Друг друга

Друг друга

"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… " Ин.13:34

Иногда мне кажется, что быть святым довольно просто… например, если бы я оставался в своей комнате весь день. Стоит утром помолиться, почитать Библию — и пока я один, терпение даётся легко, мир наполняет сердце, а доброжелательность кажется естественной. В такие моменты я чувствую трепетное отношение к людям и думаю, что готов нести их бремена.

Но вот я выхожу из комнаты и встречаюсь с «другими» лицом к лицу. И очень скоро понимаю: терпения стало куда меньше, мир куда-то исчез, а моя доброжелательность трещит по швам. Оказывается, люди имеют удивительную способность проверять мое состояние на прочность — и становится ясно, что моя “святость” была скорее иллюзией, чем реальностью.

Мне бы хотелось, чтобы святость была чем-то личным — словно сияющий нимб, который я ношу над своей головой в уединении. Но, как метко заметил Джон Стотт: «Святость — это не мистическое состояние, которое переживается в отношениях с Богом, но в отрыве от людей. Невозможно быть добрым в вакууме, а только в реальном мире людей».

Да, подлинная святость начинается между Богом и душой, но её полнота раскрывается в общении с другими — приятными, славными, раздражающими и порой даже невыносимыми.
Именно поэтому в Новом Завете снова и снова встречаются два простых слова, описывающих святую жизнь: «друг друга».

Что значит «друг друга»?

Около пятидесяти раз в Новом Завете Иисус и апостолы призывают нас к чему-то по отношению друг к другу: заботиться, терпеть, почитать, петь, делать добро, прощать. И среди всех этих повелений есть главная, всеобъемлющая заповедь (Кол. 3:14): «Любите друг друга».

Эти «друг друга» не исчерпывают всех наших обязанностей перед братьями и сёстрами во Христе, но вместе они создают яркую картину под владычеством Христа и по Его примеру. Ведь, по сути, это жизнь Христа, проявляющаяся в народе Христа для славы Христа.


Например, в Кол. 3:12–17 (где есть три «друг друга») Павел постоянно возвращается к Христу. Новый характер — сострадательный, добрый, смиренный, кроткий, терпеливый (ст. 12) — отражает «образ Создавшего» (ст. 10). Мы прощаем «как и Христос простил нас» (ст. 13). Наше единство — это «мир Христов» (ст. 15); слова — «слово Христово» (ст. 16). Всё, что мы делаем, — «во имя Господа Иисуса» (ст. 17). Потому что «Христос — всё и во всём» (ст. 11).

Эти «друг друга» — земное отражение небесной реальности, любовь Христа, воплощённая на страницах Евангелия. Их можно условно разделить на пять направлений:

смиряться как Христос;
принимать как Христос;
нести и исполнять Слово;
проявлять Божью любовь;
прощать как Христос.

Смиряться как Христос

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3).
«Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием» (1 Пет. 5:5).

Когда мы думаем о заповедях «друг друга», то часто начинаем с действий — что нам нужно сделать для братьев и сестёр. Но Писание сначала говорит не о действиях, а о внутреннем расположении сердца. Прежде чем говорить или делать что-то для других, мы должны иметь в себе «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Если выразить это одним словом — смирение.
Можно внешне «исполнять» эти заповеди, но с сердцем, не похожим на Христово: приветствовать с улыбкой, скрывая обиду; ободрять, но из корыстных побуждений; помогать, чувствуя себя спасителем. Тогда даже добрые поступки становятся тонкой формой служения себе.

Смирение же меняет сам взгляд на людей. Оно даёт нам видеть других ясно, без искажений эгоизма. Оно следует примеру Христа, который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти» (Флп. 2:8). Смирение идёт вниз, чтобы поднять другого, и не ищет, как при этом возвысить себя.
В общине, наполненной Духом, мы стремимся служить, а не быть обслуженными; выбираем место последнего и меньшего, потому что помним – именно так поступил Иисус.

Принимать как Христос

«Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» (Рим. 12:16).
«Принимайте друг друга, как и Христос принял вас, в славу Божию» (Рим. 15:7).
«Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1 Пет. 4:9).

Смирение не остаётся только внутренним качеством — оно проявляется во взгляде, словах и поступках. Христос, имея ум Божий, пришёл к нам, а не отвернулся. Он открыл для нас сердце, превратил чужих в братьев, врагов — в семью (Еф. 2:14–17).
Это принятие не ограничивается приветливым «здравствуй» людям, которые нам приятны. Заповедь «принимайте друг друга» означает тёплое, сердечное отношение ко всем в церкви — в том числе и к тем, кого мы склонны избегать, кто кажется нам «низким» (Рим. 12:16) или с кем мы не согласны (Рим. 14:3).

Если Христос оставил небеса, чтобы принять нас, грешников, то мы можем пройти несколько шагов, чтобы подойти к кому-то в фойе церкви. Если Он открыл сердце и дом для нас, когда мы были чужими, мы можем открыть свои двери даже для тех, кто нам не близок. Если Он встретил нас в нашей потерянности, мы можем встретить другого в его одиночестве.

Нести и исполнять Слово

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга…» (Кол. 3:16).
«Утешайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5:11).
«…но наставляйте друг друга каждый день» (Евр. 3:13).

Христиане — это народ Слова. Мы сами были рождены «от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1:23) и теперь призваны передавать эту жизнь дальше — через слова, которые формирует Писание. Это может быть наставление, ободрение, обличение, утешение или даже пение.
У каждого из нас, независимо от того, пастор мы или нет, есть дар хранить и передавать Божье Слово. Мы ищем возможности применить его так, чтобы оно соответствовало ситуации и «доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). Мы говорим так, чтобы «возбуждать друг друга к любви и добрым делам» (Евр. 10:24). Даже в дружеских разговорах у нас есть внутренняя цель — сказать что-то, что Бог может использовать для назидания другого.

Но чтобы говорить так, нужно уметь слушать. Как писал Дитрих Бонхёффер, мы можем верно говорить Слово Божье только тогда, когда «слушаем с ушами Бога» — внимательно и с терпением, вникая в сердце брата или сестры. Мы не только наставляем, но и позволяем другим наставлять нас. В церкви нет тех, кто только учит или только учится — мы все и ученики, и учителя, и слушатели, и говорящие.

Проявлять Божью любовь

«…всегда ищите добра и друг другу, и всем» (1 Фес. 5:15).
«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил…» (1 Пет. 4:10).
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
Слова важны, но их одних недостаточно. Христос во время Своего служения не только учил, но и исцелял, кормил, прикасался, утешал, освобождал. И мы, как Его ученики, призваны быть друг для друга не только устами, но и руками, ногами, плечами. Любовь выражается не только в словах, но и в делах.
Иногда служение делами стоит дороже, чем служение словами. Легче сказать ободряющее слово, чем провести несколько часов рядом с тем, кто страдает. Легче выразить сочувствие, чем взять на себя часть чужого бремени. Такая любовь вторгается в наши планы, отнимает время вечеров и выходных.

Как говорил Джон Оуэн, «пусть величайшие считают своей высшей честью оказать самую скромную и нужную помощь даже наименьшему из святых». В Царстве Христа честь — это служить: пасторы навещают пожилых, занятые отцы помогают расставить стулья перед собранием, уставшие матери находят время выслушать сестру в её трудности, студенты тратят субботу на помощь с переездом.

Мы все, как женщина с алебастровым сосудом (Мк. 14), готовы разбить то, что нам дорого — время, силы, деньги, комфорт — ради тела Христова.

Прощать как Христос

«…снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4:2).
«Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

Смиренный ум Христа, Его радушие, созидающие слова и деятельная любовь — всё это ярко отражает Его характер. Но ничто не показывает Христа так ясно, как готовность прощать. Церковь строится в форме креста — через боль, разочарования и конфликты.
Когда мы становимся ближе друг к другу, неизбежно будем испытывать друг друга на прочность: кто-то скажет неосторожное слово, кто-то поступит несправедливо, кто-то ранит, даже не заметив. Иногда это оставляет глубокий след в сердце. Но именно в эти моменты у нас есть возможность явить красоту Христовой любви:

«Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).
Такое прощение всегда даётся непросто. Оно требует отказаться от права держать обиду, перестать видеть человека через призму его проступка, отпустить боль. Это любовь Голгофы — и она сияет голгофской славой.

«Друг друга» для мира

Почему апостолы так много писали о христианском общении? Почему в их посланиях так много повелений «друг другу», а не просто наставлений о личной духовной жизни?
Наверное, по той же причине, по которой Иисус сказал Своим ученикам:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35).

Мир живёт по своим «законам» общения: взаимная обида, вражда, использование друг друга в своих интересах, эгоизм. Но церковь призвана являть иной путь и иного Господа. Христос примиряет нас не только с Собой, но и друг с другом, превращая боль «друг друга» в любовь «друг друга».
Когда такие общины выходят за стены церкви — в парки, кафе, спортклубы, на улицы своих городов — и приглашают людей внутрь, их любовь не остаётся незамеченной. «Потому узнают все…»

Поэтому, живя и исполняя все эти «друг друга», мы не просто имеем ум Христа, принимаем, как Он, говорим Его слова, показываем Его любовь и даруем Его благодать — мы также участвуем в Его миссии в этом мире.

Молитвенные прогулки с малой группой

16.11.2025 / Владислав Трескин

Сегодняшний мир живет в цифровой изоляции и каждый житель города — сам по себе. Вот почему нам, христианам, так важно выйти из «коробочки своего дома» и привычного образа жизни, и увидеть людей рядом с нами, чтобы помолиться за них.

Принципы здоровой общины

05.11.2025 / Евгений Бахмутский

«У христианской церкви нет большого будущего», — сказал мне знакомый, наблюдая за строительством новой мечети в Москве.

Что значит принцип «Только Писание»?

01.11.2025 / Андрей Двуреченский

Практически каждый протестант знает принцип: «Только Писание» (с лат. Sola Scriptura). Многие его провозглашают, но что он значит?