную осмотрительность в определении пригодности лидера к служению (смотри, например, 1 Тим. 3:1-13). На какие черты нужно обратить внимание, чтобы понять, что лидер стремится к христоподобному служению? Этот список не является исчерпывающим, но вот пять основных признаков.

1. Лидер с сердцем служителя стремится прославить своего Господа

А его господин – это не его репутация или люди, которые избирают его на служение. Это Бог. Иисус сказал: «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а кто ищет славы Пославшему его, тот истинен, и нет неправды в нем» (Ин.7:18). Лидер, похожий на Христа, – это раб Христа, и с течением времени видно, что его преданность принадлежит именно Христу, а не общественному одобрению, положению или финансовой стабильности. Он «клянется хотя бы злому и не изменяет» (Пс. 14:4) (в другом переводе – «клянется, хотя и в ущерб себе»).

2. Лидер с сердцем служителя жертвенно стремится к наивысшей радости тех, кому он служит

Это не вступает в противоречие со стремлением прославить Господа. Иисус сказал: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой… так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:26, 28). Какой бы у лидера ни был темперамент, набор даров и способностей или сфера влияния, он принесет необходимые жертвы, чтобы достичь «успеха и радости в вере» других людей, что приведет к большему прославлению Бога (Фил. 1:25; 2:9-11).

3. Лидер с сердцем служителя откажется от своих прав, чтобы донести Евангелие до каждого человека

Павел выразил это следующим образом: «Я всем поработил себя, чтобы больше приобрести» (1 Кор. 9:19). В чем это выражалось? В том, что иногда он воздерживался от некоторой пищи и напитков, отказывался от финансовой поддержки от тех, кому он служил, работал своими руками, чтобы заработать на пропитание, терпел голод, наготу, скитался, переживал неуважительное отношение в церкви и за ее пределами (1 Кор. 4:11-13; 9:4-7). Он принял решение не жениться (1 Кор. 9:5). И все это до того, как умер мученической смертью. Планка, которую задал Павел своим служением, невероятно высока, но все лидеры с сердцем служителя откажутся от своих прав, если убеждены, что в результате этого больше людей будут привлечены ко Христу.

4. Лидер с сердцем служителя не озабочен желанием стать более заметной фигурой и получить признание со стороны людей

Подобно Иоанну Крестителю, лидер с сердцем служителя воспринимает себя как «друга Жениха» (Ин. 3:29) и не заботится о значимости своей роли. Он не считает имеющих менее заметное служение менее важными и не жаждет исполнять только видимое служение как более значимое (1 Кор. 12:12-26). Он стремится как можно лучше проявить себя в той роли, которую получил, и с радостью предоставляет распределение ролей Богу (Ин. 3:27).

5. Лидер с сердцем служителя ожидает и спокойно принимает тот факт, что однажды ему придется перестать играть ведущую роль в служении

Все лидеры становятся лидерами лишь на определенное время. Для некоторых это время длительное, для других короткое, для некоторых обильное, для других скудное, некоторые становятся запоминающимися, большинство – нет. Но время служения любого лидера когда-то заканчивается. Когда Иоанн Креститель осознал окончание времени своего служения, он сказал: «Эта-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:29,30).

«Лидер с сердцем служителя находит самоопределение и надежду не в своем призвании, но во Христе»

Иногда служитель сам осознает, что время его служения закончилось, иногда другие замечают это раньше, а иногда Бог допускает ситуации, в которых служение несправедливо отбирается по причинам, которые на тот момент могут быть непонятны служителю. Но лидер с сердцем служителя спокойно уступает свое место во благо делу Христа, потому что его самоопределение и надежда – не в его призвании, а во Христе.

Будьте милостивы по отношению к вашим лидерам

Ни один христианский лидер не является совершенным воплощением этих основных пяти принципов. Только Иисус выделяется на общем фоне. Подавляющее большинство наших лидеров – несовершенные служители, старающиеся быть верными.
Поэтому самым большим подарком нашим лидерам может быть:
1) выражение нашего ободрения, когда мы видим в них какие-то из этих положительных качеств (то есть развязать свой язык);
2) наше тихое терпение, когда они оступаются (то есть придержать язык);
3) наше милостивое суждение и доброе высказывание своего мнения касательно решений, которые кажутся сомнительными и вызывают вопросы (то есть укротить язык).
Все эти три пункта легко исполнить, если мы научимся говорить о лидерах так, как если бы говорили с ними.

«Подавляющее большинство наших лидеров – несовершенные служители, старающиеся быть верными»

Если служителю необходима помощь в том, чтобы увидеть, что его служение подошло к концу, пусть его верные друзья донесут это ему в форме любящего, милостивого и терпеливого ободрения или, если нужно, увещания.
Но иногда грехи лидера слишком разрушительны для церкви (как в случае с Диотрефом, 3 Ин. 9) или лидеры оказываются волками в овечьей шкуре (как Иуда, Лк. 6:16). В этом случае подходящая реакция заключается в том, чтобы благочестивые зрелые члены церкви подвергли лидера обличению (Мф. 16:23) и даже дисциплине (Мф. 18:15-20). Можно также с уверенностью сказать, что необходимо это сделать, если в течение продолжительного времени наблюдается отсутствие вышеперечисленных пяти признаков в жизни и служении лидера.

Пасторы, которые нам нужны

29.05.2024 / Дэвид Мэтис

Под влиянием общества мы подозрительно относимся к лидерам, зачастую предполагая, что они будут использовать власть скорее для собственной наживы, чем для всеобщего блага. Но некоторые из текстов Нового Завета дают нам представление о христианском руководстве, которое кардинально отличается от мирских парадигм лидерства. Опираясь на эти тексты, Дэвид Матис указывает 5 признаков хороших пастырей, в которых все мы нуждаемся.

Многие христиане видят катастрофу в распространении атеизма. По мнению же Дэвида Робертсона, намного сложнее достичь религиозных и номинально религиозных людей, нежели атеистов. Поэтому он хочет вдохновить всех христиан видеть в атеистах не угрозу своей вере, а людей, которые нуждаются в благой вести об Иисусе Христе и зачастую готовы ее принять.

Если само по себе применение церковной дисциплины обычно ни у кого не вызывает сомнений, то на этапе после применения дисциплины возникает немало вопросов, которые можно свести к одному: как относиться к человеку, к которому была применена церковная дисциплина?