Работа с кризисной беременностью

Работа с кризисной беременностью

Мои первые воспоминания об аборте

Первый раз я столкнулся с абортом, когда учился в медицинском университете на третьем курсе. У меня был цикл занятий по хирургии и всей нашей группой мы присутствовали на хирургической операции по удалению плода. На кресле была молодая красивая девушка, по всей видимости студентка, которая незапланированно забеременела. 

Мне сложно сказать, что творилось в сердце молодой женщины, однако она решилась на этот шаг. Вероятно, она какое-то время думала, взвешивала и, наконец, приняла решение: пойти на аборт. Операция прошла достаточно быстро, без всяких осложнений. Да и вряд ли они могли быть, когда каждый гинеколог в стационаре производит сотни таких операций в год. Через несколько часов девушка пришла в себя после наркоза, после чего её отпустили домой. Казалось бы, всё нормально, проблем нет. 

Вместе с тем, когда я думал обо всей этой ситуации, то у меня, студента-третьекурсника, в голове было много вопросов. Для всех окружающих врачей, медсестёр и моих одногруппников это была обычная операция, подобная тысячам других манипуляций. В ней не было ничего такого серьёзного, о чем стоило бы переживать. 

Медперсонал просто выполнял свою работу, пациентка лежала в кресле, кому-то из студентов был интересен сам процесс выскабливания плода. Некоторые мои одногруппницы шушукались в стороне, осуждая недальновидность женщины, которая не смогла предусмотреть беременность. Однако ни у кого из них я не заметил ни малейшего смущения по поводу самого аборта, как факта, как возможности освободиться от беременности. 

Почему женщины решаются на аборт?

По данным статистики за 2019 год, в России было произведено 523 тысячи абортов на чуть более 1,5 миллиона родившихся малышей, то есть почти треть зачатых детей не родились на свет. Другими словами, проблема абортов - это проблема не только конкретной девушки, медицинских работников или ограниченных слоев населения, она охватывает огромное число людей в нашей стране. 

Стоит задать вопрос: «Почему же так много женщин решаются на аборт?». Очевидно, что есть немало женщин, воспринимающих беременность как некое обычное изменение в их собственном теле, над которым они имеют полную власть. Ни у кого не вызывает смущения, когда человек удаляет зуб, который мешает ему спокойно жить, или идёт на аппендэктомию, когда воспалился аппендикс, или спокойно удаляет любое другое новообразование, которое причиняет ему неудобство. По этой же самой логике женщина может без переживаний удалить некое разрастание в матке в виде плода, которое может причинить ей немало проблем. 

Согласно законодательству Российской Федерации, до 12-й недели беременности ребёнок не рассматривается как живой организм и женщина может принять решение избавиться от плода по своему желанию, по социальным показаниям - до 22-й недели, а по медицинским показаниям - на любом сроке беременности. 

Для многих людей то, что живёт внутри женщины, что связано с ней пуповиной и нежизнеспособно без неё, не является самостоятельным организмом. По этой причине нет никакого морального вопроса – можно совершать аборт или нет. 

Ответ на философский вопрос о начале возникновения жизни становится ещё более сложным, когда женщина смотрит на него через призму своих трудностей. Та девушка-студентка, у которой я присутствовал на аборте, не была замужем и, вероятно, не планировала беременность. Конечно, очень сложно решиться родить ребёнка, если молодой человек, который зачал его, не пожелал взять на себя ответственность за этот поступок и позаботиться о матери и малыше. 

Это тяжело не только морально, но и социально, потому что придётся быть матерью-одиночкой, одной воспитывающей ребёнка, особенно если родители или близкие друзья не поддерживают молодую женщину. Кроме того, её гораздо сложнее потом выйти замуж, если вместе с ней будет «довесок» в виде малыша.  

Незапланированная беременность и будущее рождение ребёнка обязательно осложнит жизнь матери, связав её по рукам и ногам. Если к этому добавить ещё незаконченное образование, невозможность обеспечивать себя и добиться каких-то карьерных высот, то, конечно, женщина гораздо скорее готова избавиться от малыша. 

Добавьте сюда страх, который есть у многих молодых людей, что они не смогут обеспечить своему ребёнку достойный уровень заботы, не смогут обучать его в хорошем садике, школе и потом университете. Именно поэтому многие семейные пары сначала предпочитают выстроить материальную составляющую своей совместной жизни и только потом задумываются о том, заводить ли им детей и сколько заводить. Мысль о том, что количество детей будет больше, чем им могут позволить финансы, сразу же повергает их в панический ужас. 

Конечно, причин, которые приводит себе любая женщина, решившаяся на аборт, может быть гораздо больше. Они выглядят настолько серьёзными и неразрешимыми, что кажется, будто нет никакого другого выхода, кроме аборта. 

Кроме того, есть немало групп поддержки в различных социальных сетях, которые убеждают молодую женщину, что она может и должна сама решать, что для неё правильно. Они приводят десятки и сотни примеров тех девушек, которые совершили аборт и их жизнь не только не ухудшилась, но, наоборот, эта операция помогла им выйти на новый уровень понимания себя и взаимоотношений с окружающими людьми. Другими словами, любая женщина, которая решается на аборт, находится под мощным прессингом, который подталкивает её пойти на этот шаг. 

Отношение женщин к аборту

Вопрос взаимоотношений с женщиной, решившейся на аборт, часто осложняется её непониманием термина «аборт». Не секрет, что чаще всего в нашем представлении аборт – это кюретаж или выскабливание полости матки. Однако к абортивным способам прерывания беременности относится и вакуумная аспирация плода из тела женщины. Кроме того, в последнее время большую распространённость, особенно в больших городах, приобретает медикаментозная терапия, когда с помощью применения соответствующих медицинских препаратов наступает естественный выкидыш. Сюда же стоит добавить многочисленные лекарства или медицинские средства, которые обладают абортивным свойством, не позволяя зародышу прикрепиться к телу матки или нарушая прикрепление плода таким образом, что он естественно извергается из тела женщины. 

Другими словами, современное понятие «аборт» включает в себя гораздо больше способов извержения плода, чем те медицинские манипуляции, которые производились с женщиной в прошлом. Естественно, что многие женщины не видят особых проблем в том, чтобы выпить таблетки, которые вызовут спазм матки и приведут к выкидышу плода. Они могут даже не относиться к этому как к аборту. 

Вместе с тем, любая женщина, независимо от того, что она думает об аборте и как его воспринимает, чувствует внутри себя моральное осуждение, если она решилась на аборт или просто думает о нём. Я беседовал со многими нерелигиозными женщинами, которые по прошествии некоторого времени после аборта признавались, что совершили большой грех, за который Бог вряд ли их простит. 

Кто же сделал им внушение, что они совершили преступление? Очевидно, что совесть любого человека, даже самого порочного, всё равно не даёт ему спокойно спать, когда он совершает определённый моральный проступок, даже если этот проступок поощряется всеми людьми в округе. 

Где-то в глубине своей души любая женщина, которая пошла на аборт, понимает, что она восстала против своего малыша, который никак не мог себя защитить. Она понимает, что её поступок по своей сути есть что-то ужасное и противоестественное, коварное предательство. Кроме того, постепенно появляется осознание, что данный грех совершён не только против малыша, но также и против законов, которые установил Создатель Вселенной. Другими словами, в её сердце поселяется чувство вины перед нерождённым существом и великим Богом, Который, по представлениям большинства людей, есть где-то во Вселенной. 

Как помочь женщине, сделавшей аборт?

Поскольку такие женщины находятся под сильнейшим эмоциональным, моральным и социальным прессом, во время беседы с ними приходится учитывать в первую очередь их состояние. Самое главное, что необходимо оказать такой женщине на первом этапе – это внимание, участие и заботу. Для такой заблудившейся души порой нужно, чтобы кто-то её просто выслушал, кому она может вывалить весь груз своих проблем. Нередко, просто изливая свою боль, свои переживания и смущения, женщина сама начинает структурировать свои мысли и уже направляется к ответу.

К сожалению, для многих церковных служителей достаточно сложно понять простой принцип: наша задача заключается не в том, чтобы заставить женщину принять решение сохранить малыша. В реальности любое давление, запугивание адом и последствиями в репродуктивной сфере, манипуляции на чувстве вины или на гордыне не сработают, а скорее всего вызовут обратный эффект. 

Во-первых, женщина должна почувствовать, что рядом с ней находится человек, который может её понять. Даже если консультант не переживал ничего подобного, он знает, что представляет собой давление с разных сторон, когда надо принять очень непростое решение, которое может повлиять на всю жизнь. Именно поэтому необходимо очень внимательно слушать, задавать много уточняющих вопросов, пытаться «влезть в шкуру» того человека, с которым вы разговариваете. Только в этом случае вы сможете срезонировать на её душевную проблему, дать глубокий совет. Эта душа сможет сказать, что вы точно знаете её проблему, если вы искренне попытались понять все переживания её сердца. 

Во-вторых, когда вы хотите помочь такой женщине, вам нельзя просто говорить: «ничего страшного, сохраняй беременность, а дальше всё решится само собой». Вам необходимо «закатать рукава» и помочь ей в тех нуждах и проблемах, которые есть у неё. Иногда это будут вопросы юридического характера, которые надо помочь решить, иногда вопросы проживания, продуктов и прочего. 

Конечно, церковь не является социальным институтом, который призван решать нужды и проблемы окружающего общества. Вместе с тем мы с вами, как обычные верующие люди, не можем сказать человеку, который имеет глубокую нужду, чтобы он сам разгребал свои проблемы, но должны откликнуться на ту вопиющую нужду, которая есть в нашем поле зрения.

Необходимо сказать, что порой эта помощь будет продолжаться достаточно продолжительное время, потому что беременной женщине придётся уйти с того места работы, на котором она могла содержать себя. Вряд ли после родов она сможет сразу же восстановиться и вернуться к своему привычному укладу жизни до беременности. Однако даже наша небольшая помощь, поддержка до и после родов поможет женщине понять, что она не одна в этом мире, но есть рядом люди, которые готовы её поддержать. 

Важно отметить, что наше участие не должно быть сосредоточено просто на том, чтобы дать деньги. Ведь в действительности гораздо проще «откупиться» деньгами, чем вникать в нужды и проблемы конкретного человека. Именно поэтому стоит вникнуть в жизнь и трудности конкретной души, чтобы помочь ей в тех условиях, в которых она живёт.

В-третьих, как верующие люди, мы понимаем, что такой заблудшей душе обязательно нужна надежда. Её невозможно дать просто мотивационными лозунгами, типа: «давай, держись». Такой женщине надо увидеть, что мы не относимся к ней как к человеку второго сорта, но что все мы находимся на одном уровне с ней, потому что все бунтовали против Бога, не искали Его и творили ужасные грехи. Просто кто-то это делал видимо и ярко, а кто-то грешил лицемерно, притворяясь хорошим человеком. 

Кроме этого, стоит показать, что Бог не забыл про эту женщину, что Он не находится где-то далеко от этой души на другом конце Вселенной, что Он готов протянуть Свою руку помощи и поддержать её, несмотря на разные неправильные решения. Покажите ей, что человек может начать говорить с Богом в молитве, рассказывая Ему о своих трудностях и проблемах. 

Помогите этой женщине понять, что Господь знает об эмоциональных трудностях, которые она переживает, и Он уже сказал через Своё Слово, как действовать в подобной ситуации. Помогите человеку начать читать Псалмы, чтобы Библия нашла отклик в её раненом сердце. Не ожидайте, что человек сразу изменит свою позицию насчёт аборта и непременно покается. Возможно, что ничего этого не произойдёт. Ваша цель заключается в том, чтобы постараться оказать помощь женщине, которая обратилась к вам. Может быть, она всё же сделает аборт, но потом вспомнит о вас и придёт к вам уже за тем, чтобы найти поддержку после операции.

Заключение

Безусловно, служение таким женщинам, которые думают об аборте – это непростое служение. Однако вам надо помнить о том, что всегда есть великая цель - вкладывать свою жизнь и сердце в других людей. 

Во-первых, Господь через вас может спасти даже не одну физическую жизнь. Как говорит книга Притч, «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых на убиение?» (Пр. 24:11). Именно поэтому стоит вкладывать свои силы в то, чтобы защитить хотя бы одного младенца. 

Кроме того, мы хотим оказать физическую и духовную заботу самой матери. Конечно, далеко не всегда вы сможете увидеть быстрый результат в виде духовного обращения тех душ, о которых вы заботились. Однако даже если этого и не будет, вы тем не менее смогли оказать заботу и донести Благую Весть до женщины, которая находится в тяжёлых обстоятельствах. 

В конце концов, самая высшая цель - чтобы Господь был возвеличен через вас, чтобы ваше участие в нуждах людей указало им на великого Спасителя, Который пришёл на эту землю, чтобы иметь близкое общение с человеком. Ради этого стоит жить, стоит растрачивать свои силы, время и средства. 


Четыре принципа христианского единства

21.07.2021 / Бенджамин Моррисон

Как подходить к отличиям между христианами так, чтобы это приносило славу Христу и в то же время сохраняло единство с нашими братьями и сёстрами? Бенджамин Моррисон даёт ответ на этот вопрос на основании Рим. 14:19–23.

Вряд ли найдётся пастор, который любил бы говорить «нет» в ответ на предложение о хорошем деле для церкви. Однако ни одна поместная церковь не может сделать все хорошие дела. В данной статье Кевин Деянг описывает ситуации, в которых пасторы должны отказать, а также даёт рекомендации членам церкви, предлагающим новое служение.

Работа с кризисной беременностью

08.07.2021 / Виктор Зубарев

Служение женщинам, которые думают об аборте – это непростое служение. Однако всегда есть великая цель - прославить Господа через наше участие в нуждах людей. В своей статье Виктор Зубарев рассказывает о том, почему женщины решаются на аборт и как помочь таким женщинам.